Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.08.2016 N Ф04-2776/2016 по делу N А75-12050/2015
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа в сфере жилищного и строительного надзора.
Обстоятельства: По результатам проверки обществу предписано произвести жильцам квартир в многоквартирных домах перерасчет затрат по обслуживанию вентиляционных каналов, общедомовых приборов учета, входящих в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения в доме, перерасчет размера платы за содержание жилья, провести общее собрание собственников помещений многоквартирных домов.
Решение: В удовлетворении требования частично отказано, поскольку факты изменения обществом в одностороннем порядке перечней работ, в результате которых увеличены доходы по управлению, установлены прокуратурой.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2016 г. по делу в„– А75-12050/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение от 22.12.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 05.04.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) и кассационную жалобу открытого акционерного общества "Жилищно-эксплуатационный участок в„– 3" на постановление от 05.04.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А75-12050/2015 по заявлению открытого акционерного общества "Жилищно-эксплуатационный участок в„– 3" (628309, город Нефтеюганск, 6 микрорайон, строение 62А, п. 1/1, ИНН 8604050665, ОГРН 1118619002292) к Нефтеюганскому отделу инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628300, город Нефтеюганск, 2 микрорайон, дом 21) о признании недействительным предписания.
Другое лицо, участвующее в деле, - Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Суд

установил:

