По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.08.2016 N Ф04-16401/2015 по делу N А46-12814/2013
Требование: О признании недействительной сделки должника по безвозмездной передаче неотделимых улучшений котла, применении последствий недействительности сделки в виде взыскания в пользу должника стоимости неотделимых улучшений.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку уменьшения объема и стоимости имущества должника в связи с возвратом котла не последовало, денежные средства, затраченные должником на реконструкцию котельного оборудования, возмещены в виде предоставленной субсидии.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2016 г. по делу в„– А46-12814/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой О.В.,
судей Доронина С.А.,
Лаптева Н.В.
при ведении протокола помощником судьи Спиридоновым В.В. рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи кассационную жалобу конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая Компания-5" Левченко Е.И. на определение Арбитражного суда Омской области от 24.12.2015 (судья Макарова Н.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2016 (судьи Зорина О.В., Смольникова М.В., Шарова Н.А.) по делу в„– А46-12814/2013 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая Компания-5" (644040, город Омск, проспект Губкина, дом 1, ИНН 5535009594, ОГРН 1115535000624), принятые по заявлению конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая Компания-5" Левченко Е.И. к администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области (646530, Омская область, Тарский район, город Тара, улица Советская, 23 а, ИНН 5535007519, ОГРН 1055567028637) о признании недействительной сделки должника по безвозмездной передаче неотделимых улучшений котла ДКВр 20-13 (год выпуска - 2013, дата ввода и эксплуатацию - 22.05.2013): проектирование, инжиниринг, поставка, монтаж, обмуровка и пуско-наладка выносного топочного устройства (топки) котельного оборудования центральной котельной в„– 14 в городе Таре Омской области для сжигания древесных отходов влажностью до 55% и организация топливоподачи со складом топлива типа "живое дно" на основании акта приема-передачи объекта основных средств от 23.05.2013 и товарной накладной от 23.05.2013 в„– 704, совершенной между должником и администрацией Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области, применении последствий недействительности сделки.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Савинов А.В.) в судебном заседании приняли участие представители: администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области Самарина Е.С. по доверенности от 11.08.2016 в„– 894/01-23; Федеральной налоговой службы Христосов Д.А. по доверенности от 21.07.2016 в„– 01-17/09670.
Суд
установил:
решением Арбитражного суда Омской области от 10.07.2014 общество с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая Компания-5" (далее по тексту - общество "ТСК-5", должник) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Левченко Е.И.
Конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), к администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области (далее по тексту - Администрация) о признании недействительной сделки должника по безвозмездной передаче неотделимых улучшений котла ДКВр 20-13 (год выпуска - 2013, дата ввода и эксплуатацию - 22.05.2013): проектирование, инжиниринг, поставка, монтаж, обмуровка и пусконаладка выносного топочного устройства (топки) котельного оборудования центральной котельной в„– 14 в городе Таре Омской области для сжигания древесных отходов влажностью до 55% и организация топливоподачи со складом топлива типа "живое дно" на основании акта приема-передачи объекта основных средств от 23.05.2013 и товарной накладной от 23.05.2013 в„– 704, применении последствий недействительности сделки в виде взыскания с Администрации в пользу общества "ТСК-5" денежных средств в размере 18 016 500 руб., составляющих стоимость произведенных обществом "ТСК-5" неотделимых улучшений котла ДКВр 20-13.
Определением Арбитражного суда Омской области от 24.12.2015, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2016, в удовлетворении заявления отказано.
Конкурсный управляющий обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 24.12.2015 и постановление от 22.03.2016, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на неправильное истолкование судами нормы материального права - статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ); считает, что суд не принял во внимание очевидное нарушение Администрацией норм бюджетного законодательства в части осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. По мнению конкурсного управляющего, ответчик не имел права безвозмездно принимать улучшения, произведенные должником по спорному котлу, поскольку денежные средства, потраченные на такие улучшения, полученные должником в качестве субсидии, являются денежными средствами общества "ТСК-5".
