Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.11.2016 N Ф04-5497/2016 по делу N А46-8137/2015
Требование: О признании незаконными действий, выразившихся в отказе выдачи разрешения на строительство объекта, обязании муниципалитета выдать разрешение.
Обстоятельства: К заявлению о выдаче разрешения общество приложило необходимые документы, в том числе положительное заключение негосударственной экспертизы. Оспариваемый отказ мотивирован тем, что оценка проектной документации и результатов инженерных изысканий сетей газораспределения и газопотребления должна проводиться в форме государственной экспертизы.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку проведение только государственной экспертизы проектной документации в отношении спорного объекта действующим законодательством не предусмотрено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2016 г. по делу в„– А46-8137/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Григорьева Д.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на постановление от 05.08.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу в„– А46-8137/2015 Арбитражного суда Омской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮЗА-Инвест" (646250, Омская область, район Черлакский, рабочий поселок Черлак, улица Автострадная, 98, ИНН 5503213741, ОГРН 1095543015193) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (644043, Омская область, город Омск, улица Гагарина, 32, 1, ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о признании незаконными действий.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЮЗА-Инвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - департамент) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе выдачи разрешения на строительство объекта: "Газоснабжение микрорайона Порт-Артут ЛАО города Омска. Массив в границах улиц 1-я Трамвайная, Чичерина, Воровского, 9-я Марьяновская", обязании департамента выдать разрешение на строительство названного объекта.
Решением от 29.04.2016 Арбитражного суда Омской области (судья Крещановская Л.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановление от 05.08.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят по делу новый судебный акт. Заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, департамент обратился в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель кассационной жалобы указывает на то, что на момент принятия оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство спорного объекта действовал Технический регламент о безопасности сетей газоснабжения и газопотребления, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 в„– 870 (далее - Технический регламент), которым предусматривалось проведение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий при проектировании (включая инженерные изыскания) сетей газораспределения и газопотребления.
Общество в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность принятого судебного акта, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество 29.06.2015 обратилось в Администрацию города Омска с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта: "Газоснабжение микрорайона Порт-Артут ЛАО города Омска. Массив в границах улиц 1-я Трамвайная, Чичерина, Воровского, 9-я Марьяновская" (далее - объект), с приложением к нему документов, перечень которых определен частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), в том числе положительного заключения негосударственной экспертизы от 22.06.2015 в„– 4-1-1-0050-15, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Регионэкспертиза".
Письмом от 08.07.2015 в„– 09/11998 департамент отказал обществу в выдаче разрешения на строительство объекта, ссылаясь на то, что экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий сетей газораспределения и газопотребления должна проводиться в форме государственной экспертизы.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции счел, что в силу взаимосвязанных положений пункта 5.1 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса, пунктов 88, 89, 90 Технического регламента получение и представление положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий в отношении спорного объекта в силу пункта 4 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса является обязательным условием для получения обществом разрешения на строительство.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд, принимая во внимание решение Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2016 в„– АКПИ15-1534, пришел к выводу, что в рассматриваемом случае проведение только государственной экспертизы проектной документации в отношении спорного объекта действующим законодательством не предусмотрено.
Оставляя без изменения постановление апелляционного суда, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган с приложением необходимых документов, перечень которых указан в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса.
В силу пункта 4 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса представлению подлежит положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
Исходя из части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий по выбору застройщика или технического заказчика проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы, за исключением случаев, если в соответствии с данной статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса государственной экспертизе подлежит проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса, предусматривающем, в том числе иные объекты, определенные Правительством Российской Федерации.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может иметь место в случае отсутствия документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В рассматриваемом случае основанием для отказа обществу в выдаче разрешения на строительство объекта послужило отсутствие положительного заключения государственной экспертизы, обязательность проведения которой следует из требований подпункта "а" пункта 88 Технического регламента.
Установив, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2016 в„– АКПИ15-1534 подпункт "б" пункта 12, подпункт "а" пункта 88, пункт 91 Технического регламента в части исключающей использование негосударственной экспертизы проектной документации признаны недействующими со дня вступления в законную силу решения суда, принимая во внимание пункт 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 в„– 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", суд апелляционной инстанции признал незаконными действия департамента и обязал его выдать разрешение на строительство объекта.
Исходя из конкретных обстоятельств по настоящему делу оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 05.08.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А46-8137/2015 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.А.АЛЕКСЕЕВА

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
В.И.ИЛЬИН


------------------------------------------------------------------