По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.07.2016 N Ф04-2982/2016 по делу N А70-13056/2015
Требование: Об оспаривании предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Уполномоченный орган указал на наличие нарушения на эксплуатируемой обществом производственной базе, которая не зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку помещение, в котором обществом осуществляется хранение и эксплуатация оборудования, имеет признаки опасного производственного объекта, данное помещение подлежит регистрации в качестве опасного производственного объекта, использование оборудования подтверждено актом проверки и протоколом об административном правонарушении.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тюменской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2016 г. по делу в„– А70-13056/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГазТрансСнаб" на решение от 17.12.2015 Арбитражного суда Тюменской области (судья Бадрызлова М.М.) и постановление от 07.04.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу в„– А70-13056/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГазТрансСнаб" (620102, г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 17, корп. 1, кв. 4, ИНН 6658460424, ОГРН 1146658014073) к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (625003, г. Тюмень, ул. Хохрякова, д. 10) о признании недействительным предписания.
В заседании приняли участие представители: от общества с ограниченной ответственностью "ГазТрансСнаб" - Мыльников И.Н. (решение от 15.09.2014 о назначении директором) и Балай И.В. (доверенность от 02.02.2016), от Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Миляева Н.С. (доверенность от 13.01.2016).
Суд
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ГазТрансСнаб" (далее - ООО "ГазТрансСнаб", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, надзорный орган) о признании недействительным предписания от 13.07.2015 в„– 57/3849.
Решением от 17.12.2015 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 07.04.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного ООО "ГазТрансСнаб" требования отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, либо принять новое решение об удовлетворении заявленного им требования.
По мнению заявителя, судами необоснованно не применены нормы пункта 214, подпунктов "г" и "ж" пункта 215 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 в„– 116 (далее - Правила в„– 116).
Кроме того, ООО "ГазТрансСнаб" указывает, что судами не были учтены: ответ управления от 24.09.2015 в„– 15-00-10/17944; страница технической документации установки газификационной типа ГУ-5-20 с отметкой "Регистрации в органах технадзора не подлежит"; заключение экспертной организации "УралЭксперт" от 30.11.2015 в„– 30/4-11/15.
В отзыве на кассационную жалобу управление, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, проведенной управлением внеплановой выездной проверкой установлено, что на эксплуатируемой ООО "ГазТрансСнаб" и не зарегистрированной в государственном реестре опасных производственных объектов производственной базе располагается криогенное оборудование и оборудование для наполнения баллонов, а также хранятся баллоны для наполнения газами (кислород, аргон, азот, гелий, углекислота, пропан, ацетилен) и газовыми смесями (аргон + гелий, аргон + углекислота).
По результатам проверки составлен акт от 13.07.2015 в„– 57/3849-А и выдано предписание от 13.07.2015 в„– 57/3849, в котором указано на следующие нарушения:
- неосуществление идентификации и регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов;
- непредоставление данных по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- подписание исполнительным директором Бубкиным Сергеем Владимировичем инструкции "По охране труда для наполнителя кислородных баллонов", утвержденной директором от 01.04.2015; "По безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением", утвержденной директором от 01.04.2015; "По технике безопасности для рабочих по приему и отпуску кислородных баллонов", как лицом, ответственным за исправное состояние и безопасное действие сосудов работающих под давлением, но не назначенным приказом и не аттестованным в области промышленной безопасности по общим требованиям промышленной безопасности и оборудованию, работающему под давлением;
- отсутствие утвержденного перечня нормативных документов, применяемых в эксплуатирующей организации для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами промышленной безопасности;
- отсутствие утвержденных инструкций для ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением и ответственного за его исправное состояние и безопасную эксплуатацию, а также производственную инструкцию для рабочих, обслуживающих оборудование, разрабатываемую на основе руководства (инструкции) по эксплуатации конкретного вида оборудования, с учетом особенностей технологического процесса, установленных проектной и технологической документацией;
- отсутствие комиссии по аттестации из числа руководителей и главных специалистов, аттестованных в комиссии Ростехнадзора в порядке, установленном положением об аттестации; непроведение осмотра, обслуживания, обследования, текущего ремонта здания склада и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, в соответствии с требованиями технических регламентов, иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; отсутствие инструкции на хранение, транспортирование и использование баллонов, утвержденной в установленном порядке;
- работник, обслуживающий баллоны (наполнитель баллонов Лебедев Г.А.), не прошел проверку знаний инструкции и не имеет удостоверения о допуске к самостоятельной работе, выданное в установленном порядке;
- в помещении склада баллонов допускается их установка в местах прохода людей, перемещения грузов и проезда транспортных средств;
- в помещении склада баллонов для предохранения от падения баллоны не установлены в специально оборудованные гнезда, клетки или ограждены барьером;
- отсутствует проект на склад для хранения баллонов, разработанный с учетом требований настоящих Правил промышленной безопасности и норм пожарной безопасности;
- в помещении склада баллонов окна не открываются наружу;
- в помещении склада баллонов, оконные и дверные стекла не матовые или не закрашены белой краской; полы склада баллонов неровные;
- в складе баллонов не вывешены инструкции, правила и плакаты по обращению с баллонами, находящимися на складе;
- склад баллонов не имеет молниезащиту;
- складское помещение для хранения баллонов не разделено несгораемыми стенами на отсеки, в каждом из которых допускается хранение не более 500 баллонов (40 литров) с горючими или ядовитыми газами и не более 1 000 баллонов (40 литров) с негорючими и неядовитыми газами; на складе хранение баллонов без навернутых колпаков.