В письменных возражениях на кассационную жалобу Администрация опровергает изложенные в ней доводов, просит оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Администрации и представитель Федеральной налоговой службы возражали против доводов кассатора.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание, не явились. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Рассмотрев кассационную жалобу, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены. При этом исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, между Тарским муниципальным районом Омской области (сторона 1), Тарским городским поселением Тарского муниципального района Омской области (сторона 2) и обществом "ТСК-5" (сторона 3) было подписано соглашение от 01.06.2012 о совместном участии и взаимодействии в целях обеспечения надежности теплоснабжения населения и объектов социальной сферы Тарского муниципального района Омской области, в котором стороны договорились о совместной реализации публичной и хозяйственной обязанности по обеспечению доступности для населения и объектов социальной сферы услуг теплоснабжения в целях обеспечения безопасности предоставляемых услуг, надежного теплоснабжения на объекте, обеспечивающем жизнедеятельность населения и объектов социальной сферы Тарского муниципального района, и создания условий для своевременного и надлежащего получения услуг теплоснабжения непосредственно потребителями центральной котельной в„– 14 города Тары Омской области, в форме взаимодействия и совместного участия с приложением согласованных и скоординированных муниципальных и общественно-хозяйственных усилий сторон в интересах жителей Тарского муниципального района Омской области до момента начала отопительного сезона 2012-2013 года (пункт 1 соглашения).
В пункте 3 соглашения предусмотрено, что оно регулирует отношения сторон по вопросу финансирования комплекса работ по реконструкции центральной котельной в„– 14 в городе Тара Омской области и распределения между сторонами обязательств и порядка участия в реализации Проекта.
Объем планируемого вложения средств в реализацию Проекта и непосредственно реконструкцию объекта, обеспечивающего жизнедеятельность населения, составляет 18 016 500 руб. (пункт 5 соглашения).
В силу пункта 6 соглашения сторона 1 приняла на себя обязательства: предоставить в распоряжение стороны 2 дотацию из средств местного бюджета в законодательно установленном и согласованном сторонами 1 и 2 порядке в размере 18 016 500 руб.; выступать гарантом перед третьими лицами по вопросу участия в финансировании комплекса работ по реконструкции непосредственно котельного оборудования центральной котельной в„– 14 в городе Тара Омской области.
Сторона 2 приняла на себя обязательства: получаемые от стороны 1 в рамках настоящего соглашения денежные средства в полном объеме реализовать по целевому назначению, направляя исключительно на содержание, реконструкцию муниципального имущества (объекта) в сроки и порядке, установленные бюджетным законодательством, в соответствии со своими полномочиями, в том числе для исполнения обязательств по заключенным стороной 3 соглашениям (договорам), обеспечивающими выполнение комплекса работ по реконструкции центральной котельной в„– 14 в городе Тара Омской области; осуществлять контроль за ходом работ на объекте.
Сторона 3 приняла на себя обязательства с учетом положений Федерального закона от 18.07.2011 в„– 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" осуществить заключение необходимых договоров на выполнение комплекса работ по проектированию, инжинирингу, поставке, монтажу, обмуровке и пусконаладке выносного топочного устройства (топки) котельного оборудования центральной котельной в„– 14 в городе Тара Омской области для сжигания древесных отходов влажностью до 55% и организацию топливоподачи со складом топлива типа "Живое дно"; использовать выделяемые и предоставленные местным бюджетом (стороной 2) денежные средства (субсидии) исключительно для оплаты обязательств по заключенному договору (либо договорам) на выполнение комплекса работ по реконструкции центральной котельной в„– 14 в городе Тара Омской области в пределах 18 016 500 руб.
В рамках исполнения вышеуказанного соглашения обществом "ТСК-5" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Лесэнерго" (далее по тексту - общество "Лесэнерго") (исполнитель) был подписан договор от 29.06.2012 в„– О-01/12, в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по проектированию, поставке, монтажу, обмуровке и пусконаладке выносного топочного устройства (топки) котла ДКВр 20-13 для сжигания древесных отходов влажностью до 55% и организацию топливоподачи со складом топлива типа "живое дно" на территории центральной котельной в„– 14, расположенной по адресу: Омская область, Тарский район, город Тара, улица Ленина, дом 141, согласно спецификации приложения в„– 1 (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 2.1 договора общая стоимость работ по договору составляет 18 016 500 руб.
