Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.05.2016 N Ф04-1655/2016 по делу N А46-6932/2015
Требование: О признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на железнодорожный путь необщего пользования, обязании осуществить государственную регистрацию права.
Обстоятельства: Отказ регистрирующего органа мотивирован непредставлением обществом необходимых документов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку для регистрации права на вновь построенный железнодорожный путь необщего пользования необходимо разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое обществом не представлено, приложенный к заявлению на регистрацию акт рабочей комиссии не может быть приравнен к акту ввода объекта в эксплуатацию.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2016 г. по делу в„– А46-6932/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Доронина С.А.,
судей Кадниковой О.В.,
Мельника С.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при ведении протокола помощником судьи Атрасевой А.О. кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омский свечной завод" на решение от 12.10.2015 Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) и постановление от 20.01.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Киричек Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу в„– А46-6932/2015, принятые по результатам рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "Омский свечной завод" (644082, город Омск, улица Кошевого, дом 92, ИНН 5507046058, ОГРН 1025501387064) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании недействительным отказа в государственной регистрации и об обязании произвести государственную регистрацию.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Воронов Т.А.) в заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "Омский свечной завод" Каныгина Е.Ю. по доверенности от 25.06.2015; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области Терехова Е.В. по доверенности от 30.12.2015.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Омский свечной завод" (далее - ООО "Омский свечной завод", кассатор, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) в государственной регистрации права собственности на железнодорожный путь необщего пользования протяженностью 90 м от СП2 через СП3 до упора, кадастровый номер 55:36:000000:159525, расположенный по адресу: город Омск, улица Олега Кошевого, дом 92 (далее - железнодорожный путь необщего пользования, объект) и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности, сформулированного в сообщении от 06.04.2015 в„– 55/201/010/20115-9958.
Определением от 07.09.2015 Арбитражного суда Омской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества).
Решением от 12.10.2015 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 20.01.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, ООО "Омский свечной завод" обратилось с кассационной жалобой, в которой, полагая, что судами первой и апелляционной инстанций нарушены нормы материального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
По мнению ООО "Омский свечной завод" судами не была учтена специфика объекта, подлежащего государственной регистрации, на который общие требования Градостроительного кодекса Российской Федерации о введении в эксплуатацию не распространяется.
К правоотношениям, возникающим при строительстве железнодорожных путей необщего пользования, применяется отраслевой порядок строительства и ввода объекта в эксплуатацию, предусмотренный Федеральным законом от 10.01.2003 в„– 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте).
Ссылаясь на приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 в„– 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" (далее - Приказ от 18.06.2003 в„– 26), расположение железнодорожного пути необщего пользования на территории земельного участка, предоставленного в пользование открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") для эксплуатации железнодорожных путей федерального значения, согласование с ОАО "РЖД" примыкания объекта к железнодорожным путям ОАО "РЖД", кассатор полагает, что представленный в регистрирующий орган акт приемки в постоянную эксплуатацию законченного строительством железнодорожного пути необщего пользования от 27.06.2008 (далее - акт от 27.06.2008) считается надлежащим правоустанавливающим документом, подтверждающим факт ввода объекта в эксплуатацию.
ООО "Омский свечной завод" считает не соответствующим обстоятельствам дела указание суда первой инстанции на непредставление согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации строительства железнодорожного пути.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Омский свечной завод" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил решение от 12.10.2015 и постановление от 20.01.2016 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представитель Управления Росреестра считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Омский свечной завод" принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 21 006 кв. м, кадастровый номер 55:36:19 03 01:00744, разрешенное использование: производственные нужды, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно 3-этажного нежилого строения, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица Олега Кошевого, дом 92, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.10.2007 серии 55АВ в„– 565889.
Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 10.06.2008 в„– 176 "О примыкании железнодорожного пути необщего пользования ООО "Омский свечной завод" к существующему железнодорожному пути общего пользования на железнодорожной станции "Карбышево 1" Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" разрешено примыкание железнодорожного пути необщего пользования ООО "Омский свечной завод" к железнодорожному пути общего пользования в„– 23 на железнодорожной станции "Карбышево 1" Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (на расстоянии 978,60 м от пассажирского здания в сторону станции "Входная").
