По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.12.2016 N Ф04-5920/2016 по делу N А70-5203/2016
Требование: Об обязании общества обратиться с заявлением о государственной регистрации обременений - права аренды на объекты муниципального теплосетевого имущества, переданные во временное владение и пользование по договорам аренды, на основании договора о присоединении и передаточного акта.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку права и обязанности прекратившего деятельность юридического лица по договорам аренды муниципального имущества перешли к обществу в порядке правопреемства при реорганизации, законом установлена необходимость государственной регистрации обременения права в виде аренды нового правообладателя, а не внесение изменений в государственный реестр прав.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тюменской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2016 г. по делу в„– А70-5203/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Зиновьевой Т.А.
Сириной В.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "СУЭНКО" в лице филиала "Тепло Тюмени" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2016 (судья Лазарев В.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 (судьи Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу в„– А70-5203/2016
по заявлению Департамента имущественных отношений администрации города Тюмени (625000, Тюмень, ул. Советская, д. 20, ОГРН 1027200867231, ИНН 7201000204)
к публичному акционерному обществу "СУЭНКО" (625023, г. Тюмень, ул. Одесская, 14, ОГРН 1027201233620, ИНН 7205011944)
о понуждении к осуществлению государственной регистрации обременений.
Другие лица, участвующие в деле:
муниципальное казенное учреждение "Тюменское городское имущественное казначейство", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области.
В заседании приняли участие представители:
публичного акционерного общества "СУЭНКО" - Вельман О.И. на основании доверенности от 29.01.2016 в„– 10;
Департамента имущественных отношений администрации города Тюмени - Крымова Т.Е. на основании доверенности от 03.11.2015 в„– 85;
муниципального казенного учреждения "Тюменское городское имущественное казначейство" - Доценко М.А. на основании доверенности от 21.12.2015 в„– 42.
Суд
установил:
Департамент имущественных отношений администрации города Тюмени (далее - Департамент имущественных отношений) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к публичному акционерному обществу "СУЭНКО" (далее - общество, ПАО "СУЭНКО") об обязании в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области с заявлением о государственной регистрации обременений - права аренды на объекты муниципального теплосетевого имущества, переданные во временное владение и пользование по договорам аренды муниципального теплосетевого имущества от 24.03.2014 в„– 031430545, от 30.04.2013 в„– 041329651, от 24.03.2014 в„– 031430546, от 24.03.2014 в„– 031430544, от 18.12.2013 в„– 121330463 на основании договора о присоединении ОАО "Тепло Тюмени" к ОАО "СУЭНКО" от 25.12.2013 и передаточного акта от 25.12.2013 в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Тюменское городское имущественное казначейство" (далее - МКУ "ТГИК") и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2016, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ПАО "СУЭНКО", указывая на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новое решение об отказе Департаменту имущественных отношений в удовлетворении заявленных требований.
По утверждению подателя кассационной жалобы, у ПАО "СУЭНКО" отсутствует обязанность обращения в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации обременения права муниципальной собственности на объекты, являющиеся предметом договоров аренды, поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрена повторная регистрация уже ранее зарегистрированного обременения вещного права по каким-либо основаниям (в том числе в связи с переходом прав арендатора по ранее заключенному и зарегистрированному договору аренды другому лицу); переход прав и обязанностей по договорам аренды к правопреемнику не прекращает ранее зарегистрированное обременение права в виде аренды на данное имущество, регистрация которого осуществлена ранее.
В представленном отзыве МКУ "ТГИК" отклонило доводы кассационной жалобы общества, просило принятые по делу судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
От Управления Росреестра получено ходатайство с просьбой рассмотреть кассационную жалобу без участия его представителя, принять судебный акт на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель ПАО "СУЭНКО" поддержал доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе, а представители Департамента имущественных отношений и МКУ "ТГИК" высказались против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм права, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими оставлению без изменения.
По материалам дела судами установлено, что между ОАО "Тепло Тюмени", Департаментом имущественных отношений и МКУ "ТГИК" были заключены договоры аренды муниципального теплосетевого имущества от 30.04.2013 в„– 041329651, от 18.12.2013 в„– 121330463, от 24.03.2014 в„– 031430546, от 24.03.2014 в„– 031430544, от 24.03.2014 в„– 031430545, зарегистрированные в установленном законом порядке.
В связи с прекращением 01.07.2014 деятельности ОАО "Тепло Тюмени" путем реорганизации в форме присоединения к ОАО "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (далее - ОАО "СУЭНКО") по договору о присоединении от 25.12.2013, утвержденному 24.03.2014, и передаточному акту от 25.12.2013, утвержденному 24.03.2014, право аренды на объекты муниципального теплосетевого имущества перешло к ОАО "СУЭНКО".
