Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.03.2016 N Ф04-204/2016 по делу N А27-7970/2015
Требование: О возврате средств, уплаченных по банковской гарантии.
Обстоятельства: Непогашение исполнителем неустойки за просрочку выполнения работ по муниципальному контракту стало основанием для обращения заказчика к гаранту с требованием об уплате пеней и штрафа. Гарант, перечисливший спорную сумму, в порядке регресса направил исполнителю требование о возврате средств. По мнению исполнителя, пени и штрафы начислены заказчиком необоснованно.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку контрактом предусмотрено два вида ответственности: пени за устранение недостатков с нарушением срока, штраф за ненадлежащее исполнение обязательств, единовременное применение данных мер не является двойным взысканием.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Кемеровской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2016 г. по делу в„– А27-7970/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.,
судей Герценштейн О.В.,
Кисляковой Т.С.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Романовой И.А. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью ПФ "ЗСК Проект" на решение от 18.09.2015 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Андуганова А.С.) и постановление от 07.12.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Терехина И.И., Киреева О.Ю., Нагишева О.Б.) по делу в„– А27-7970/2015 по иску общества с ограниченной ответственностью ПФ "ЗСК Проект" (426006, Республика Удмуртия, г. Ижевск, ул. Телегина, 30/590, ИНН 1832105582, ОГРН 1131832001179) к комитету по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа (652500, Кемеровская обл., г. Ленинск-Кузнецкий, проспект Кирова, 55, ИНН 4212000401, ОГРН 1034212000800) о взыскании 247 950 руб.
Другие лица, участвующие в деле: "Акционерный коммерческий банк "ДЕРЖАВА" публичное акционерное общество" (119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 2, стр. 9, ИНН 7729003482, ОГРН 1027739120199).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики (судья Лиуконен М.В.) в заседании участвовал представитель общества с ограниченной ответственностью ПФ "ЗСК Проект" - Белкина Т.Б. по доверенности от 01.10.2015.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью ПФ "ЗСК Проект" (далее - ООО ПФ "ЗСК Проект", истец) обратилось в суд с иском к комитету по управлению муниципальным имуществом Ленинск - Кузнецкого городского округа (далее - Комитет, ответчик) о взыскании 247 950 руб. долга, уплаченных "Акционерным коммерческим банком "ДЕРЖАВА" публичное акционерное общество" (далее - АКБ "ДЕРЖАВА"), по требованию Комитета об оплате начисленных в рамках муниципального контракта от 06.10.2014 сумм пени и штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено АКБ "ДЕРЖАВА".
Решением от 18.09.2015 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 07.12.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из правомерности начисления заказчиком пени за нарушение сроков выполнения работ, а также требования об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение подрядчиком условий контракта, отсутствия правовых оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО ПФ "ЗСК Проект" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на отсутствие оснований для взыскания штрафа за невыполнение требований заказчика в срок до 19.12.2014, поскольку исполнитель не имел возможности исправить замечания заказчика в срок указанный в письме от 11.12.2014; считает, что суд первой инстанции по своей инициативе изменил основания взыскания штрафа, указав на то, что штраф был предъявлен не за нарушение сроков устранения недостатков, а за неисполнение требования отказа в„– 4965 вообще; полагает, что одновременное взыскание штрафа и неустойки неправомерно; по мнению заявителя, суды неверно истолковали пункты 6.2, 7.4, 7.5 контракта в их взаимосвязи.
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Комитетом (далее - заказчик) и ООО "ПФ "ЗСК ПРОЕКТ" (далее - исполнитель) был заключен муниципальный контракт в„– 0139300018014000093-0066498-01 от 06.10.2014 (далее - контракт), согласно условий которого исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить работы, указанные в пункте 1.2 настоящего контракта, а заказчик обязуется принять выполненные исполнителем работы, оплатить их результат (пункт 1.1). Согласно пункту 1.2 контракта исполнитель принимает на себя обязательство по разработке проекта на строительство детского сада на 140 мест по б-ру Химиков, 9/5 в г. Ленинске - Кузнецком.
