Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.10.2016 N Ф04-4590/2016 по делу N А75-12076/2015
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды.
Обстоятельства: Муниципалитет предоставил в аренду обществу участок из земель населенных пунктов для размещения линии электропередачи. При начислении арендной платы муниципалитет исходил из ставки арендной платы , утвержденной представительным органом муниципального образования. Общество уплачивало арендные платежи, исходя из ставки 2 процента от кадастровой стоимости участка, установленной Правительством РФ.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку применение муниципалитетом коэффициента и ставки, утвержденных решениями органа муниципального образования, соответствует закону.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2016 г. по делу в„– А75-12076/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" на постановление от 21.06.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу в„– А75-12076/2015 по иску муниципального учреждения "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район" РС (Я)" (678144, Республика Саха (Якутия), улус Ленский, г. Ленск, ул. Ленина, 65, ОГРН 1041400598766, ИНН 1414010710) к открытому акционерному обществу "Сургутнефтегаз" (628415, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Григория Кукуевицкого, 1, 1, ОГРН 1028600584540, ИНН 8602060555)
о взыскании задолженности.
В заседании приняли участие представители ОАО "Сургутнефтегаз" Меркушева М.В. по доверенности от 01.01.2015 в„– 2422-Д, Джафарова Н.Н. по доверенности от 26.10.2015 в„– 2663-Д.
Суд

установил:

