Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.08.2016 N Ф04-3172/2016 по делу N А46-13882/2015
Требование: О признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта, обязании выдать разрешение.
Обстоятельства: Основанием для отказа обществу муниципалитет указал внесение изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования и Проект планировки территории, согласно которым земельный участок отнесен к территориальной зоне парков отдыха, зоне общего пользования, где не предусмотрено размещение культурно-досугового комплекса.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку проектная документация разработана обществом на основании градостроительного плана земельного участка, который выдан ранее указанных изменений, на момент его утверждения соответствовал градостроительным условиям.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2016 г. по делу в„– А46-13882/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Алексеевой Н.А.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение от 29.01.2016 Арбитражного суда Омской области (судья Крещановская Л.А.) и постановление от 28.04.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу в„– А46-13882/2015 по заявлению закрытого акционерного общества "Мекомстрой" (644116, город Омск, улица Северная, 36я, 11, ИНН 5502016003, ОГРН 1025500540042) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (644043, город Омск, улица Гагарина, 32, 1, ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство и устранении допущенного нарушения прав.
Суд

установил:

закрытое акционерное общество "Мекомстрой" (далее - ЗАО "Мекомстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - департамент) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта "Культурно-досуговый комплекс по улице Рокоссовского в Кировском административном округе города Омска" (далее - объект) на земельном участке с кадастровым номером 55:36:100904:1034, выраженного в письме от 27.10.2015 в„– 08/17167, и об обязании выдать соответствующее разрешение.
Решением от 29.01.2016 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 28.04.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования ЗАО "Мекомстрой" удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), и отказать в удовлетворении заявленных обществом требований.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что на момент подачи обществом заявления о выдаче разрешения на строительство объекта утвержденный распоряжением департамента от 19.03.2013 в„– 430-р градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:100904:1034 (далее - ГПЗУ), противоречил решению Омского городского Совета от 10.12.2008 и постановлению Администрации города Омска от 10.09.2010 в„– 805; распоряжение от 17.12.2015 в„– 3146 "О признании утратившим силу распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 19.03.2013 в„– 430-р" обществом не оспорено и является действующим.
Отзыв на кассационную жалобу обществом в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 05.09.2012 в„– 2095-р обществу с ограниченной ответственностью "ТерраСтрой" (далее - ООО "ТерраСтрой") по договору от 17.09.2012 в„– ДГУ/12-2838-К-34 (зарегистрирован 09.10.2012) был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 55:36:100904:1034, площадью 24 286 кв. м, расположенный примерно в 117 м западнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица Рокоссовского, дом 16, разрешенное использование - для строительства культурно-досугового комплекса (СПА).
По заявлению ООО "ТерраСтрой" был подготовлен и утвержден распоряжением департамента от 19.03.2013 в„– 430-р градостроительный план данного земельного участка в„– RU 55301000-0000000000006026, в пункте 2.2 которого назначение объекта капитального строительства определено как многофункциональный культурно-развлекательный комплекс (культурно-досуговый комплекс (СПА)).
В соответствии с соглашением к договору аренды земельного участка от 17.09.2012 года в„– ДГУ/12-2838-К-34 (зарегистрировано 25.10.2013) все права и обязанности арендатора по указанному договору с 12.04.2013 перешли к ЗАО "Мекомстрой".
21.10.2015 общество обратилось в департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта.
Письмом от 27.10.2015 в„– 08/17167 департамент сообщил обществу об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта, сославшись на несоответствие проектной документации разделу 2.2.4 ГПЗУ в части обеспечения использования земельного участка в соответствии с проектом планировки территории левобережной части муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица Лукашевича - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 в„– 805-п (далее - Проект планировки территории).
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у департамента правовых оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В силу пункта 5 части 3 статьи 8, части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса, подпункта 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
В целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением необходимых документов, перечень которых определен в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса.
Орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, или в случае несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Согласно статье 44 Градостроительного кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам, в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе: границы земельного участка; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), включая информацию обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что для получения разрешения на строительство общество представило в департамент полный пакет необходимых для этого документов; проектная документация разработана на основании ГПЗУ, которым определены виды разрешенного использования земельного участка, назначение и предельные параметры строительства объекта.
Из содержания письма департамента от 27.10.2015 в„– 08/17167 усматривается, что основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужил факт внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Омск, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 в„– 201 (далее - Правила землепользования), и в Проект планировки территории, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 55:36:100904:1034 отнесен к территориальной зоне парков отдыха (Р2), зоне общего пользования (ЗОП-7), где не предусмотрено размещение культурно-досугового комплекса (Решение Омского городского Совета от 18.03.2015 в„– 317, постановление Администрации города Омска от 13.11.2013 в„– 1322-п).
Вместе с тем, как верно отмечено арбитражными судами, ГПЗУ был подготовлен и выдан ранее указанных изменений, и на момент его утверждения полностью соответствовал сложившимся градостроительным условиям.
Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его владелец вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса объектов (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 в„– 136/13).
Доказательств, подтверждающих, что размещение культурно-развлекательного комплекса (культурно-досуговый комплекс (СПА)) на земельном участке, предоставленном обществу для строительства данного объекта, опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, департаментом не представлены.
С учетом изложенного арбитражные суды пришли к правильному выводу об отсутствии у департамента правовых оснований для отказа ЗАО "Мекомстрой" в выдаче разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным отказ в выдаче разрешения на строительство объекта, изложенный в письме от 27.10.2015 в„– 08/17167, обязав департамент устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем выдачи ему испрашиваемого разрешения в течение 10 дней с момента вынесения судебного акта.
Возложение на департамент данной обязанности соответствует требованиям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ и не противоречит статье 51 Градостроительного кодекса, произведено судом исходя из установленных по делу фактических обстоятельств.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 29.01.2016 Арбитражного суда Омской области и постановление от 28.04.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А46-13882/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Г.А.ШАБАНОВА

Судьи
Н.А.АЛЕКСЕЕВА
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА


------------------------------------------------------------------