Заключением дополнительных соглашений от 10.10.2014 в„– 101430700 к договору аренды от 30.04.2013 в„– 041329651; от 10.10.2014 в„– 101430701 к договору аренды от 24.03.2014 в„– 031430546; от 10.10.2014 в„– 101430699 к договору аренды от 24.03.2014 в„– 031430544; от 10.10.2014 в„– 101430696 к договору аренды от 18.12.2013 в„– 121330463; от 10.10.2014 в„– 101430697 к договору аренды от 24.03.2014 в„– 031430545 предусмотрена замена арендатора ОАО "Тепло Тюмени" на ОАО "СУЭНКО".
С 14.01.2015 организационно-правовая форма ОАО "СУЭНКО" изменена на Публичное акционерное общество "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (ПАО "СУЭНКО").
Департамент имущественных отношений 22.05.2015 обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации указанных дополнительных соглашений.
Управление Росреестра сообщением от 27.09.2015 в„– 01/019/2015-5418/27812/15 отказало в государственной регистрации дополнительных соглашений, сославшись на абзац 10 и абзац 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), в связи с непредставлением необходимых документов и наличием противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Департамент имущественных отношений письмами от 29.10.2015 в„– 44-06-6555/5 и от 01.04.2016 в„– 44-06-6555/5 указал ПАО "СУЭНКО" на необходимость обращения в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации обременения на объекты недвижимого имущества, переданные во временное владение и пользование по договорам аренды муниципального теплосетевого имущества от 30.04.2013 в„– 041329651, от 18.12.2013 в„– 121330463, от 24.03.2014 в„– 031430546, от 24.03.2014 в„– 031430544, от 24.03.2014 в„– 031430545.
Отказ ПАО "СУЭНКО" от подачи заявления о государственной регистрации обременений послужил Департаменту имущественных отношений основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные Департаментом имущественных отношений требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующих обстоятельств.
Пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничение таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Согласно статье 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Как определено статьей 1 Закона о регистрации, ограничения (обременения) - это наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и других).
Государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества (пункт 1 статьи 26 Закона о регистрации).
В силу статей 2, 12, 17 Закона о регистрации записи о правах на недвижимое имущество и сведения о правообладателе вносятся в подраздел II соответствующего раздела ЕГРП на основании правоустанавливающих документов.
Согласно абзацу девятому пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Статьей 4 Закона о регистрации определено, что ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 26 Закона о регистрации государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. В случае передачи в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, занятого зданием, сооружением, которые принадлежат нескольким лицам или помещения в которых принадлежат нескольким лицам, с заявлением о государственной регистрации договора аренды такого земельного участка может обратиться одно из лиц, выступающих на стороне арендатора, или арендодатель.
Таким образом, осуществление государственной регистрации обременения (аренды) объектов недвижимого имущества является обязательным.
Судами по материалам дела установлено и не оспаривается обществом, что на основании договоров аренды муниципального теплосетевого имущества в отношении объектов теплосетевого хозяйства за ОАО "Тепло Тюмени" зарегистрировано обременение (аренда).
Между тем по данным Единого государственного реестра юридических лиц деятельность ОАО "Тепло Тюмени" прекращена с 01.07.2014 в связи с реорганизацией в форме присоединения к ОАО "СУЭНКО".
В соответствии с положениями статьи 59 Гражданского кодекса РФ права и обязанности ОАО "Тепло Тюмени" по договорам аренды муниципального теплосетевого имущества перешли к ОАО "СУЭНКО" в порядке правопреемства.
Исходя из установленных обстоятельств, учитывая нормы Закона о регистрации, приняв во внимание Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 в„– 765, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о необходимости государственной регистрации ограничение (обременение) права в виде аренды нового правообладателя, а не внесение изменений в государственный реестр прав.
Поскольку в рассматриваемой ситуации регистрация перешедших прав должна осуществляться путем внесения новых регистрационных записей об обременении права собственника в пользу ПАО "СУЭНКО" в отношении каждого объекта на основании соответствующих заявлений заинтересованного лица, судебные инстанции правомерно указали на обязанность ПАО "СУЭНКО" обратиться в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации обременения объектов недвижимого имущества на основании договора о присоединении от 25.12.2013 и передаточного акта от 25.12.2013.
В силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами норм права и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами.
Приведенные в кассационной жалобе аргументы основаны на ином толковании норм действующего законодательства, не опровергают правильность выводов судов и не подтверждают нарушение норм права при принятии оспариваемых судебных актов.
Оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Сделанные судами выводы соответствуют установленным обстоятельствам и не противоречат нормам действующего законодательства.
Судом кассационной инстанции не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2016 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 по делу в„– А70-5203/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Судьи
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
В.В.СИРИНА
------------------------------------------------------------------