Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.06.2016 N Ф04-2018/2016 по делу N А03-18013/2015
Требование: О признании частично незаконным и отмене постановления о привлечении общества к ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за то, что созданное обществом профессиональное аварийно-спасательное формирование не аттестовано в установленном порядке на проведение газоспасательных работ, не заключен договор на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку обществом соблюден разрешительный порядок деятельности по аварийно-спасательным и иным неотложным работам в чрезвычайных ситуациях, необходимость проведения обществом газоспасательных работ не доказана.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Алтайского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2016 г. по делу в„– А03-18013/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на постановление от 18.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Бородулина И.И., Полосин А.Л.) по делу в„– А03-18013/2015 Арбитражного суда Алтайского края заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Барнаул" (656043, Алтайский край, город Барнаул, проспект Социалистический, 24, ИНН 2222027078, ОГРН 1022201135220) к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (650002, Кемеровская область, город Кемерово, улица Институтская, 3, ИНН 4200000206, ОГРН 10342050004525) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд

установил:

акционерное общество "Газпром газораспределение Барнаул" (далее - общество, АО "Газпром Газораспределение Барнаул") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании частично незаконным и отмене постановления Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) от 09.09.2015 в„– 24-0078 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Общество просило исключить из указанного постановления одно из вмененных ему нарушений, а именно: созданное обществом профессиональное аварийно-спасательное формирование (далее - ПАСФ) не аттестовано в установленном Правительством Российской Федерации порядке на проведение газоспасательных работ, а также не заключен договор на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием), аттестованными на проведение таких работ.
Решением от 23.11.2015 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) в удовлетворении требования отказано.
Постановлением от 18.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит постановление от 18.02.2016 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, при эксплуатации обществом опасных производственных объектов (далее - ОПО) возможно возникновение аварий, для локализации и ликвидации которых требуется выполнение газоспасательных работ, поэтому созданное им ПАСФ должно быть аттестовано на право ведения именно такого вида аварийно-спасательных работ как газоспасательные работы.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Газпром Газораспределение Барнаул", соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, просит оставить принятый им судебный акт без изменения, кассационную жалобу управления - без удовлетворения.
На основании части 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Отческой Т.И. на судью Шабанову Г.А., кассационная жалоба рассмотрена с начала.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 08.07.2015 управлением проведена плановая выездная проверка соблюдения АО "Газпром Газораспределение Барнаул" лицензионных требований, в ходе которой был обнаружен ряд нарушений, в том числе статей 5, 12 Федерального закона от 22.08.1995 в„– 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон в„– 151-ФЗ), части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон в„– 116-ФЗ), подпункта "р" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химических опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 в„– 492 (далее - Положение в„– 492).
По фактам выявленных нарушений в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении от 31.07.2015 в„– 24-078 и вынесено постановление от 09.09.2015 в„– 24-0078 о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с одним из вмененных ему нарушений, АО "Газпром Газораспределение Барнаул" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции согласился с выводом управления о том, что общество обязано либо иметь собственную профессиональную аварийно-спасательную службу (формирование), аттестованную на проведение газоспасательных работ, либо у него должен быть заключен договор с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием), аттестованной на ведение таких работ. Поскольку в свидетельстве об аттестации от 27.11.2014 газоспасательные работы не указаны, суд счел, что созданная обществом ПАСФ не может привлекаться для выполнения соответствующих работ, поэтому отказал в удовлетворении заявленного требования.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленное обществом требование, апелляционный суд указал на соблюдение обществом разрешительного порядка деятельности по аварийно-спасательным и иным неотложным работам в чрезвычайных ситуациях; исполнение предусмотренной статьей 10 Закона в„– 116-ФЗ и подпунктом "р" пункта 5 Положения в„– 492 обязанности путем создания собственной ПАСФ; недоказанность управлением необходимости проведения обществом газоспасательных работ.
