По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.07.2016 N Ф04-2609/2016 по делу N А45-20204/2015
Требование: О признании недействительным предписания территориального органа фонда обязательного медицинского страхования.
Обстоятельства: Фонд сослался на использование его средств не на увеличение стоимости материальных запасов, а на содержание медицинской организации и выплату заработной платы и предписал устранить нарушения, возвратить средства, уплатить штраф.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт нецелевого использования средств фонда обязательного медицинского страхования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Новосибирской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. по делу в„– А45-20204/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Диализный центр "Б.Браун Авитум Руссланд" на постановление от 27.04.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу в„– А45-20204/2015 Арбитражного суда Новосибирской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью Диализный центр "Б.Браун Авитум Руссланд" (199178, город Санкт-Петербург, линия 18 - Я В.О.,29, литер 3, офис А511; ОГРН 1129847019334, ИНН 7801592305) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области (630091, город Новосибирск, проспект Красный, 80; ОГРН 1025402475020, ИНН 5406019019) о признании недействительным предписания.
В заседании приняли участие представители
от общества с ограниченной ответственностью Диализный центр "Б.Браун Авитум Руссланд" - Зверев Е.А. по доверенности от 22.09.2015 (до перерыва);
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области - Кисловец Т.М. по доверенности от 12.01.2016 (до перерыва).
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью Диализный центр "Б.Браун Авитум Руссланд" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее - Фонд) о признании недействительным предписания от 10.09.2015 в„– 3828-05.
Решением от 04.02.2016 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Нахимович Е.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 27.04.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на то, что за счет полученных средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) Общество оказало застрахованным лицам бесплатную медицинскую помощь в соответствующем объеме и с надлежащим качеством, что подтверждается актом проверки и представленными в Фонд отчетами об использовании средств ОМС. При этом расходование средств в пределах общего объема полученных средств на статьи расходов в рамках структуры тарифа, установленного программами ОМС в соответствии с пунктом 7 статьи 35 и пунктом 6 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 326-ФЗ) и в соответствии с условиями договоров на оказание медицинской помощи является целевым.
Фонд возражает против доводов заявителя согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка Общества по вопросу контроля за деятельностью медицинской организации за период с 01.01.2013 по 31.12.2014.
По результатам проверки составлен акт комплексной проверки от 14.08.2015 в„– 05-08-46, в котором отражены факты нецелевого использования средств фонда обязательного медицинского страхования в общей сумме 18 569 764,27 руб., а именно: произведены затраты сверх норм, установленных соответствующими министерствами и ведомствами, установлено расходование денежных средств ОМС не на увеличение стоимости материальных запасов (приобретение медикаментов, мягкого инвентаря), а на содержание медицинской организации (аренда, коммунальные услуги и т.д.) - в размере 6 324 442,33 руб. и выплату заработной платы - размере 12 245 321,94 руб.
10.09.2015 в отношении Общества вынесено предписание с требованиями об устранении нарушений, установленных проверкой; о возврате в бюджет Фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования денежных средств; об уплате штрафа в размере 1 856 976,43 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расходование медицинской организацией средств, полученных на оплату оказанной медицинской помощи, в рамках предусмотренной структуры тарифа, является целевым использованием, и не образует вменяемого заявителю состава правонарушения, независимо от того, в каком соотношении полученные средства были распределены между соответствующими статьями расходов.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона в„– 326-ФЗ, приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 в„– 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Положения от 16.04.2012), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришел к выводу о законности выданного Обществу предписания, поскольку признал установленным и доказанным факт нецелевого использования заявителем средств фонда обязательного медицинского страхования.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы суда апелляционной инстанции, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что в силу положений статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также части 1 статьи 147 данного Кодекса, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств, согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Обязательное медицинское страхование, как следует из пункта 1 статьи 3 Закона в„– 326-ФЗ, это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона в„– 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Закона в„– 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона в„– 326-ФЗ).
Частями 1, 2 статьи 30 Закона в„– 326-ФЗ предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями).
Проанализировав вышеприведенные нормы, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.
В соответствии со статьей 13, пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона в„– 326-ФЗ, пунктами 2, 17, 23 Положения от 16.04.2012, территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, а также осуществляют контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводят соответствующие проверки и ревизии.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона в„– 326-ФЗ).
Исходя из части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Из материалов дела следует, что постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 28.02.2013 в„– 33 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 30.01.2014 в„– 9 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Программы устанавливают перечень видов, форм и условий оказания медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также порядок и условия предоставления медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.