На техническом совещании 27.07.2012 по реконструкции котла ДКВр-20/13 на сжигание древесных отходов был определен объем работ, который необходимо провести по реконструкции котла, о чем был составлен протокол.
Общество "Лесэнерго" (исполнитель) в рамках принятых обязательств выполнило необходимые работы по договору - произвело реконструкцию котла ДКВр 20-13, в связи с чем общество "ТСК-5" произвело оплату выполненных работ.
В свою очередь Администрацией были перечислены обществу "ТСК-5" денежные средства в размере 18 016 500 руб. в качестве субсидий на реконструкцию котла.
23.05.2013 по акту о приеме-передаче основных средств (кроме зданий, сооружений) общество "ТСК-5" возвратило Администрации имущество - котел ДКВр 20-13 из ремонта (реконструкции).
Полагая, что Администрация в отсутствие правовых оснований безвозмездно изъяла спорный котел с произведенными в отношении него неотделимыми улучшениями, конкурсный управляющий обществом "ТСК-5" со ссылкой на пункт 1 статьи 61.2 Федерального закона от 26.10.2002 в„– 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон о банкротстве) обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве сделка, совершенная должником в течение года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия указанного заявления, может быть признана арбитражным судом недействительной при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной сделки, в том числе в случае, если цена этой сделки и (или) иные условия существенно в худшую сторону для должника отличаются от цены и (или) иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки (подозрительная сделка). Неравноценным встречным исполнением обязательств будет признаваться, в частности, любая передача имущества или иное исполнение обязательств, если рыночная стоимость переданного должником имущества или осуществленного им иного исполнения обязательств существенно превышает стоимость полученного встречного исполнения обязательств, определенную с учетом условий и обстоятельств такого встречного исполнения обязательств.
Оспариваемая сделка по передаче котла из капитального ремонта с неотделимыми улучшениями на основании акта приема-передачи объекта основных средств от 23.05.2013 совершена должником в течение года до принятия заявления о признании его банкротом (21.10.2013).
Как установлено судом первой инстанции, спорное имущество - котел ДКВр 20-13 на праве собственности либо ином вещном праве должнику не принадлежал.
По акту приемки законченного строительством объекта от 23.05.2013 исполнитель работ предъявил комиссии к приемке комплекс работ по проектированию, поставке, монтажу, обмуровке и пусконаладке выносного топочного устройства (топки) котла ДКВр 20-13 для сжигания древесных отходов влажностью до 55% и организации топливоподачи со складом топлива типа "живое дно" на территории котельной в„– 14, стоимость работ по утвержденной проектно-сметной документации составила 18 016 500 руб.
Судом также установлено, что должник являлся получателем целевой бюджетной субсидии на основании соглашения о совместном участии и взаимодействии в целях обеспечения надежности теплоснабжения населения и объектов социальной сферы Тарского муниципального района Омской области, заключенного 01.06.2012 между Тарским муниципальным районом Омской области (сторона 1), Тарским городским поселением Тарского муниципального района Омской области (сторона 2) и обществом "ТСК-5" (сторона 3).
Указанная субсидия предоставлялась для оплаты должнику привлеченного им подрядчика в целях проведения реконструкции (капитального ремонта) котла муниципальной котельной.
Из текста указанного соглашения следует, что стороны договорились о совместной реализации публичной и хозяйственной обязанности по обеспечению доступности для населения и объектов социальной сферы услуг теплоснабжения в целях обеспечения безопасности предоставляемых услуг, надежного теплоснабжения на объекте, обеспечивающем жизнедеятельность населения и объектов социальной сферы Тарского муниципального района, и создания условий для своевременного и надлежащего получения услуг теплоснабжения непосредственно потребителями центральной котельной в„– 14 города Тары Омской области, в форме взаимодействия и совместного участия с приложением согласованных и скоординированных муниципальных и общественно-хозяйственных усилий сторон в интересах жителей Тарского муниципального района Омской области до момента начала отопительного сезона 2012-2013 года (пункт 1).