В соответствии с пунктом 1.4 контракта работы контракта выполняются поэтапно:
1 этап: Разработка стадии "Проектная документация";
2. этап: Сопровождение полной государственной экспертизы проектно - сметной документации и получение положительного заключения экспертизы по проектной документации и результатам инженерных изысканий;
3 этап: Выполнение полного комплекса работ по разработке стадии "Рабочая документация" и передача заказчику пяти экземпляров рабочей документации.
Согласно пункту 1.5 контракта срок выполнения работы по настоящему контракту установлен с момента подписания муниципального контракта и до: проектная документация - не позднее 20.11.2014 (1 этап); получение положительного заключения государственной экспертизы - не позднее 01.02.2015 (2 этап); рабочая документация после получения положительного заключения государственной экспертизы - не позднее 01.03.2015 (3 этап).
Пунктом 2.1 контракта стоимость всех подлежащих выполнению работ составляет 1 450 000 (один миллион четыреста пятьдесят тысяч) руб.. Цена контракта включает расходы по разработке проектной, рабочей и сметной документации, стоимость изготовления документации на бумажных и электронных носителях, в количестве 5 экземпляров, командировочные и транспортные расходы, а также сборы, отчисления и другие платежи, установленные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта в целях обеспечения подрядчиком принятых на себя обязательств по настоящему контракту, в том числе гарантийного обязательства, подрядчиком по его выбору, либо предоставляется банковская гарантия, включенная в реестр банковских гарантий, оформленная в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 в„– 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо перечисляются денежные средства на счет, указанный заказчиком.
Согласно пункту 6.1 контракта при завершении работ по выполнению 1 этапа настоящего контракта исполнитель в течение трех рабочих дней предоставляет заказчику акт приемки-передачи проектной документации с приложением к нему комплекта всей документации предусмотренной заданием на проектирование. Заказчик и инженерная организация в срок до 5 дней со дня получения от исполнителя проектной документации рассматривает представленные материалы, направляет исполнителю подписанный акт сдачи-приемки работ или мотивированный отказ от приемки работ.
В случае принятия инженерной организацией и заказчиком решения о мотивированном отказе принять предъявленные исполнителем к приемке работы по настоящему контракту документация считается не полученной, при этом заказчик оформляет письменно мотивированный отказ с требованием выполнения перечня необходимых доработок и сроков их выполнения и направляет его исполнителю: без представления документации и акта сдачи-приемки проектных работ при необходимости частичной переделки документации. Требования заказчика, изложенные в мотивированном отказе, являются обязательными для исполнителя. При невыполнении исполнителем требований заказчика в срок, указанный в мотивированном отказе, документация и акт сдачи-приемки проектной документации считаются не переданными заказчику (пункт 6.2 контракта).
Согласно пункту 6.6 контракта дата представления исполнителем заказчику документации по накладной является датой сдачи исполнителем работ по контракту при отсутствии у Инженерной организации претензий к качеству представленной исполнителем документации (направление мотивированного отказа в приемке работ) и отражается в подписанном инженерной организаций и заказчиком акте сдачи-приемки работ выполненных исполнителем.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе размещения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 7.1).
В случае просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет исполнителю требование об уплате пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере 0,1% от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных исполнителем. Расчет производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 в„– 1063 "Об утверждении правил определения штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ в„– 1063).
За ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, исполнителю устанавливается штраф в виде фиксированной суммы, который составляет 10% цены контракта, что составляет 145 000 руб. в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7.5 контракта).
В качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту исполнителем была предоставлена банковская гарантия АКБ "ДЕРЖАВА" ОАО" (гарант) в„– 16856 от 29.09.2014, по условиям которой гарант обязуется осуществить платеж в размере не более 762 984 руб. в пользу бенефициара (Комитета) в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) принципалом своих обязательств по контракту по требованию бенефициара. Гарантия обеспечивает исполнение принципалом (ООО ПФ "ЗСК Проект") обязательств по возврату авансового платежа (при условии предоставления аванса), уплате неустоек (пеней, штрафов), предусмотренных контрактом, начисленных с момента возникновения у бенефициара права на их начисление до дня списания денежных средств с корреспондентского счета гаранта, а также уплате убытков (при их наличии в случае расторжения контракта в связи с ненадлежащим исполнением принципалом обязательств по контракту). Гарантия выдана сроком с 02.10.2014 и действует по 02.04.2015 включительно.
