По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.09.2016 N Ф04-2943/2016 по делу N А67-5954/2015
Требование: О признании незаконными действий по отказу в регистрации предварительной таможенной декларации.
Обстоятельства: Обществом на таможенный пост подана декларация на товар: "Мандарины свежие . Отказ мотивирован отсутствием у центра электронного декларирования полномочий по совершению таможенных операций с товарами товарной позиции 0805.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку ограничения компетенции на совершение таможенных операций в отношении ввозимых обществом товаров касаются только таможенных постов и не лишают общество возможности подачи декларации на товары иному таможенному органу.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Томской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2016 г. по делу в„– А67-5954/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шаповаловой И.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экспресс Карго" на решение от 11.12.2015 Арбитражного суда Томской области (судья Гапон А.Н.) и постановление от 28.03.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сбитнев А.Ю., Павлюк Т.В., Ходырева Л.Е.) по делу в„– А67-5954/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экспресс Карго" (142103, Московская область, г. Подольск, ул. Рощинская, д. 22, помещение 61, комн. 3.4, ИНН 7715884720, ОГРН 1117746760779) к Томской таможне (634034, г. Томск, ул. Белинского, д. 57) о признании незаконными действий.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Пирогов М.В.) в заседании участвовала представитель Томской таможни Масленникова Л.Н. по доверенности от 11.01.2016.
Суд
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Экспресс-Карго" (далее - ООО "Экспресс-Карго", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Томской таможне о признании незаконными действий, выразившихся в отказе регистрации поданной обществом предварительной таможенной декларации (далее - ДТ) в„– 10611020/270815/0004874.
Решением от 11.12.2015 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 28.03.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления ООО "Экспресс-Карго" отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного им требования.
По мнению заявителя, оспариваемые действия таможни, выразившиеся в отказе в регистрации ДТ в„– 10611020/270815/0004874, не соответствуют пункту 1 статьи 205 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 311-ФЗ), согласно которому декларация на товары может быть подана любому таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации; оспариваемые действия нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как создают препятствия для таможенного оформления товара; телетайпограмма Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) от 21.04.2015 в„– ТФ-289 не может "подправлять" пункт 1 статьи 205 Закона в„– 311-ФЗ и не распространяется на товары, заявленные обществом в ДТ в„– 10611020/270815/0004874.
В отзыве на кассационную жалобу Томская таможня, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые ООО "Экспресс-Карго" судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 27.08.2015 ООО "Экспресс-Карго" на Северский таможенный пост Томской таможни (центр электронного декларирования) была подана ДТ в„– 10611020/270815/0004874 на товар: "Мандарины свежие (CITRUS NOBILIS) для употребления в пищу, не расфасованные для розничной торговли" (код ТН ВЭД 0805205000).
Должностным лицом данного таможенного органа 27.08.2015 принято решение об отказе в регистрации этой декларации на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза и телетайпограммы Федеральной таможенной службы от 21.04.2015 в„– ТФ-289, согласно которой центры электронного декларирования не обладают полномочиями по совершению таможенных операций с товарами товарной позиции 0805.
ООО "Экспресс-Карго", полагая, что действия таможенного органа, выразившиеся в отказе регистрации предварительной декларации в„– 10611020/270815/0004874, являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых ООО "Экспресс-Карго" действий Томской таможни несоответствующими закону или иному ненормативному акту и отсутствии доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов общества.
При этом обе судебные инстанции исходили из того, что Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 в„– 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ в„– 560) введен запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению. Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2015 в„– 320 (далее - Указ в„– 320) действие отдельных специальных экономических мер продлено с 06.08.2015 на один год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 в„– 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. в„– 560 и от 24 июня 2015 г. в„– 320" (далее - Постановление в„– 778) до 05.08.2016 (включительно) введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия. Украина, Республика Албания, Черногория. Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, и утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в который включены товары, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза и классифицируемые в соответствии с кодами 0201, 0202, 0203, 0207, 0210, 0301, 0302, 0303, 0304, 0305, 0306, 0307, 0308, 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 0701, 070200000, 0703, 0704, 0705, 0706, 070700, 0708, 0709, 0710, 0711, 0712, 0713, 0714, 0801, 0802, 0803, 0804, 0805, 0806, 0807, 0808, 0809, 0810, 0811, 0813, 160100, 1901901100, 1901909100, 2106909200,2106909804, 2106909805,2106909809 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД).
