По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.08.2016 N Ф04-3061/2016 по делу N А27-25011/2015
Требование: Об обязании органа местного самоуправления передать в федеральную собственность объекты недвижимого имущества.
Обстоятельства: Уполномоченный орган указал, что нежилые помещения являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку спорные помещения используются федеральным органом исполнительной власти для обеспечения стратегических интересов РФ в сфере здоровья, они не могут находиться в собственности муниципального образования. Спорные помещения на момент законодательного разграничения собственности и по настоящее время из владения федерального учреждения не выбывали, основания для применения исковой давности отсутствуют.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Кемеровской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2016 г. по делу в„– А27-25011/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой О.В.,
судей Лаптева Н.В.,
Лошкомоевой В.А.
при ведении протокола помощником судьи Спиридоновым В.В. рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи кассационную жалобу администрации города Юрги на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.04.2016 (судья Филатов А.А.) по делу в„– А27-25011/2015 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (650000, город Кемерово, Кузнецкий проспект, 24, ИНН 4205081760, ОГРН 1054205036434) к администрации города Юрги (652050, Кемеровская область, город Юрга, проспект Победы, 13, ИНН 4230006082, ОГРН 1024202005156) об обязании передать в федеральную собственность объекты недвижимого имущества.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области; Комитет по управлению муниципальным имуществом города Юрги; Юргинский городской Совет народных депутатов.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Кормилина Ю.Ю.) в судебном заседании приняли участие представители: администрации города Юрги Линкевич А.А. по доверенности от 12.02.2016 в„– 03-4/579; Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области Цуран А.И. по доверенности от 02.08.2016.
Суд
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), к Юргинскому городскому Совету народных депутатов (далее по тексту - Совет народных депутатов, ответчик) об обязании администрации города Юрги (далее по тексту - Администрация) передать в федеральную собственность объекты недвижимого имущества, занимаемые территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в городе Юрге и Юргинском районе под служебные помещения, общей площадью 184,4 кв. м, расположенные на первом этаже здания по адресу: город Юрга, улица Московская, 39, - помещение в„– 7 площадью 3,7 кв. м, в„– 8 площадью 6,3 кв. м, в„– 9 площадью 11,2 кв. м, в„– 10 площадью 10,1 кв. м, в„– 14 площадью 2,0 кв. м, в„– 15 площадью 13,4 кв. м, в„– 16 площадью 9,4 кв. м, в„– 17 площадью 1,7 кв. м, в„– 18 площадью 7,8 кв. м, в„– 19 площадью 11,0 кв. м, в„– 20 площадью 14,1 кв. м, в„– 21 площадью 26,8 кв. м, часть помещения в„– 44 площадью 27,0 кв. м.
Определением арбитражного суда от 17.02.2016 произведена замена ненадлежащего ответчика - Юргинского городского Совета народных депутатов надлежащим - Администрацией.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (далее по тексту - Росимущество), Комитет по управлению муниципальным имуществом города Юрги (далее по тексту - Комитет), Юргинский городской Совет народных депутатов.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04.04.2016 (с учетом определения от 14.04.2016 об исправлении описки (опечатки)) исковые требования Управления Роспотребнадзора удовлетворены в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась в связи с возвращением апелляционной жалобы Администрации по причине пропуска срока на апелляционное обжалование и отказом апелляционного суда в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока (определение Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016).