10.12.2014 исполнителем во исполнение взятых на себя обязательств по контракту почтой по накладной была передана заказчику проектная документация (1 этап).
10.12.2014 заказчик, рассмотрев представленную документацию, отказал в приемке 1 этапа работ "Проектная документация" в связи с обнаружением нарушения Постановления Правительства Российской Федерации в„– 87 от 16.02.2008 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", в частности, проектная документация не была укомплектована в полном объеме, что не позволяет в дальнейшем передать ее в Управление государственной экспертизы. Заказчик просил срочно доукомплектовать проектную документацию и не позднее 19.12.2014 нарочно представить в адрес заказчика оформленную надлежащим образом и в полном объеме проектную документацию (письма в„– 4965 от 11.12.2014, в„– 4983 от 12.12.2014).
19.12.2014 письмом ООО ПФ "ЗСК Проект" сообщило заказчику, что не сможет в срок до 19.12.2014 представить весь комплект проектной документации и обязуется предоставить исправленный комплект проектно-сметной документации в полном объеме в срок до 12.01.2015.
Согласно представленным в дело накладным проектная документация по 1 этапу была представлена исполнителем заказчику 28.01.2015, 02.02.2015.
30.01.2015 связи с допущенной исполнителем просрочкой выполнения первого этапа выполненных работ и предоставления проектной документации, заказчиком была направлена исполнителю претензия в„– 320, полученная ответчиком согласно почтового извещения в„– 6525006363980, 09.02.2015, с требованием об оплате начисленной на основании пункта 7.4 контракта пени за нарушение сроков выполнения первого этапа работ в сумме 102 950 руб. за период с 21.11.2014 по 30.01.2015 и сумм начисленного на основании пункта 7.5 контракта штрафа в размере 145 000 руб. за ненадлежащее исполнение исполнителем требований заказчика, изложенных в мотивированном отказе от приемки работ по первому этапу.
Неисполнение требования, содержащегося в претензии, послужило основанием для обращения заказчика к гаранту с требованием об осуществлении уплаты начисленных пени и штрафа (от 27.02.2015 в„– 1127), на основании которого АКБ "ДЕРЖАВА" произведено перечисление на счет Комитета суммы в размере 247 950 руб.
АКБ "ДЕРЖАВА" в порядке регресса направил исполнителю (принципалу) требование в„– 632 от 24.03.2015 о перечислении уплаченной гарантом суммы в размере 247 950 руб.
Полагая, что указанные суммы являются необоснованно начисленными, ООО ПФ "ЗСК Проект" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Пунктом 4 статьи 34 Федерального закона в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ в„– 44) определено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 34 ФЗ в„– 44 в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Судами установлено, что контрактом предусмотрено два вида ответственности за совершенно разные нарушения: пеня начисляется за просрочку исполнения обязательств, и к такому нарушению относится устранение недостатков с нарушением установленного в мотивированном отказе срока. В то же время штраф применяется за иные нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, но за исключением просрочки исполнения обязательств по контракту.
Следовательно, суды правомерно исходили из того, что единовременное применение данных мер ответственности не является двойным взысканием.
При этом суды указали на отсутствие оснований для применения статьи 333 ГК РФ, сославшись на то, что размер неустойки, соответствует тому, который обычно применяется в подобных отношениях при определении договорной ответственности и не является завышенным, отсутствуют доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, кроме того, учли, что ответчиком была предъявлена пеня в размере значительно меньшем, чем предусмотрено Постановлением Правительства РФ в„– 1063.
Довод заявителя о неразумности установленного срока для устранения недостатков несостоятелен, поскольку связан с оценкой доказательств, тогда как в силу положений статей 286, 287 АПК РФ суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и фактические обстоятельства спора, установленные судами первой и апелляционной инстанций.
Нарушений при рассмотрении дела судами норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
В порядке статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на ее заявителя.
В связи с предоставленной отсрочкой по уплате государственной пошлине, отказом в удовлетворении кассационной жалобы, с заявителя жалобы подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьями 110, 319 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 18.09.2015 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 07.12.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А27-7970/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью ПФ "ЗСК Проект" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Кемеровской области выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.Ф.ЛУКЬЯНЕНКО

Судьи
О.В.ГЕРЦЕНШТЕЙН
Т.С.КИСЛЯКОВА


------------------------------------------------------------------