Открытое акционерное общество "Жилищно-эксплуатационный участок в„– 3" (далее - ОАО "ЖЭУ в„– 3", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Нефтеюганскому отделу инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Нефтеюганский отдел) о признании недействительным предписания от 27.08.2015 в„– НЮ-293/а.
Решением от 22.12.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры требование ОАО "ЖЭУ в„– 3" удовлетворено, оспариваемое им предписание признано недействительным.
Постановлением от 05.04.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено, признаны недействительными пункты 1 и 3 предписания от 27.08.2015 в„– НЮ-293/а, в удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - надзорный орган), не соглашаясь с выводами судов в части признания недействительным пункта 1 оспариваемого заявителем предписания, просит отменить указанные судебные акты в данной части.
По мнению надзорного органа, в акте проверки и в предписании изложена информация о характере допущенного обществом нарушения, приведен анализ стоимости расходов (увеличение расходов) на отдельные виды работ, анализ увеличения видов услуг; выявленные Нефтеюганским отделом нарушения были установлены Нефтеюганской межрайонной прокуратурой, которая также вынесла обществу представление о перерасчете платы за содержание и ремонт общедомового имущества в многоквартирном доме.
В кассационной жалобе ОАО "ЖЭУ в„– 3", ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие выводов этой судебной инстанции фактическим обстоятельствам, просит отменить постановление в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 2 предписания и принять новый судебный акт.
По мнению общества, судом апелляционной инстанции не учтено, что условие об одностороннем изменении цены за содержание и ремонт жилого помещения принято собственниками на общем собрании при утверждении условий договора управления (п. 4.1.7 договора управления).
Отзывы на кассационные жалобы не поступили.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба надзорного органа подлежит удовлетворению, а для удовлетворения кассационной жалобы общества оснований не имеется.
Как видно из материалов дела, в связи с коллективным обращением граждан, проживающих по адресам: г. Нефтеюганск, 1 мкр., дома в„– 6, 9, 29, 3 мкр., 13 дом (Бунькова Т.И., проживающая по адресу: г. Нефтеюганск, 1 мкр., д. 29, кв. 28) Нефтеюганским отделом проведена документарная проверка законности и обоснованности начисления ОАО "ЖЭУ в„– 3" платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с 01.01.2015.
По результатам проверки составлен акт от 27.08.2015 в„– НЮ-293/а и выдано предписание от 27.08.2015 в„– НЮ-293/а, которым обществу в срок до 10.10.2015 предписано:
1. произвести жильцам кв. в„– 28, кв. в„– 27, кв. в„– 19, кв. в„– 25 в доме в„– 29 в 1 микрорайоне г. Нефтеюганска, жильцам кв. в„– 53 в доме в„– 6 в 1 микрорайоне г. Нефтеюганска, жильцам кв. в„– 43 в доме в„– 9 в 1 микрорайоне г. Нефтеюганска, жильцам кв. в„– 26, кв. 24, кв. в„– 32, кв. в„– 28 в доме в„– 13 в 3 микрорайоне г. Нефтеюганска перерасчет затрат по обслуживанию вентиляционных каналов, по обслуживанию общедомовых приборов учета, входящих в состав размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД за период с 01.01.2015 по 30.06.2015 (часть 7 статьи 156, часть 4 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 17 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491 (далее - Правила в„– 491);
2. произвести жильцам кв. в„– 28, кв. в„– 27, кв. в„– 19, кв. в„– 25 в доме в„– 29 в 1 микрорайоне г. Нефтеюганска, жильцам кв. в„– 53 в доме в„– 6 в 1 микрорайоне г. Нефтеюганска, жильцам кв. в„– 43 в доме в„– 9 в 1 микрорайоне г. Нефтеюганска, жильцам кв. в„– 26, кв. 24, кв. в„– 32, кв. в„– 28 в доме в„– 13 в 3 микрорайоне г. Нефтеюганска перерасчет размера платы за содержание жилья за июль 2015 года по тарифам 36,20 руб. за кв. м (часть 7 статьи 156, часть 4 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 17 Правил в„– 491);
3. провести общее собрание собственников помещений многоквартирных домов в„– 6, 9, 29 в 1 микрорайоне г. Нефтеюганска и в доме в„– 13 в 3 микрорайоне г. Нефтеюганска по вопросу установления (утверждения) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с учетом предложений управляющей организации за 2015 год.
Не согласившись с указанным предписанием, ОАО "ЖЭУ в„– 3" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требование заявителя о признании недействительным пункта 1 предписания, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о неопределенности и неисполнимости данной части предписания.
Между тем данный вывод судебных инстанций не соответствует нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам.
Так, в акте проверки от 27.08.2015 в„– НЮ-293/а и в предписании изложена информация о характере допущенного ОАО "ЖЭУ в„– 3" нарушения, приведен анализ стоимости расходов (увеличение расходов) на отдельные виды работ и указаны правовые основания (часть 7 статьи 156, часть 4 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 17 Правила в„– 491).
Из содержания указанных документов следует, что с 01.01.2015 генеральным директором ОАО "ЖЭУ в„– 3" самостоятельно утверждены новые перечни работ по указанным в предписании многоквартирным домам. При этом в отличии от ранее утвержденных собственниками перечней из новых перечней были исключены такие виды работ как работы по обслуживанию внутриквартирного газового оборудования, в связи с тем, что собственники квартир самостоятельно заключили договоры со специализированной организацией и увеличены расходы на обслуживание вентиляционных каналов и общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов.
Кроме этого, факты изменения ОАО "ЖЭУ в„– 3" в одностороннем порядке перечней работ, в результате которых увеличены доходы по управлению (ввиду исключения одного вида работ общая стоимость не могла остаться прежней), установлены Нефтеюганской межрайонной прокуратурой.
Управляющая организация признала эти нарушения и письмом от 02.07.2015 в„– 969 сообщила прокуратуре, что жильцам будет произведен перерасчет платы за содержание и ремонт общедомового имущества в многоквартирных домах с 01.01.2015 по 01.06.2015. (том 2, листы дела 38-39).
При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным пункта 1 оспариваемого им предписания по причине неясности его исполнения.
Отказывая в удовлетворении требования общества о признании недействительным пункта 2 предписания, суд апелляционной инстанции указал, что в нарушение части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской федерации общество без полученного в установленном порядке согласия собственников помещений многоквартирных домов, в одностороннем порядке произвело увеличение с 01.07.2015 размера платы за содержание и ремонт общего имущества.
Пунктом 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 в„– 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается не менее чем на год.
В соответствии с пунктом 31 Правил в„– 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Из содержания части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Исходя из смысла и содержания названных нормативных правовых актов, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается только на общем собрании собственников. В случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что общим собранием собственников помещений многоквартирных жилых домов, в„– 6, 9, 29 в 1 микрорайоне г. Нефтеюганска, дома в„– 13 в 3 микрорайоне г. Нефтеюганска, приняты решения о выборе способа управления многоквартирным домом посредством управляющей организацией ОАО "ЖЭУ в„– 3" и об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в размере 36 руб. 20 коп. за 1 кв. м, а также об утверждении договоров управления (идентичные друг другу по содержанию).
Согласно пунктам 4.1.7 указанных договоров размер платы за содержание и ремонт общего имущества индексируется при изменении уровня инфляции или потребительских цен, не чаще чем 1 раз в год.
Поскольку увеличение с 01.07.2015 размера платы за содержание и ремонт с 36 руб. 20 коп. до 38 руб. 19 коп. произведено ОАО "ЖЭУ в„– 3" без проведения общего собрания собственников помещений указанных жилых домов, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод, что общество должно взимать плату за содержание и ремонт в размере 36 руб. 20 коп. за 1 кв. м, и обосновано отказал в удовлетворении требования заявителя о признании недействительным пункта 2 оспариваемого им предписания.
Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции изменено решение суда первой инстанции, по результатам рассмотрения кассационных жалоб подлежит отмене лишь постановление от 05.04.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда в части удовлетворения заявления общества о признании недействительным пункта 1 оспариваемого им предписания от 27.08.2015 в„– НЮ-293/а.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

кассационную жалобу Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворить.
Постановление от 05.04.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А75-12050/2015 отменить в части признания недействительным пункта 1 предписания от 27.08.2015 в„– НЮ-293/а, выданного Нефтеюганским отделом инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры открытому акционерному обществу "Жилищно-эксплуатационный участок в„– 3". В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Жилищно-эксплуатационный участок в„– 3" в указанной части отказать.
В остальной части названное постановление оставить без изменения.
В удовлетворении кассационной жалобы открытого акционерного общества "Жилищно-эксплуатационный участок в„– 3" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.И.ИЛЬИН

Судьи
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Г.А.ШАБАНОВА


------------------------------------------------------------------