Пунктом 2 указанного Постановления Правительства Российской Федерации обязанность по контролю за соблюдением запрета возложена на ФТС России.
В соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 в„– 809 (в редакции от 27.12.2014 в„– 4), ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции но выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела.
Из содержания пунктов 6.3 и 9.15 Положения следует, что ФТС России наделена полномочиями определять компетенцию таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности и местонахождение таможенных органов.
К компетенции руководителя ФТС России отнесено определение правомочий территориальных органов таможенной службы и их должностных лиц по решению организационных, кадровых, финансовых и иных вопросов.
Во исполнение Указа в„– 560 и Постановления в„– 778 приказом ФТС России от 07.08.2014 в„– 1496 на таможенные органы возложена обязанность по обеспечению запрета на ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, обеспечению определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, в установленном порядке, в том числе при необходимости путем проведения фактического контроля в рамках системы управления рисками.
В соответствии с Общим положением о таможенном посте, утвержденным приказом ФТС России от 04.09.2014 в„– 1701, таможенный пост является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможенного поста в пределах компетенции, определенной положением, осуществляющим свою деятельность под общим руководством ФТС России, регионального таможенного управления и непосредственным руководством таможни.
Согласно приказу ФТС России от 25.11.2010 в„– 2244 "Об установлении компетенции таможенных постов" таможенные посты (центры электронного декларирования) являются специализированными таможенными органами, компетенция которых ограничивается исключительно совершением таможенных операций в отношении товаров, декларируемых с использованием информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет".
Вместе с тем такие таможенные посты (центры электронного декларирования) не обладают полномочиями по обеспечению проведения с применением системы управления рисками таможенного осмотра товаров, багажа физических лиц, транспортных средств и иных объектов для целей таможенного контроля; таможенного досмотра товаров и транспортных средств.
Приказом ФТС России от 09.07.2014 в„– 1331 утверждена Типовая инструкция по делопроизводству и работе архива в таможенных органах Российской Федерации, которой предусмотрена возможность использования телетайпограмм для безотлагательного решения вопросов, относящихся к компетенции ФТС России.
В связи с ограниченными пределами компетенции таможенных постов (центров электронного декларирования) и необходимостью безотлагательного принятия решения по обеспечению контроля за соблюдением запрета на ввоз на территорию Российской Федерации санкционных товаров, телетайпограммой руководителя ФТС России от 21.04.2015 в„– ТФ-289 таможенным органам предписано не допускать (до особого указания) совершения таможенных операций на таможенных постах (центрах электронного декларирования) в отношении ряда товаров, в том числе установлен запрет на совершение таможенных операций в отношении товаров, классифицируемых в соответствии с кодом 0805 ТН ВЭД и заявленных обществом в ДТ в„– 10611020/270815/0004874.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что во исполнение Указа в„– 560 и Постановления в„– 778 руководителем ФТС России в пределах предоставленной ему компетенции установлен обязательный для исполнения таможенными постами (центрами электронного декларирования) запрет на совершение таможенных операций на таможенных постах (центрах электронного декларирования) в отношении ряда товаров, в том числе классифицируемых в соответствии с кодом 0805 ТН ВЭД.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации.
Принимая во внимание, что ограничения компетенции на совершение таможенных операций в отношении ввозимых ООО "Экспресс-Карго" товаров касаются только таможенных постов (центров электронного декларирования) и не лишают общество предусмотренной частью 1 статьи 205 Закона в„– 311-ФЗ возможности подачи декларации на товары любому таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации, обе судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.12.2015 Арбитражного суда Томской области и постановление от 28.03.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А67-5954/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.И.ИЛЬИН
Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
------------------------------------------------------------------