Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.06.2016 N Ф04-2789/2016 по делу N А03-19509/2015
Требование: О признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением предпринимателем, которому на праве собственности принадлежит нежилое здание, согласия правообладателей других объектов недвижимости на раздел земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку не доказано наличие обстоятельств, препятствующих разделу участка, который является собственностью Российской Федерации, оспариваемый отказ противоречит закону и нарушает права предпринимателя.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Алтайского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2016 г. по делу в„– А03-19509/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Орловой Н.В.,
Сириной В.В.,рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Алтайскому краю (заинтересованного лица) на решение от 21.12.2015 Арбитражного суда Алтайского края (судья Синцова В.В.) и постановление от 21.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Колупаева Л.А., Сбитнев А.Ю.) по делу в„– А03-19509/2015 по заявлению индивидуального предпринимателя Яшкова Евгения Валерьевича (ОГРНИП 312220419100081, ИНН 220408306530) к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Алтайскому краю (656035, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Молодежная, д. 3, ОГРН 1092221004040, ИНН 2221172516) о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположении земельного участка на кадастровом плане территории, об обязании устранить нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Суд

установил:

индивидуальный предприниматель Яшков Евгений Валерьевич обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (далее - ТУ Росимущества) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 7 117 м2, расположенного по адресу: г. Бийск, Промышленная зона, территория открытого акционерного общества "Полиэкс" (далее - ОАО "Полиэкс"), цех полимеров, выраженного в письме от 16.09.2015 в„– A3-6443; об обязании заинтересованного лица устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка и утверждения схемы.
Требования со ссылкой на статьи 39.6, 39.14, 39.15, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) мотивированы исключительным правом заявителя на земельный участок под объектом недвижимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением от 21.12.2015 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 21.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества просит отменить вынесенные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо указывает, что судами не учтено, что полномочия по предоставлению земельных участков более 10 гектаров отнесены к компетенции Росимущества, поэтому пакет представленных Яшковым Е.В. документов ТУ Росимущества направило в Росимущество, которое письмом от 10.08.2015 в„– ПП-10/32741 отказало в принятии решения по вопросу об утверждении схемы расположения земельных участков по причине недостатков документов, после чего ТУ Росимущества направило этот ответ заявителю и отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Отзывы на кассационную жалобу Яшков Е.В. и Росимущество в установленном законом порядке не представили.
Предприниматель Яшков Е.В., ТУ Росимущества, Росимущество о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателю Яшкову Е.В. на праве собственности принадлежит трехэтажное нежилое здание 1504/2В,Г,1504/2В,2Г площадью 3 603,1 м2, с инвентарным номером 23092, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Бийск, территория ОАО "Полиэкс" (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 23.06.2015 в„– 90-7845337), которое находится на земельном участке с кадастровым номером 22:65:011201:224, площадью 2 232 497 м2, по адресу: Алтайский край, г. Бийск, Промышленная зона, территория ОАО "Полиэкс", цех полимеров, являющемся собственностью Российской Федерации (выписка из ЕГРП от 23.06.2015 в„– 90-7845259, выписка из реестра федерального имущества от 20.07.2015 в„– 230/1).
По заказу Яшкова Е.В. была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории - квартала 22:65:011201, расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, г. Бийск, Промышленная зона, территория ОАО "Полиэкс", цех полимеров.
Предприниматель 24.06.2015 обратился в ТУ Росимущества с заявлением о согласовании данной схемы для оформления права аренды на земельный участок площадью 7 117 м2, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 22:65:011201:224.
Письмом от 22.07.2015 в„– ВК-5047 ТУ Росимущество направило в Росимущество заявление Яшкова Е.В. о согласовании схемы расположения земельного участка и приложенные к заявлению документы, о чем сообщило предпринимателю (письмо от 30.07.2015 в„– ВК-5250).
Рассмотрев обращение заинтересованного лица, Росимущество в письме от 10.08.2015 в„– ПП-10/32741 отказало в принятии решения об утверждении схемы расположения спорного земельного участка, уведомило ТУ Росимущества, что необходимо представить согласие правообладателей объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 22:65:011201:224, на раздел данного земельного участка в указанных границах и площадях и документы, которые послужили основанием для образования земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 22:65:011201:224.
Письмом от 21.08.2015 в„– АЗ-5825 ТУ Росимущества возвратило предоставленный заявителем пакет документов и направило ему копию упомянутого письма Росимущества.
Предпринимателем Яшковым Е.В. 08.09.2015 было подано новое заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположении на кадастровом плане территории с приложением соответствующих документов.
Письмом от 16.09.2015 в„– A3-6443 ТУ Росимущества вновь возвратило заявителю поданные документы. Основанием для возврата документов послужило то обстоятельство, что предпринимателем не было представлено согласие правообладателей объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 22:65:011201:224, на раздел данного земельного участка в указанных границах и площадях (что является одним из требований Росимущества), а также то обстоятельство, что на схеме подписаны не все кадастровые номера земельных участков, расположенных внутри границ исходного земельного участка.
