По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.02.2016 N Ф04-265/2016 по делу N А75-6580/2015
Требование: О признании недействительным решения отделения Фонда социального страхования РФ об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности и обязании устранить нарушение прав плательщика взносов.
Обстоятельства: В результате проверки установлено занижение базы для начисления страховых взносов, плательщику предложено уплатить пени и отразить в документах дополнительно начисленные страховые взносы.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку суду необходимо дать оценку договорам, заключенным обществом с физическими лицами - исполнителями работ и услуг, установить характер взаимоотношений сторон, истребовать у сторон дополнительные документы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2016 г. по делу в„– А75-6580/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Поликарпова Е.В.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел кассационную жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 18.08.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 05.11.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу в„– А75-6580/2015 по заявлению открытого акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - региональные сети" (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 118, ИНН 8601033125, ОГРН 1078601003788) к Государственному учреждению -региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Дзержинского, дом 31, ИНН 8601004332, ОГРН 1028600508188) об оспаривании ненормативного правового акта.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - региональные сети" - Кочегарова А.А. по доверенности от 31.12.2015 в„– 232/15.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Югорская территориальная энергетическая компания - региональные сети" (далее - Общество, ООО "ЮТЭК - региональные сети") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Фонд социального страхования) о признании недействительным решения от 22.05.2015 в„– 23/ОСС.Д об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и возложении на Фонд социального страхования обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов. Кроме того, Общество просило взыскать расходы по уплате государственной пошлины.
Решением от 18.08.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 05.11.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Фонд социального страхования, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился с кассационной жалобой, так как считает, что выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ЮТЭК - региональные сети" просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласно в полном объеме.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 16.02.2016 до 18.02.2016 до 10 часов 00 минут, о чем представители сторон извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Заслушав представителя открытого акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - региональные сети", поддержавшего доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, изучив доводы, приведенные Фондом социального страхования в кассационной жалобе, проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене.
Из материалов дела следует, что в период с 26.02.2015 до 24.03.2015 Фондом социального страхования в отношении ОАО "ЮТЭК - региональные сети" была проведена проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, о чем составлен акт от 28.04.2015 в„– 23/ОСС.Д.
В результате проверки было установлено занижение базы для начисления страховых взносов в 2012-2014 годах на сумму 2 020 592,37 руб.
По мнению Фонда социального страхования, заключенным договорам присущи все элементы срочного трудового договора, в связи с чем такие договоры в нарушение части 2 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) подменили трудовые договоры, и в нарушение части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ) страховые взносы по заключенным договорам в 2012-2014 годах не начислялись.
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом социального страхования принято решение от 22.05.2015 в„– 23/ОСС.Д, которым ОАО "ЮТЭК - региональные сети" предложено уплатить пени в размере 1 875,78 руб. и отразить в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования дополнительно начисленные страховые взносы в сумме 58 597,28 руб.
Полагая, что решение от 22.05.2015 в„– 23/ОСС.Д является незаконным и нарушает права ОАО "ЮТЭК - Региональные сети" как страхователя последний обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что решение Фонда социального страхования не соответствует нормам действующего законодательства; Обществом не допущено занижение базы для начисления страховых взносов, поэтому и основания для доначисления последних отсутствуют.
Кроме того, суды указали, что в соответствии со статьей 19.1 ТК РФ Фонд социального страхования не вправе осуществлять переквалификацию договоров.
Суд кассационной инстанции считает ссылку судов первой и апелляционной инстанций на статью 19.1 ТК РФ основанной на неверном толковании норм права.
Согласно статье 19.1 ТК РФ признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться: судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 в„– 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" Фонд социального страхования (страховщик) обязан обеспечивать сбор страховых взносов, обеспечивать контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями; вправе проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 в„– 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон в„– 255-ФЗ) страховщик, которым является Фонд социального страхования, имеет право проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов.
Само по себе право проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов подразумевает право на оценку представляемых страхователем документов, в том числе договоров.
Кроме того, правомерность признания отношений, возникших на основании гражданско-правовых договоров трудовыми, фактически входила в предмет заявленных требований, рассматриваемых в суде. В связи с чем должна была быть оценена судами.
Судами первой и апелляционной инстанций указано, что из материалов дела усматривается и не оспаривается Фондом социального страхования, что спорные гражданско-правовые договоры, заключенные Обществом с физическими лицами - исполнителями работ и услуг, не содержат соответствующих условий о возложении на ОАО "ЮТЭК - Региональные сети" обязанности по уплате страховщику страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В связи с чем сделали вывод о том, что ОАО "ЮТЭК - Региональные сети" правомерно не осуществляло перечисление страховых взносов по таким договорам в проверяемый период.
При этом судами не принято в качестве доказательств сообщение Государственной инспекции труда ХМАО - Югры о том, что договоры являются трудовыми. Таким образом, данный вывод судов в нарушение статьи 170 АПК РФ не мотивирован. Факты, указанные в нормах ГК РФ, необходимые для квалификации заключенных договоров в качестве гражданско-правовых либо трудовых, судами первой и апелляционной инстанций не устанавливались. Судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка условиям данных договоров с точки зрения соответствия их нормам гражданского законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что судами двух инстанций неправильно истолкованы нормы действующего законодательства, судебные акты приняты по неполно выясненным обстоятельствам дела, имеющим значение для правильного разрешения спора, в связи с чем подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо дать оценку договорам, заключенным Обществом с физическими лицами - исполнителями работ и услуг, установить характер взаимоотношений сторон; истребовать у сторон (при необходимости) дополнительные документы; дать имеющимся в материалах дела документам и сведениям надлежащую правовую оценку и, исходя из этого, вынести по делу законный и обоснованный судебный акт по существу спора. При принятии нового решения распределить государственную пошлину.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 18.08.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 05.11.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А75-6580/2015 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.А.КОКШАРОВ
Судьи
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
Г.В.ЧАПАЕВА
------------------------------------------------------------------