Оставляя обжалуемый судебный акт без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО.
В силу статьи 3 Закона в„– 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
На основании части 1 статьи 10 Закона в„– 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая ОПО, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, а также заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы (формированиями), а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Наличие в соответствии со статьей 10 Закона в„– 116-ФЗ договоров на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) либо наличие собственных, создаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), а также наличие нештатного аварийно-спасательного формирования из числа производственного персонала согласно подпункту "р" пункта 5 Положения в„– 492 является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату, осуществляющему деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Согласно частям 1, 2 статьи 12 Закона в„– 151-ФЗ все аварийно-спасательные службы (формирования) подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы (формирования), не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
В соответствии с пунктами 2, 6, 11 - 14 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 в„– 1091, аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ, перечень видов которых определяется их учредителями (руководителями) исходя из возложенных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, зоны ответственности и характеристик обслуживаемых объектов.
Статьей 5 Закона в„– 151-ФЗ к аварийно-спасательным работам отнесены поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что общество является владельцем сетей газоснабжения III класса опасности (свидетельство о регистрации ОПО от 14.09.2015 в„– А63-01695), имеет лицензию от 22.07.2010 ВП-63-001654 на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (виды работ - транспортирование и использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Закону в„– 116-ФЗ).
АО "Газпром Газораспределение Барнаул" разработан и согласован, в том числе с управлением, План взаимодействия городских служб различных ведомств (пожарной охраны, полиции, скорой помощи, электросети, водоканала, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) при ликвидации аварийных ситуаций в газовом хозяйстве общества, План локализации и ликвидации аварий в газовом хозяйстве, План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на эксплуатируемых ОПО обществом было создано собственное ПАСФ, которое имеет свидетельство от 27.11.2014 серия 16/2-1 в„– 00837 на проведение поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, внесено в реестр аттестованных формирований (уведомление Минэнерго России от 23.12.2014 в„– 244/57) и поставлено на учет аварийно-спасательных формирований в Алтайском крае (письмо Главного управления МЧС России по Алтайскому краю от 19.02.2015 в„– 1588-4-3-2).
Согласно протоколам заседания комиссии по проведению итоговой аттестации от 01.08.2014, от 08.08.2014 аттестация ПАСФ проведена по программе "Предупреждение и действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация ведения аварийно-спасательных работ", модуль "Особенности ведения аварийно-спасательных работ в газовой хозяйстве".
Исследовав и оценив в порядке статей 71, 268 АПК РФ представленные сторонами доказательства суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что управление не обосновало и не подтвердило необходимость аттестации созданной обществом ПАСФ на проведение именно газоспасательных работ, характеризующихся выполнением их в условиях наличия в окружающей среде и превышающих предельно допустимые концентрации токсичных, и (или) пожароопасных и (или) взрывоопасных веществ с применением изолирующих средств индивидуальной защиты.
Нормативные правовые акты, на которые сослались суд первой инстанции и управление, не свидетельствуют о том, что при возникновении аварийной ситуации на эксплуатируемых ОПО потребуется осуществление АО "Газпром Газораспределение Барнаул" газоспасательных работ.
Положения пунктов 1.4, 1.7, 1.12, 6.6 Типовой инструкции по организации безопасного проведения газоопасных работ, разработанной и утвержденной Госгортехнадзором СССР 20.02.1985, пункты 147, 156, 190 - 192 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 в„– 542, по верному замечанию апелляционного суда, регламентируют порядок подготовки, оформления и проведения газоопасных работ, нарушение которого в рассматриваемом случае обществу не вменялось.
Кроме того, судом принято во внимание, что после проведения проверки деятельность общества не была приостановлена на основании части 3 статьи 12 Закона в„– 151-ФЗ (подготовка и состояние ПАСФ не отвечает требованиям, установленным законодательством Российской Федерации).
При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно счел недоказанным наличие в действиях АО "Газпром Газораспределение Барнаул" оспариваемого им нарушения.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 18.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А03-18013/2015 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Г.А.ШАБАНОВА

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА


------------------------------------------------------------------