Сославшись на неправомерность вышеназванного отказа, Яшков Е.В. обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций посчитали требования истца законными и обоснованными, поскольку основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы, указанные ответчиком, не предусмотрены ЗК РФ.
Выводы судов отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
Статьей 39.20 ЗК РФ закреплено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность без проведения торгов собственниками зданий, сооружений, помещений.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 ЗК РФ.
При этом согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ процедура предоставления земельных участок без торгов включает в себя, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Предварительное согласование предоставления земельного участка регламентировано статьей 39.15 ЗК РФ.
Под предварительным согласованием предоставления земельного участка понимается вынесение уполномоченным органом власти решения по промежуточному одобрению предоставления без проведения торгов земельного участка с конкретными характеристиками (адресные ориентиры, кадастровый номер, вид разрешенного использования, площадь, категорию земель) в случае, если земельный участок предстоит образовать либо границы существующего земельного участка подлежат уточнению.
Предварительное согласование предоставления земельного участка оформляется решением властного органа. Для получения такого решения заинтересованным лицам надлежит обращаться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
В силу пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать хотя бы одно из оснований отказа, исчерпывающий перечень которых содержится в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
По правилам пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В статье 11.9 ЗК РФ перечислены требования к образуемым и измененным земельным участкам, которые не включают в себя согласие правообладателей объектов недвижимости, расположенных на исходном земельном участке.
Руководствуясь упомянутыми нормами, суды пришли к обоснованному выводу о том, что согласие правообладателей объектов недвижимости, расположенных на исходном земельном участке, на раздел такого участка, не являются основанием ни для отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка, ни в утверждении схемы земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.2. ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Вместе с тем суды по результатам исследования материалов дела, в том числе выписки из ЕГРП от 23.06.2015 в„– 90-7845259, выписки из реестра федерального имущества от 20.07.2015 в„– 230/1, установили, что земельный участок с кадастровым номером 22:65:011201:224 является собственностью Российской Федерации, ни во владении, ни в пользовании иных лиц не находится. Доказательства того, что на земельном участке с кадастровым номером 22:65:011201:224 расположены государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, либо расположены центры исторического наследия президентов Российской Федерации, в деле отсутствуют.
Согласно справке от 24.06.2015, подготовленной обществом с ограниченной ответственностью "Межа" на основании визуального осмотра земельного участка 22:65:011201:ЗУ1, площадью 7 117 м2, образованного при разделе земельного участка с кадастровым номером 22:65:011201:224, на этом земельном расположено только здание, принадлежащее заявителю, иных объектов недвижимости, в том числе находящихся в собственности третьих лиц, на указанном участке не имеется. Данное обстоятельство ТУ Росимущества документально не опровергнуто.
Судами также установлено, что заинтересованным лицом не доказано, что действия предпринимателя Яшкова Е.В., связанные с образованием отдельного земельного участка под объектом принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества, могут повлиять на сохранность и целостность других земельных участков, и не доказано наличие обстоятельств, препятствующих разделу участка и предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ.
Правомерен вывод судов и о том, что требование уполномоченного органа о представлении сведений обо всех объектах недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 22:65:011201:224, не основано на законе, поскольку необходимость представления сведений обо всех объектах недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, действующим законодательством не предусмотрена, за исключением случаев оформления прав целиком на весь участок, являющийся неделимым, тогда как предприниматель намерен оформить права на часть участка площадью 7 117 м2.
Что касается утверждения ТУ Росимущества, что оно не полномочно принимать решения относительно спорного земельного участка, то оно правильно отклонено судом первой инстанции со ссылкой на Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 в„– 432; Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.11.2008 в„– 374; Положение о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, утвержденное приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 в„– 63.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так как оспариваемый отказ ТУ Росимущества противоречит закону и нарушает права предпринимателя, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, при этом выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции также не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 21.12.2015 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 21.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А03-19509/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ

Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.СИРИНА


------------------------------------------------------------------