Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.12.2016 N Ф04-6221/2016 по делу N А67-1536/2016
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа в сфере жилищного надзора.
Обстоятельства: Товариществу собственников жилья предписано исключить направление средств собственников помещений, не являющихся членами товарищества, на уплату взносов в фонд премирования.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку у ТСЖ отсутствовали основания для взимания названных взносов в фонд премирования, расходование средств которого не связано непосредственно с содержанием общего имущества многоквартирного дома.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Томской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2016 г. по делу в„– А67-1536/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Фрунзе 128" на решение от 09.06.2016 Арбитражного суда Томской области (судья Гапон А.Н.) и постановление от 13.09.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сбитнев А.Ю., Павлюк Т.В., Скачкова О.А.) по делу в„– А67-1536/2016 по заявлению товарищества собственников жилья "Фрунзе 128" (634021, город Томск, проспект Фрунзе, 128, 48, ИНН 7017299293, ОГРН 1127017004289) к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (634041, город Томск, проспект Кирова, 41, ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944) об оспаривании предписания.
Другое лицо, участвующее в деле, - Шатохина Любовь Андреевна.
Суд

установил:

товарищество собственников жилья "Фрунзе 128" (далее - товарищество, ТСЖ "Фрунзе 128") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - департамент) от 09.12.2015 в„– Ш-2450.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Шатохина Любовь Андреевна.
Решением от 09.06.2016 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 13.09.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ТСЖ "Фрунзе 128" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, оплата взносов в созданный товариществом фонд премирования обоснованно включена в плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, поскольку средства данного фонда были израсходованы на оплату услуг и работ, непосредственно связанных с содержанием дома.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданина, проживающего в многоквартирном доме по адресу: город Томск, проспект Фрунзе, дом 28 (далее - многоквартирный дом), департаментом в период с 24.06.2015 по 21.08.2015 проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ "Фрунзе 128", осуществляющего управление данным домом, в ходе которой установлено неправомерное включение в состав платы за содержание общего имущества взносов в фонд премирования (на основании протокола заочного собрания собственников от 15.04.2015) и взимание такой платы с собственников помещений, не являющихся членами товарищества.
По результатам проверки 21.07.2015 департаментом составлен акт проверки в„– Ш-2450 и выдано предписание в„– Ш-2450, пунктом 1 которого ТСЖ "Фрунзе 128" было предписано исключить направление средств собственников помещений, не являющихся членами товарищества, на уплату взносов в фонд премирования.
В ходе проведенной департаментом в период с 12.11.2015 по 09.12.2015 внеплановой документарной проверки ТСЖ "Фрунзе" установлен факт невыполнения пункта 1 вышеназванного предписания (акт проверки от 09.12.2015 в„– Ш-2450).
В связи с этим департаментом вновь выдано предписание от 09.12.2015 в„– Ш-2450, в соответствии с которым товариществу в срок до 25.01.2016 надлежит исключить направление средств собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ "Фрунзе 128", на уплату взносов в фонд премирования.
Не согласившись с данным предписанием департамента, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия у товарищества оснований для взимания с собственников помещений, не являющихся членами товарищества, взносов в фонд премирования, расходование средств которого не связано непосредственно с содержанием общего имущества многоквартирного дома.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств спора.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса плата за содержание жилого помещения, включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса).
Согласно части 8 статьи 156 Жилищного кодекса размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
В силу пункта 5.13, подпункта 4 пункта 8.4 Устава ТСЖ "Фрунзе 128" общее собрание товарищества ежегодно определяет затраты на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества дома и устанавливает размер взносов и обязательных платежей собственников помещений в доме.
При этом собственники помещений в доме, не являющиеся членами товарищества, вносят плату за жилое помещение, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в доме пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество, в соответствии с договорами, заключенными с товариществом.
Как следует из материалов дела, решением общего собрания товарищества (заочное) от 15.04.2015 был утвержден годовой план по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома на 2015 год. При этом в расходы на управление и содержание общего имущества дома включены расходы фонда премирования.
Согласно части 3 статьи 151 Жилищного кодекса на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья в товариществе могут быть образованы специальные фонды, расходуемые на предусмотренные уставом цели. Порядок образования специальных фондов определяется общим собранием членов товарищества.
Пунктом 5.11 Устава ТСЖ "Фрунзе 128" предусмотрено, что при создании специальных фондов общим собранием товарищества устанавливаются обязанности членов товарищества по внесению специальных взносов, и определяется порядок их расходования.
Как следует из Положения о премировании членов правления, актива и работников ТСЖ "Фрунзе 128", утвержденного общим собранием членов товарищества 09.02.2013, премии выплачиваются из средств, заложенных в фонд премирования, а также сэкономленных в ходе реализации бюджета товарищества на год, средств, полученных от поступления членских взносов, иных привлеченных средств, в том числе средств, поступивших от предоставления в пользование общего имущества сторонним организациям (пункт 2); премиальный фонд, исходя из сметы доходов и расходов товарищества, личного вклада в решение проблем жизнеобеспечения дома, распределяется правлением товарищества: на премии председателю правления, членам правления, старшим по подъездам, ревизионной комиссии, счетной комиссии, особо отличившимся членам товарищества, жильцам, работникам при выполнении срочных, важных работ, к знаменательным юбилеям (пункт 3).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что расходы средств фонда премирования ТСЖ "Фрунзе 128" напрямую не связаны с расходами по управлению (указаны в годовом плане отдельной строкой) и содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем не подлежат возмещению за счет платы за жилое помещение.
Оплата взносов в специальные фонды, не связанные с содержанием и управлением домом, является обязанностью членов товарищества и не должна распространяться на собственников, не являющихся членами товарищества.
При таких обстоятельствах департамент правомерно возложил на ТСЖ "Фрунзе 128" обязанность по исключению направления средств собственников помещений, не являющихся членами товарищества, на уплату взносов в фонд премирования.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое предписание департамента соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Доводы товарищества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 09.06.2016 Арбитражного суда Томской области и постановление от 13.09.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А67-1536/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
Г.А.ШАБАНОВА


------------------------------------------------------------------