Пунктом 3 соглашения предусмотрено, что настоящее соглашение регулирует отношения сторон по вопросу финансирования комплекса работ по реконструкции центральной котельной в„– 14 в городе Тара Омской области и распределения между сторонами обязательств и порядка участия в реализации Проекта.
Из протокола технического совещания по реконструкции котла ДКВр 20-13 на сжигание древесных отходов от 27.07.2012 следует, что определение объемов работ по реконструкции котла проходило в рамках исполнения проекта "Техническое перевооружение котельной в„– 14 с переводом котла ДКВр 20-13 на древесные отходы".
Денежные средства выделялись и передавались местным бюджетом обществу "ТСК-5" в рамках заключенного соглашения исключительно для оплаты обязательств на выполнение комплекса работ по реконструкции центральной котельной в„– 14 в городе Таре Омской области в пределах 18 016 500 руб. (пункт 8 соглашения).
В качестве целевого использования полученных денежных средств общество "ТСК-5" предоставило договор от 29.06.2012 в„– О-01/12, справку о стоимости выполненных работ, акт о приемки выполненных работ, счет-фактуру, на основании которых общество "ТСК-5" оплатило работы по реконструкции котла ДКВр 20-13 обществу "Лесэнерго" в размере 18 016 500 руб.
Таким образом, сумма в размере 18 016 500 руб. предоставлена должнику из средств местного бюджета в качестве субсидии на возмещение затрат на выполнение комплекса работ по реконструкции котельного оборудования центральной котельной в„– 14.
Следовательно, возврат котла с неотделимыми улучшениями осуществлен должником с получением предварительной компенсации в виде субсидии.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, уменьшения объема и стоимости имущества должника в связи с возвратом котла не последовало, то есть отсутствует признак причинения вреда и/или признак неэквивалентного встречного предоставления.
Интерес должника в заключении указанного соглашения обусловлен, прежде всего, выполнением им своих обязанностей теплоснабжающей организации в городе Тара. Поэтому заключение соглашения имело для него разумную хозяйственную цель.
Довод конкурсного управляющего о том, что денежные средства, потраченные на улучшения спорного котла, принадлежали обществу "ТСК-5", поскольку денежные средства, полученные в качестве субсидии, принадлежат лицу, их получившему в установленном порядке, правомерно отклонен судом со ссылкой на то, что указанные денежные средства имели целевое назначение, являлись эквивалентным встречным предоставлением независимо от способа предоставления (в виде субсидии или путем размещения заказа).
Таким образом, денежные средства, затраченные должником на реконструкцию котельного оборудования, были возмещены в виде предоставленной субсидии.
В силу статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В данном случае субсидия была предоставлена не в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров должником, а в целях компенсации затрат на улучшение муниципального имущества.
Спорная сделка не может считаться совершенной за счет должника, поскольку должник никогда не был собственником неотделимых улучшений.
В отсутствие признака причинения вреда и/или неравноценного предоставления суд правомерно отказал в признании оспариваемой сделки недействительной по пункту 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве.
При недоказанности названного признака не имеется оснований и для вывода о недействительности оспариваемой сделки по пункту 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Нарушений судами норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В этой связи кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя кассационной жалобы.
Ввиду предоставления конкурсному управляющему обществом "ТСК-5" отсрочки уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе до ее рассмотрения по существу, государственная пошлина подлежит взысканию с общества "ТСК-5" в доход федерального бюджета. Исполнительный лист надлежит выдать Арбитражному суду Новосибирской области в соответствии с частью 2 статьи 319 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
определение Арбитражного суда Омской области от 24.12.2015 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2016 по делу в„– А46-12814/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая Компания-5" - без удовлетворения.
Взыскать общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая Компания-5" в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Омской области выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.В.КАДНИКОВА
Судьи
С.А.ДОРОНИН
Н.В.ЛАПТЕВ
------------------------------------------------------------------