Согласно акту от 27.06.2008 предъявленный к приемке объект выполнен в соответствии с проектом, соответствует строительно-техническим нормам, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным нормам, а также условиям безопасности движения, при его проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию не нарушены требования действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, готов к открытию для постоянной эксплуатации.
27.10.2005 между Территориальным управлением Росимущества в Омской области (арендодатель) и ОАО "РЖД" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в„– 99-ТУ, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 55:36:000000:0037, расположенный в северо- западной части кадастрового района 55:36 города Омска.
27.06.2013 между ОАО "РЖД" (арендатор) и ООО "Омский свечной завод" (субарендатор) заключен договор субаренды части земельного участка в„– ЦРИ/4/СА/5356/13/000583, по условиям которого арендатор передает, а субарендатор принимает и использует на праве субаренды земельный участок площадью 849,50 кв. м с учетным номером чзу1, являющийся частью земельного участка общей площадью 8 525 168,00 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 55:36:00 00 00:0037.
Участок предоставляется для размещения и эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования ООО "Омский свечной завод", примыкающего через стрелочный перевод к железнодорожному пути общего пользования в„– 23 железнодорожной станции "Карбышев 1" Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (на расстоянии 978,60 м от оси пассажирского здания в сторону станции "Входная").
ООО "Омский свечной завод" 17.02.2015 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на железнодорожный путь необщего пользования, протяженностью 90 м от СП2 через СП3 до упора, кадастровый номер 55:36:000000:159525, расположенный по адресу: город Омск, улица Олега Кошевого, дом 92.
В соответствии с сообщением от 06.04.2015 в„– 55/201/010/2015-9958 Управлением Росреестр отказано в регистрации права ООО "Омский свечной завод" на основании абзацев десятого и тринадцатого пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в связи с тем, что не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
ООО "Омский свечной завод", полагая указанный отказ незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что для регистрации права на вновь построенный железнодорожный путь необщего пользования необходимо разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, однако такой документ заявителем в регистрирующий орган не представлен; приложенный к заявлению на регистрацию акт от 27.06.2008 является актом рабочей комиссии, который не может быть приравнен к акту ввода объекта в эксплуатацию; истцом не представлено согласование с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации строительства железнодорожного пути.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд кассационной инстанции считает, что судами приняты правильные судебные акты исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 17 Закона о регистрации включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации).
В силу пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав основанием для отказа в государственной регистрации прав, в частности, является несоответствие документов, представленных на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, а также непредставление документов, необходимых в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о регистрации, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлена в соответствии с частью 12 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации Приказом Минстроя России от 19.02.2015 в„– 117/пр. "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию". Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом, выдавшим разрешение на строительство (часть 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Поскольку ООО "Омский свечной завод" не представило на государственную регистрацию выданное уполномоченным на то органом разрешение на ввод железнодорожного пути необщего пользования в эксплуатацию, руководствуясь пунктом 1 статьи 20 Закона о регистрации Управление Росреестра на законном основании отказало в регистрации права собственности на объект.
Суды обеих инстанций проверили довод ООО "Омский свечной завод" о том, что ввод спорного объекта в эксплуатацию произведен в порядке, установленном статьей 16 Закона о железнодорожном транспорте, дали оценку акту от 27.06.2008, представленному истцом в подтверждение соблюдения этого порядка, и пришли к правильному выводу о том, что указанный акт фактически является актом рабочей комиссии, подтверждающим возможность функционирования железнодорожного пути необщего пользования, его готовности для предъявления приемочной комиссии и не соответствует требованиям статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом общество не лишено права на повторное обращение в Управление Росреестра после устранения недостатков.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает необходимым исключить из мотивировочной части решения от 12.10.2015 вывод о непредставлении истцом согласования строительства объекта с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, поскольку акт от 27.06.2008 подписан, в том числе, заместителем руководителя Сибирского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта. Однако это не повлекло принятия неправильного судебного акта по существу спора.
Несостоятельной является ссылка подателя кассационной жалобы на практику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по конкретным делам, поскольку исходя из их фактических обстоятельств строительство объектов производилось до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями закона.
Нарушений судами норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 12.10.2015 Арбитражного суда Омской области и постановление от 20.01.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А46-6932/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омский свечной завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.

Председательствующий
С.А.ДОРОНИН

Судьи
О.В.КАДНИКОВА
С.А.МЕЛЬНИК


------------------------------------------------------------------