В целях предоставления населению Новосибирской области равных условий в получении бесплатной медицинской помощи в рамках программы ОМС между Министерством здравоохранения Новосибирской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Новосибирской области, обществом с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская организация "Симаз-Мед", открытым акционерным обществом Страховая компания "Росно-МС" филиал "Новосибирск-медицина", обществом с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" филиал в г. Новосибирске, общественной организацией "Новосибирская областная ассоциация врачей", Новосибирской областной организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации ежегодно заключаются тарифные соглашения в системе обязательного медицинского страхования Новосибирской области (на 2013 год от 16.07.2013, на 2014 год от 10.02.2014).
Тарифные соглашения определяют состав расходов медицинской организации, подлежащие возмещению из средств ОМС и норматив возмещения расходов.
Судами установлено, что Общество является медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области с 06.06.2013.
Оплата медицинской помощи производится медицинским организациям в рамках объемов медицинской помощи, определенных государственным заданием в рамках реализации территориальной программы ОМС (пункт 3.1 тарифного соглашения на 2013 года, пункт 2.4 тарифного соглашения на 2014 год).
Пунктом 3.5 тарифного соглашения на 2013 год предусмотрено расходование денежных средств ОМС медицинскими организациями в соответствии с фактической структурой заработанных средств, пунктом 3.7 тарифного соглашения на 2014 год (в редакции дополнительного соглашения от 15.01.2014 в„– 1) предусмотрено расходование денежных средств ОМС пропорционально финансовым показателям утвержденного задания в разрезе статей расходов.
Приказами Минздрава НСО и Фонда от 28.03.2013 в„– 0910/49, от 31.12.2013 в„– 4653/236, от 16.06.2014 в„– 1975/146 утверждены государственные задания на 2013 и на 2014 годы. При этом указанными приказами финансирование для Общества установлено в определенных объемах и по конкретным статьям.
Согласно пункту 3.6 тарифного соглашения на 2013 год и пункту 4.2 тарифного соглашения на 2014 год расходование средств ОМС медицинской организацией на цели, не предусмотренные тарифными соглашениями, является нецелевым использованием средств ОМС, в том числе расходование средств ОМС сверх норм, установленных соответствующими министерствами, ведомствами.
Принимая во внимание, что заявитель в рамках исполнения программы ОМС на 2013 и 2014 годы должен расходовать средства ОМС с соблюдением тарифного соглашения в объеме финансирования, установленного для Общества, и в строгом соответствии с целями, определенными государственным заданием за соответствующий период, суд апелляционной инстанции, установив, что в проверяемом периоде заявителем в нарушение пунктов 3.5 тарифного соглашения на 2013 год и 3.7 тарифного соглашения на 2014 год за счет средств ОМС, поступивших "на увеличение стоимости материальных запасов", произведены расходы в сумме 18 569 764,27 руб., в том числе по статье "на содержание медицинской организации" (аренда, коммунальные услуги и т.д.) в сумме 6 324 442,33 руб., по статье "на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда" в сумме 12 245 321,94 руб., признал подтвержденным факт нецелевого использования Обществом средств фонда обязательного медицинского страхования.
Доводы о правомерности перераспределения Обществом денежных средств внутри тарифа были предметом рассмотрения апелляционного суда и им дана надлежащая правовая оценка.
Так, пунктами 3.5 тарифного соглашения на 2013 год и 3.7 тарифного соглашения на 2014 год предусмотрено, что в случае обоснованной экономии средств, полученных на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда, средства могут быть направлены на другие виды расходов, включенные в состав тарифа. В случае обоснованной экономии средств, полученных на содержание медицинской организации, средства могут быть направлены на приобретение медикаментов и перевязочных средств.
Как указывает Фонд, в ходе проверки, напротив, установлен факт наличия у Общества кредиторской задолженности по медикаментам и расходным материалам по состоянию на 01.01.2014 в размере 23 113 110,31 руб., по состоянию на 01.01.2015-29 080 604,52 руб.
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно указал, что перераспределение средств ОМС на выплату заработной платы и на оплату расходов по содержанию медицинской организации, поступивших на приобретение медикаментов и перевязочных средств, в рассматриваемом случае противоречит указанным выше нормам и положениям тарифных соглашений; самостоятельное перераспределение Обществом средств из одной статьи расходов в другую, в пределах тарифа, утвержденных по разным статьям, является нецелевым использованием.
Доказательств того, что Общество обращалось за корректировкой показателей государственного задания, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы кассационной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права и по существу направлены на переоценку доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, дал им правильную оценку и не допустил нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемый судебный акт должен быть оставлен без изменения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 27.04.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А45-20204/2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.А.БУРОВА
Судьи
А.А.КОКШАРОВ
Г.В.ЧАПАЕВА
------------------------------------------------------------------