Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.06.2016 N Ф04-2783/2016 по делу N А46-8695/2015
Требование: О признании отсутствующим права муниципальной собственности на нежилое помещение, признании права хозяйственного ведения муниципального предприятия и права собственности России.
Обстоятельства: Истец сослался на выписку из реестра федерального имущества, согласно которой помещение находится в федеральной собственности и передано на праве оперативного управления образовательному учреждению.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку не доказано, что помещение входило в состав имущества какого-либо предприятия, право муниципальной собственности подтверждено решением органа местного самоуправления и зарегистрировано в установленном порядке.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2016 г. по делу в„– А46-8695/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой О.В.,
судей Лошкомоевой В.А.,
Мелихова Н.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 12.01.2016 (судья Распутина Л.Н.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 (судьи Веревкин А.В., Глухих А.Н., Еникеева Л.И.) по делу в„– А46-8695/2015 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (644043, город Омск, улица Тарская, 11, ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782) к Департаменту имущественных отношений администрации города Омска (644043, город Омск, улица Краснофлотская, дом 8, ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613), администрации города Омска (644099, город Омск, улица Гагарина, 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644007, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 56, ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) о признании отсутствующим права муниципальной собственности и о признании права собственности Российской Федерации.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"; муниципальное предприятие города Омска "Тепловая компания".
Суд

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее по тексту - Управление Росимущества, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту - Департамент), администрации города Омска (далее по тексту - Администрация) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту - Управление Росреестра) о признании отсутствующим права собственности муниципального образования города Омска на нежилое помещение - трансформаторную подстанцию общей площадью 47 кв. м, литера А, номер на поэтажном плане: 1П, по адресу: город Омск, улица Масленникова, 144 А; признании права хозяйственного ведения муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" (далее по тексту - предприятие "Тепловая компания") на спорное нежилое помещение и признании права собственности Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: предприятие "Тепловая компания", Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта" (далее по тексту - образовательное учреждение).
Решением Арбитражного суда Омской области от 12.01.2016, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит отменить решение от 12.01.2016 и постановление от 31.03.2016, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что право федеральной собственности на спорное имущество возникло ранее, чем право муниципальной собственности; кроме того, владение спорным недвижимым имуществом образовательным учреждением началось с 01.05.1973, подтверждением чему служит инвентарная карточка учета основных средств от 04.06.2015 в„– 01010017. Как указывает истец, в помещении трансформаторной станции находятся трансформаторы образовательного учреждения, и доступ в помещение имеют только ответственные за электроснабжение его сотрудники с территории данного учреждения, при этом территория образовательного учреждения и предприятия "Тепловая компания" разделены бетонным забором, соответственно, право пользования у ответчика не могло возникнуть в силу указанных обстоятельств.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу опровергает изложенные в ней доводы, просит оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Рассмотрев кассационную жалобу, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены. При этом исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, из письма образовательного учреждения в„– 1558 истцу стало известно, что в отношении нежилого помещения - трансформаторной подстанции общей площадью 47 кв. м, литера А, номер на поэтажном плане: 1П, находящегося по адресу: город Омск, улица Масленникова, 144 А, зарегистрировано право собственности муниципального образования города Омска.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 14.12.2011 в„– 725/46 спорное нежилое помещение находится в федеральной собственности и передано на праве оперативного управления образовательному учреждению на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации Омской области от 27.11.2001 в„– 395-РК "О закреплении имущества, относящегося к государственной собственности Российской Федерации".
По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту - ЕГРП) нежилое здание площадью 967 кв. м, расположенное по адресу: город Омск, улица Масленникова, 144 А, частью которого является спорное нежилое помещение, принадлежит на праве хозяйственного ведения предприятию "Тепловая компания", получившему его от муниципального образования города Омска.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления Росимущества в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции учел разъяснения, сформулированные в пункте 59 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее по тексту - Постановление в„– 10/22), о том, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований Управление Росимущества ссылается на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее по тексту - Постановление в„– 3020-1).
Согласно пункту 2 Постановления в„– 3020-1 и абзацу четвертому пункта 1 Приложения в„– 3 к указанному Постановлению объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, передаются в муниципальную собственность городов.
Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 в„– 235, предусмотрена передача в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящихся в ведении предприятий, не включаемых в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 в„– 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в том числе: сооружений и сети водопровода и канализации, котельных, тепловых сетей, электрических сетей, объектов благоустройства, других сооружений и коммуникаций инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).
Доказательства того, что спорное нежилое помещение находится на территории и входило в состав имущества какого-либо предприятия в материалах дела отсутствуют.
В свою очередь возникновение права собственности муниципального образования города Омска на здание, частью которого является спорное нежилое помещение, подтверждается решением Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 18.11.1993 в„– 201 "О передаче предприятий, имущества, нежилых помещений (строений) в муниципальную собственность города Омска".
Право собственности муниципального образования города Омска на недвижимое имущество - нежилое строение: двухэтажное кирпичное здание общей площадью 967,00 кв. м, литера А, расположенное по адресу: город Омск, улица Масленникова, 144 А, зарегистрировано в установленном порядке (свидетельство от 13.012006 серии 55 АВ в„– 170117 и дубликат от 22.12.2000 в„– 877 регистрационного удостоверения от 14.11.1998 в„– 576).
В материалах дела имеются доказательства закрепления указанного здания на праве хозяйственного ведения за предприятием "Тепловая компания" на основании распоряжения Департамента недвижимости администрации города Омска от 21.02.2006 в„– 448-р "О закреплении недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием города Омска "Тепловая компания" (свидетельство о государственной регистрации права от 11.08.2006 серии 55АВ в„– 231477, регистрационная запись в„– 55-55-01/088/2006-540).
Спорное нежилое помещение является трансформаторной подстанцией, то есть объектом инженерной инфраструктуры города Омска коммунально-бытового назначения, следовательно, в силу закона является муниципальной собственностью.
Как правильно указал суд первой инстанции, факт содержания, пользования и обслуживания нежилого помещения не является основанием для приобретения на него каких либо прав.
Следовательно, суд первой инстанции на законном основании отказал Управлению Росимущества в удовлетворении иска.
Выводы суда первой инстанции обоснованно поддержаны судом апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Приведенные Управлением Росимущества в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о его несогласии с оценкой установленных по делу обстоятельств и не указывают на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм права.
При проверке законности обжалуемых решения и постановления судом кассационной инстанции не установлено нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального либо процессуального права, в связи с чем оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 12.01.2016 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 по делу в„– А46-8695/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.

Председательствующий
О.В.КАДНИКОВА

Судьи
В.А.ЛОШКОМОЕВА
Н.В.МЕЛИХОВ


------------------------------------------------------------------