Данным предписанием на общество возложена обязанность в срок до 13.10.2015 устранить выявленные проверкой нарушения.
Не согласившись с выводами надзорного органа, ООО "ГазТрансСнаб" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон в„– 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к названному Федеральному закону.
Согласно части 2 статьи 2 Закона в„– 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 217 Правил в„– 116 предусмотрено, что опасные производственные объекты, на которых используется оборудование под давлением, подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов подлежат объекты, на которых используется:
а) оборудование под давлением, подлежащее учету в территориальных органах Ростехнадзора согласно пункту 214 Правил в„– 116;
б) оборудование под давлением, не подлежащее учету в территориальных органах Ростехнадзора, при наличии иных признаков отнесения объектов к категории опасных производственных объектов, установленных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "ГазТрансСнаб" на основании договора субаренды от 01.02.2015 в„– 14 владеет помещением для складирования (склад хранения), в котором находится на хранении и используется следующее оборудование: газификационная установка ГУ-5/20, насосная станция АНПК-10/20 (2 шт.), цистерна транспортная криогенная ЦТК-5/0,25, зав. в„– 0208089, объемом 5 куб. м, цистерна транспортная криогенная ЦТК РЖК 5М, система взвешивания емкостей UTILCELL с НПВ, испаритель атмосферный "Гелиос", испаритель жидкостной ИЖ-30-180/20, рампа наполнительная РН-2-5/20 (ТК 01.03.10.000), металлорукав 6м Ду40 с гайками РОТ, металлорукав 3м Ду40 с гайками РОТ; баллоны для кислорода, аргона, гелия, азота.
Использование обществом перечисленного оборудования подтверждается актом проверки от 13.07.2015 в„– 57/3849-А, протоколом об административном правонарушении от 13.07.2015 в„– 62-59-13-2015, фотоматериалами, договором субаренды от 01.02.2015 в„– 14 с приложениями и в кассационной жалобе не опровергается.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 приложения 1 к Закону в„– 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля газа (в газообразном, сжиженном состоянии). Такие объекты могут быть отнесены к третьему или четвертому классу опасности в зависимости от конкретных показателей опасных характеристик в соответствии с пунктом 5 приложения 2 к Закону в„– 116-ФЗ.
Пунктом 12 Требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 в„– 168, предусмотрено, что опасные производственные объекты тепло- и электроэнергетики, другие опасные производственные объекты, использующие оборудование, работающее под давлением более 0,07 Мпа, к которым относятся, в том числе, площадки цеха (участка) организации, идентифицируются в качестве опасных по признаку использования оборудования, работающего под давлением более 0,07 Мпа, а также использования опасных веществ.
Согласно выписке из руководства по эксплуатации установки газификационной типа ГУ-5/20 в рабочем состоянии такая установка находится под давлением, а в удостоверении о качестве изготовления входящего в состав такой установки внутреннего сосуда указано, что рабочее давление в корпусе сосуда составляет 0,25 Мпа.
В соответствии с пунктом 1.1 "ГОСТ 949-73*. Баллоны стальные малого и среднего объема для газов на Рр <= 19,6 МПа (200 кгс/см2). Технические условия", устанавливающим стандарты изготовления баллонов для хранения и перевозки сжатых, сжиженных и растворенных газов, баллоны должны изготовляться на рабочее давление 9,8; 14,7; 19,6 МПа (100, 150, 200 кгс/см2).
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованным вывод надзорного органа о том, что помещение, в котором обществом осуществляется хранение и эксплуатация оборудования, работающего под давлением более 0,07 Мпа, имеет признаки опасного производственного объекта, предусмотренные пунктом 2 приложения 1 к Закону в„– 116-ФЗ. Следовательно, в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона в„– 116-ФЗ и подпунктом "б" пункта 217 Правил в„– 116 такое помещение подлежит государственной регистрации в качестве опасного производственного объекта.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 17.12.2015 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 07.04.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А70-13056/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.И.ИЛЬИН
Судьи
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Г.А.ШАБАНОВА
------------------------------------------------------------------