муниципальное учреждение "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район Республики Саха (Якутия)" (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз", общество) о взыскании 9 722 058,06 руб. задолженности по договору аренды от 30.01.2012 в„– 100.
Решением от 26.01.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении иска отказано.
Постановлением от 21.06.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда указанное решение отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении иска.
В кассационной жалобой ОАО "Сургутнефтегаз" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение оставить в силе. Ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции фактически исключил пункт 1.5 Положения о порядке определения размера арендной платы и о Порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 в„– 26 в части, касающейся предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта, что недопустимо, поскольку ничем не обоснованное толкование и произвольное применение данной нормы ведет к нарушению прав и законных интересов ответчика. Кассатор также указал, что апелляционной инстанцией дана ненадлежащая оценка факту признания незаконным решения в„– 11-8.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что по условиям договора аренды земельного участка в редакции протокола разногласий комитет предоставил в аренду обществу земельный участок из земель населенных пунктов площадью 201800 кв. м, кадастровый номер 14:14:000000:186, расположенный п. Витим Ленского района Республики Саха (Якутия) (адресные ориентиры) для строительства и размещения объекта "Линия электропередачи воздушная 35 кВ от ПС 110/35/10 кВ "Витим" до точки в ВЛ 35 кВ на ПС 35/6 кВ в„– 266. Район баз производственного обслуживания п. Витим".
Договор заключен на период с 30.01.2012 по 31.12.2045 (пункт 2.1. договора).
Разделом 3 договора определены размер, сроки и порядок внесения арендной платы.
При начислении арендной платы истец исходил из ставок, утвержденных Решением Сессии Районного Совета депутатов от 22.04.2014 в„– 11-8 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена..." (далее - Решение в„– 11-8), где для 13-го вида разрешенного использования земельного участка установлена ставка 10% от кадастровой стоимости.
Ответчик, в свою очередь, рассчитывал и уплачивал арендные платежи исходя из установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 в„– 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление в„– 582) ставки арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Проверкой, проведенной Прокуратурой Ленского района РС (Я), установлено, что Решение от 22.04.2014 в„– 11-8 принято представительным органом МО Ленский район за пределами своей компетенции с превышением полномочий, при этом Решением от 22.04.2014 в„– 11-8 предусматривается применение незаконных стимулирующих коэффициентов, а размер ставок арендной платы для некоторых видов использования земельных участков установлен в завышенном размере, что является нарушением части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исходя из закрепленных положениями Федерального закона от 17.01.1992 в„– 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" полномочий, Прокуратура Ленского района вынесла протест от 29.01.2015 в„– 3-0042ж-15, в соответствии с которым указала на необходимость отмены Решения от 22.04.2014 в„– 11-8, как незаконного.
Полагая, что у арендатора имеется задолженность по арендной плате за 2014 год, истец обратился в суд с настоящим иском.Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 65, пунктом 4 статьи 22, статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), абзацем 5 статьи 10 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ), подпунктом "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением в„– 582, учитывая, что Решение в„– 11-8 не подлежит применению в данном случае, исходил из отсутствия у ответчика задолженности по арендным платежам, которая уплачивалась в соответствии с размером платы, установленным уполномоченным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), по ставкам, утвержденным Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 в„– 26 "Положение о порядке определения размера арендной платы и о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" и Решением поселкового Совета депутатов МО п. Витим Ленского района РС(Я) от 25.12.2012 в„– 04-04 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования "Поселок Витим".
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами не согласился, обозначенное решение отменил.
Руководствуясь статьями 8, 307, 309, 310, пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 22, статьей 65 ЗК РФ, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктом 1 Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением в„– 582, учитывая, что настоящий спор возник в отношении земельного участка, относящегося к землям, собственность на которые не разграничена, суд пришел к выводу, что применение положений Постановления в„– 582 в данном случае необоснованно.
Суд признал обоснованным применение комитетом при расчете арендной платы за 1 квартал 2014 год коэффициента - 0,5 и ставки арендной платы в размере 10 процентов, утвержденных решениями Районного Совета депутатов муниципального образования "Ленский район" РС(Я) в„– 13-39 от 29.05.2008 и Сессии Районного Совета депутатов от 26.03.2009 в„– 7-5.
При расчете подлежащей взысканию арендной платы за 2 полугодие 2014 года комитет правомерно руководствовался положениями решения в„– 11-8, действующего в спорный период, и которым ставка арендной платы установлена в размере 10% и стимулирующий коэффициент - 0,5.
Судебная коллегия считает обозначенные выводы суда апелляционной инстанции правомерными.
Земельные отношения в Республике Саха (Якутия), а также отношения в сфере установления и взимания платы за использование земель регулирует Земельный кодекс РС(Я), которым предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений относится установление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 в„– 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" с 01.01.2008 рекомендовано органам местного самоуправления утвердить в установленном порядке соответствующие базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Апелляционным судом установлено, что примененная комитетом в расчетах за 1 полугодие 2014 года ставка арендной платы в размере 10 процентов установлена с 01.07.2009 решением Сессии Районного совета депутатов от 26.03.2009 в„– 7-5, а стимулирующий коэффициент 0,5 установлен пунктом 2.3 положения "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципальных образований поселений Ленского района, на межселенных территориях муниципального образования "Ленский район", и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования "Ленский район", утвержденного решением Районного Совета депутатов муниципального образования "Ленский район" РС (Я) в„– 13-39 от 29.05.2008.
С учетом изложенного апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о правомерном применении комитетом при расчете арендной платы за 1 полугодие 2014 года коэффициента - 0,5 и ставки арендной платы в размере 10 процентов, утвержденных вышеуказанными решениями.
Относительно расчета арендной платы с 01.07.2014 суды дали оценку решению в„– 11-8 учитывая, что необходимость применения коэффициента 0,5 и ставки арендной платы в размере 10 процентов предусмотрены решениями Районного Совета депутатов муниципального образования "Ленский район" РС (Я) в„– 13-39 от 29.05.2008 и Сессии Районного совета депутатов от 26.03.2009 в„– 7-5. В связи с этим апелляционная инстанция пришла к выводу о правомерном применении комитетом при расчете арендной платы за 2 полугодие 2014 года положений решения в„– 11-8.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доказательства, учитывая, что у общества имеется задолженность, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований комитета.
Довод общества о том, что в рассматриваемом случае в соответствии с пунктом 1.5 Постановления в„– 26 базовая ставка арендной платы за спорный земельный участок устанавливается в размере ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, суд посчитал основанным на неверном толковании норм материального права, поскольку из буквального содержания данного пункта следует, что базовая ставка арендной платы в размере ставки земельного налога устанавливается для земельных участков, предназначенных для жилищного строительства.
Доводы ответчика не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебного акта. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 21.06.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А75-12076/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.В.ТИХОМИРОВ

Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
С.И.ШУЙСКАЯ


------------------------------------------------------------------