Администрация обратилась с кассационной жалобой на решение арбитражного суда от 04.04.2016, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что срок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, установленный пунктом 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", истек; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 в„– 322 создана в 2004 году (то есть после вступления в силу названного Федерального закона). Кроме того, как указывает кассатор, строительство встроенного нежилого помещения по улице Московская, 39 осуществлялось за счет 5% -7% отчислений от капитальных вложений, выделенных организации-застройщику на жилищное строительство, и имело своей целью использование в качестве торгово-бытового обслуживания населения. Также Администрация ссылается на то, что право муниципальной собственности на нежилое помещение 1 этажа общей площадью 736,7 кв. м, в том числе, подвал, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем свидетельствует запись регистрации от 30.10.2007 в„– 42-42-08/033/2007-027. Кассатор полагает, что обязательными условиями при передаче имущества являются наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, тогда как в рассматриваемом случае разграничения (перераспределения) полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления не производилось. Помимо этого, Администрация ссылается на пропуск истцом срока исковой давности, о чем ею было заявлено в суде первой инстанции, поскольку о своем нарушенном праве истец должен был узнать с момента заключения первоначального договора аренды нежилого помещения (здания, части здания) от 15.06.2005 в„– 1330.
Управление Роспотребнадзора в отзыве на кассационную жалобу опровергает изложенные в ней доводы, просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представители сторон поддержали каждый свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Рассмотрев кассационную жалобу, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемого решения, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены. При этом исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорными помещениями истец пользуется на основании договора аренды с Комитетом для размещения территориального отдела Управления Роспотребнадзора в городе Юрге и Юргинском районе под служебные помещения. Оплата аренды осуществляется истцом за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 в„– 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и Федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Управление Роспотребнадзора является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере санитарно-эпидемиологического надзора и использует спорные помещения для исполнения публичных функций по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Российской Федерации" помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемое органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и учреждениями, обеспечивающими их деятельность, для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности и передаются указанным органам и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее по тексту - Постановление от 27.12.1991 в„– 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу положений пункта 5 раздела II Приложения в„– 1 к Постановлению от 27.12.1991 в„– 3020-1 предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической службы являются объектами, необходимыми для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач и отнесены к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, нежилые помещения по адресу: Кемеровская область, город Юрга, улица Московская, 39, в которых располагается территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в городе Юрге и Юргинском районе, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
Как установлено в пункте 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. Со дня вступления в силу решения о передаче указанного имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации до возникновения права собственности на передаваемое имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также находящиеся в их ведении государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, за которыми подлежит закреплению указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от 19.06.2008 в„– 8150-АЛ/Д08 разъяснило, что срок, установленный пунктом 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ, не является пресекательным, поскольку существуют, в том числе, объективные причины, по которым сроки перераспределения имущества выходят за рамки, определенные законодателем.
Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в федеральной собственности может находиться:
- имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
- имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, поскольку спорные помещения используются федеральными органом исполнительной власти для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в сфере здоровья, они не могут находиться в собственности муниципального образования.
Управление Роспотребнадзора является вновь созданными в 2005 году органом, но вместе с тем при создании ему были переданы полномочия и функции ранее существовавшей Кемеровской областной санитарно-эпидемиологической станции, созданной в 1943 году приказом областного отдела здравоохранения исполкома Кемеровского областного Совета депутатов трудящихся от 28.06.1943 в„– 45.
Следовательно, право собственности Российской Федерации на спорные помещения возникло в силу закона, поскольку на момент разграничения государственной собственности (1991 год) они находились во владении федерального учреждения, необходимы для обеспечения его деятельности и используются истцом по настоящее время по целевому назначению.
Поскольку право федеральной собственности на объекты недвижимости возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то в соответствии с частью 1 статьи 6 этого Федерального закона права на недвижимое имущество признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Между тем, государственная регистрация права федеральной собственности на нежилые помещения невозможна, поскольку спорный объект недвижимости включен в реестр муниципального имущества.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о принадлежности спорного имущества к федеральной собственности и удовлетворил исковые требования.
В связи с тем, что спорные помещения на момент законодательного разграничения собственности и по настоящее время из владения федерального учреждения не выбывали, основания для применения исковой давности отсутствуют.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В этой связи кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.04.2016 по делу в„– А27-25011/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Юрги - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий
О.В.КАДНИКОВА
Судьи
Н.В.ЛАПТЕВ
В.А.ЛОШКОМОЕВА
------------------------------------------------------------------