Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.06.2016 N Ф04-2496/2016 по делу N А70-8526/2015
Требование: Об оспаривании распоряжения уполномоченного органа по управлению государственным имуществом.
Обстоятельства: Учреждение с целью устранения необоснованных затрат на содержание неиспользуемого имущества обратилось с заявлением об изъятии его в казну РФ. По распоряжению имущество принято в состав имущества РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку уполномоченный орган действовал в соответствии с предоставленными законом полномочиями, спорное имущество является для учреждения излишним, не используется им по назначению, находится в неудовлетворительном состоянии.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тюменской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2016 г. по делу в„– А70-8526/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Доронина С.А.,
судей Кадниковой О.В.,
Лошкомоевой В.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Тараскуль" на решение от 22.10.2015 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 10.03.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу в„– А70-8526/2015, принятые по заявлению Федерального бюджетного учреждения Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Тараскуль" (625058, город Тюмень, улица Санаторная, дом 10, ИНН 7204013642, ОГРН 1027200784654) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (625000, город Тюмень, улица Водопроводная, дом 38, ИНН 7202198042, ОГРН 1097232017574) об оспаривании распоряжения от 08.04.2015 в„– 110/03 "О казне Российской Федерации".
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Фонд социального страхования Российской Федерации.
В заседании приняли участие представители Федерального бюджетного учреждения Центра реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Тараскуль" Ташбулатова З.А. по доверенности от 13.04.2016 в„– 01/371, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области Громова Е.С. по доверенности от 02.11.2015 в„– 158/01-Д.
Суд

установил:

Федеральное бюджетное учреждение Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Тараскуль" (далее -Учреждение, заявитель, кассатор) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - ТУ Росимущества, ответчик) об оспаривании распоряжения от 08.04.2015 в„– 110/03 "О казне Российской Федерации" (далее - распоряжение от 08.04.2015).
Определением суда от 05.08.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).
Решением от 22.10.2015 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 10.03.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, Учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой, полагая, что судами первой и апелляционной инстанций нарушены нормы материального права, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, оспариваемое распоряжение от 08.04.2015 является недействительным, поскольку вынесено ТУ Росимущества с нарушением месячного срока, установленного пунктом 2.7 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2011 в„– 621 (далее - Административный регламент).
По утверждению кассатора, судами не было учтено, что Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведомстве Фонда, в связи с чем распоряжение имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за Учреждением, возможно с согласия Фонда. Письмо от 20.12.2011 выражает мнение одного из структурных подразделений Фонда, которое не имеет полномочий по согласованию отчуждения имущества.
ТУ Росимущества представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил решение от 22.10.2015 и постановление от 10.03.2016 отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ТУ Росимущества поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев кассационную жалобу, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Учреждению на праве оперативного управления были предоставлены объекты недвижимости, расположенные по адресу: Тюменская область, Тюменский район, деревня Малые Акияры, улица Туйчина, 1а (подсобное хозяйство): здание свинарника и арочник (далее - имущество).
Учреждение в порядке пункта 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) во исполнение требований об устранении нарушений в части необоснованных затрат на содержание неиспользуемого имущества, выявленных по результатам проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, обратилось с заявлением об изъятии в казну Российской Федерации имущества, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, деревня Малые Акияры, улица Туйчина, 1а.
В соответствии с письмами от 12.03.2015 в„– ИБ-07/9140 и от 31.03.2015 в„– ИБ-07/12072 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) поручило ТУ Росимущества в случае отсутствия необходимости использования имущества для размещения территориальных органов исполнительной власти принять вышеуказанное имущество в казну Российской Федерации, передать в аренду в соответствии с действующим законодательством.
ТУ Росимущества 08.04.2015 издано распоряжение, согласно которому ТУ Росимущества принимает в состав Российской Федерации имущество, указанное в приложении 1 к нему, а именно: нежилое здание, 1-этажное, литера А, общей площадью 511,6 кв. м и арочник, инвентарный номер 8298, расположенные по адресу: Тюменская область, Тюменский район, деревня Малые Акияры, улица Туйчина, la.
Полагая, что распоряжение от 08.04.2015 нарушает права Учреждения, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 296, 299 ГК РФ, принимая во внимание Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, утвержденного Приказом Росимущества от 30.04.2009 в„– 122 (далее - Положение), пришел к выводу о том, что действия ТУ Росимущества по изъятию имущества из оперативного управления Учреждения и передаче его в казну Российской Федерации являются правомерными, поскольку оно является для заявителя излишним и неиспользуемым.
Вывод суда первой инстанции поддержан апелляционным судом.
Суд кассационной инстанции считает судебные акта правильными.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Пунктом 1 статьи 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (пункт 2 статьи 296 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 в„– 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Росимуществе (далее - Положение в„– 432), в соответствии с пунктом 1 которого Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения в„– 432 Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На территории Тюменской области распоряжение федеральной собственностью осуществляет ТУ Росимущества в силу Положения, утвержденного приказом Росимущества от 30.04.2009 в„– 122.
В соответствии с пунктами 4.1.9, 4.2.15 указанного Положения к полномочиям ТУ Росимущества отнесено, в том числе, изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Таким образом, как верно установлено судами, ТУ Росимущества обладает необходимой компетенцией по распоряжению спорным имуществом, в том числе правом его изъятия из оперативного управления, на котором данное имущество находилось у Учреждения.
Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
Поэтому собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия Учреждения. Переданное в оперативное управление имущество может быть изъято собственником только как излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению.
Согласно предоставленным законом полномочиям, учитывая обращение Учреждения об изъятии имущества, ТУ Росимущества, установив, что оно является для заявителя излишним, не используется им по назначению, находится в неудовлетворительном состоянии, правомерно изъяло и передало его в государственную казну Российской Федерации.
Доказательств того, что изъятое из оперативного управления Учреждения имущество связано с целями уставной деятельности, его изъятие препятствует заявителю возможности ее осуществления, в материалах дела не имеется.
Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства, сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального права.
Апелляционный суд обоснованно отклонил довод кассатора о нарушении ТУ Росимущества положений Административного регламента, поскольку Учреждение обращалось с заявлением об изъятии свинарника и арочника, а не земельного участка.
Иные приведенные Учреждением в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о его несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 22.10.2015 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 10.03.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А70-8526/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения Центра реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Тараскуль" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.А.ДОРОНИН

Судьи
О.В.КАДНИКОВА
В.А.ЛОШКОМОЕВА


------------------------------------------------------------------