По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.10.2016 N Ф04-4499/2016 по делу N А45-27740/2015
Требование: О взыскании использованной не по целевому назначению субсидии.
Обстоятельства: Сторонами заключено соглашение о предоставлении субсидий на государственную поддержку сельхозпроизводства. Обществу в счет компенсации затрат на приобретение автомобилей и сельхозтехники перечислены денежные средства. Проверкой установлено, что автомобили для целей молочного скотоводства не используются, так как отсутствуют путевые листы. Общество в добровольном порядке средства в бюджет субъекта РФ не возвратило.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств нецелевого использования средств не представлено, отсутствие путевых листов не противоречит законодательству.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Новосибирской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2016 г. по делу в„– А45-27740/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Буровой А.А.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Контрольного управления Новосибирской области на решение от 24.03.2016 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) и постановление от 15.06.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Фертиков М.А., Жданова Л.И., Шатохина Е.Г.) по делу в„– А45-27740/2015 по иску Министерства сельского хозяйства Новосибирской области (630011, Новосибирская обл., г. Новосибирск, проспект Красный, 18; ОГРН 1105476023234, ИНН 5406634656) к акционерному обществу "Доронинское" (633478, Новосибирская обл., Тогучинский р-н, с. Завьялово, ул. Центральная, 7В; ОГРН 1055461000748, ИНН 5438315420) о взыскании субсидии.
Другие лица, участвующие в деле: Контрольное управление Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, проспект Красный, 18; ОГРН 1125476136015, ИНН 5406722140).
В заседании приняли участие представители:
от Контрольного управления Новосибирской области - Кульгавых Е.С. по доверенности от 29.09.2016 в„– 76, Алоп А.В. по доверенности от 15.12.2015 в„– 61;
от акционерного общества "Доронинское" - Зигле В.В. по доверенности от 01.06.2016.
Суд
установил:
Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к акционерному обществу "Доронинское" (далее - Общество, ответчик), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Контрольного управления Новосибирской области (далее - Управление), о взыскании 993 643 руб. субсидии, использованной не по целевому назначению.
Решением от 24.03.2016 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 15.06.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Министерство поддерживает доводы Управления согласно представленному отзыву.
Общество возражает против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Судами и материалами дела установлено следующее.
27.08.2013 между Министерством и Обществом (получатель) заключено Соглашение о предоставлении субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.
Предметом Соглашения являются взаимоотношения сторон, возникающие в соответствии с Порядком финансирования за счет средств областного бюджета Новосибирской области мероприятий, предусмотренных ведомственными целевыми программами в сфере агропромышленного комплекса Новосибирской области, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 23.01.2012 в„– 39-п (далее - Порядок), и с Положением о размере и порядке предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг за счет средств областного бюджета Новосибирской области на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в Новосибирской области, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 14.06.2011 в„– 250-п (далее - Положение), и в целях реализации Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 в„– 717, и ведомственной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2013-2020 годы", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 03.08.2012 в„– 50-нпа.
В соответствии с Соглашением: - Министерство предоставляет получателю субсидию на возмещение части стоимости приобретенных технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства по заявлению получателя; - получатель субсидии обязуется выполнять условия предоставления субсидий, обеспечивает достоверность сведений в представленных документах, целевое и эффективное использование субсидии и дает согласие на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий; - в случае нарушения условий предоставления субсидии, установленных Положением, Порядком и Соглашением, получатель обязан вернуть всю сумму денежных средств, полученных в счет субсидии, в течение 10 рабочих дней с момента получения уведомления о возврате субсидии.
По заявлению Общества Министерством перечислены субсидии в общем размере 6 037 793 руб. (платежными поручениями в„– 2208 от 30.05.2014 и в„– 1901 от 29.05.2014) в счет компенсации затрат на приобретение автомобилей и сельскохозяйственной техники, в том числе 993 643 руб. за приобретенные автомобиль УАЗ-23632 и автомобиль-фургон изотермический на шасси МАЗ 5336АЗ-340 для целей молочного скотоводства.
По результатам проведенной Управлением проверки составлен акт от 17.04.2015 в„– 03-05-СС-05, которым установлено, что приобретенные Обществом автомобиль УАЗ-23632 и автомобиль-фургон изотермический на шасси МАЗ 5336АЗ-340 для целей молочного скотоводства не используются, поскольку расходы по данным автомобилям в проверяемом периоде не производились и путевые листы, подтверждающие использование данных автомобилей, в бухгалтерию не предоставлялись.
Министерство направило в адрес Общества письмо от 18.05.2015 в„– 882-06-02-11/23 и уведомление от 14.05.2015 в„– 42 с требованием вернуть субсидию в размере 993 643 руб., перечисленных Обществу по мероприятию 506201 "Компенсация части затрат на приобретение и технический сервис технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства".
В связи с тем, что Общество в добровольном порядке субсидию в бюджет Новосибирской области не возвратило, Министерство обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзывов, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Новосибирской области от 08.12.2006 в„– 61-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области" во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к верным выводам о недоказанности наличия оснований для возврата субсидии в заявленном размере, поскольку доказательств нецелевого использования денежных средств истцом не представлено.
Судебные инстанции правомерно исходили из следующих обстоятельств, подтвержденных материалами дела:
- Общество осуществляет смешанный вид деятельности (растениеводство и животноводство);
- факты приобретения Обществом, регистрации и фактического владения транспортными средствами, в отношении которых предоставлена государственная поддержка, Министерством и Управлением не оспариваются;
- автомобиль - фургон изотермический на шасси МАЗ 5336А3-340 и автомобиль УАЗ-23632 переданы в структурное подразделение Общества, (4-е отделение), расположенное в с. Сенчанка Новосибирского района, осуществляющее деятельность по овощеводству (выращивание картофеля, свеклы, моркови); выращенная продукция использовалась для целей передачи в корм молочному скоту, в целях переработки на патоку, которая также применялась в качестве подкормки в определенные периоды года;
- материалами учета (отчетами, статистическими данными, отчетами о кормлении животных и другими) подтверждается, что основная масса выращенных овощей использована для корма молочному поголовью скота; истцом не представлено доказательств того, что Общество осуществляет иную деятельность, кроме сельскохозяйственной, и могло использовать приобретенные транспортные средства в этой (иной) деятельности;
- наличие пробега у спорных транспортных средств, а, следовательно, их эксплуатацию, Министерство и Управление не оспаривают.
Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, что доводы проверяющих о нецелевом использовании Обществом спорных автомобилей основаны фактически только на отсутствии у ответчика путевых листов на транспортные средства, при этом вопрос перемещения транспортных средств, перевозки на них грузов и пассажиров (работников Общества) не исследовался в полном объеме. Отсутствие путевого листа у организаций, не оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа, а использующих транспортные средства только для собственной производственной деятельности, требованиям действующего законодательства не противоречит.
В целом доводы кассационной жалобы (в том числе относительно того, что Общество не смогло документально подтвердить использование транспортных средств в целях, установленных условиями предоставления субсидии, об отсутствии путевых листов на спорные автотранспортные средства) получили соответствующую оценку судов, повторяют позицию Управления по делу, не опровергают выводов судов, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела.
Нарушений при рассмотрении дела судами норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено. С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 24.03.2016 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 15.06.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А45-27740/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.В.ЧАПАЕВА
Судьи
А.А.БУРОВА
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
------------------------------------------------------------------