По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.05.2016 N Ф04-2019/2016 по делу N А70-7650/2015
Требование: О признании незаконным бездействия в рассмотрении заявления общества о выкупе земельного участка, обязании подготовить проект договора купли-продажи и направить для подписания обществу.
Обстоятельства: Получив заявление общества о выкупе без проведения торгов участка по его кадастровой стоимости, уполномоченный орган в сфере имущественных отношений не подготовил проект договора, решение об отказе в предоставлении участка не принял.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку факт незаконного уклонения от рассмотрения заявления установлен; в восстановлении нарушенных прав общества нет необходимости, так как ему направлен подписанный уполномоченным органом договор купли-продажи испрашиваемого участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тюменской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2016 г. по делу в„– А70-7650/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Тихомирова В.В.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу департамента имущественных отношений Тюменской области (заинтересованного лица) на решение от 30.10.2015 Арбитражного суда Тюменской области (судья Сидорова О.В.) и постановление от 15.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Золотова Л.А.) по делу в„– А70-7650/2015 по заявлению открытого акционерного общества "Тюменьторф" (625003, г. Тюмень, ул. Семакова, д. 20, ОГРН 1027200812022, ИНН 7202067890) к департаменту имущественных отношений Тюменской области (625004, г. Тюмень, ул. Сакко, д. 30 корп. 1, ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460) об оспаривании бездействия в рассмотрении заявления о выкупе земельного участка.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Тюменьторф" (заявителя) - Хижняк А.В. по доверенности от 19.06.2015;
от департамента имущественных отношений Тюменской области (заинтересованного лица) - Князева А.И. по доверенности от 15.09.2015 в„– 225/08-З-Д.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Тюменьторф" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент) о признании незаконным бездействие департамента в рассмотрении заявления общества от 28.04.2015 о выкупе земельного участка с кадастровым номером 72:17:0704006:65, кадастровой стоимостью 5 103 000 руб., площадью 2 700 000 м2, расположенного по адресу: г. Тюмень, 12 км Велижанского тракта; об обязании департамента в установленный судом срок осуществить подготовку проекта договора купли-продажи упомянутого земельного участка по цене 5 103 000 руб., в трех экземплярах и подписать их, а также направить проект указанного договора для подписания заявителю.
Требования со ссылкой на подпункт 7 пункта 2 статьи 39.3, пункт 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Порядок определения цены земельных участков при заключении договоров купли-продажи без проведения торгов, утвержденный постановлением правительства Тюменской области от 06.04.2015 в„– 132-п (далее - Порядок), мотивированы неправомерным уклонением заинтересованного лица в рассмотрении его заявления о предоставлении земельного участка.
Решением от 30.10.2015 Арбитражного суда Тюменской области по делу, оставленным без изменения постановлением от 15.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, признано незаконным бездействие департамента в рассмотрении заявления общества от 28.04.2015 о выкупе земельного участка с кадастровым номером 72:17:0704006:65, кадастровой стоимостью 5 103 000 руб., площадью 2 700 000 м2, расположенного по адресу: г. Тюмень, 12 км Велижанского тракта.
В кассационной жалобе департамент просит отменить вынесенные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
По мнению подателя жалобы, суды неправомерно не приняли во внимание постановление от 07.11.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А70-4405/2012, которым установлено, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:0704006:65, являясь свободным от зданий, сооружений, при переоформлении на него права постоянного (бессрочного) пользования надлежит выкупить по рыночной цене, вместе с тем заявитель не предпринял мер по определению рыночной цены продажи земельного участка.
Департамент не согласен с выводом судов о том, что обязан рассматривать заявление общества, поданное в 2012 году, с применением законодательства, действующего с 01.03.2015.
Указывает, что им совершались активные действия, направленные на создание условий для продажи обществу спорного земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения принятые судебные акты ввиду несостоятельности содержащихся в жалобе аргументов.
В судебном заседании представитель департамента поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель общества возражал против удовлетворения жалобы.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, согласно государственному акту на право пользования землей от 16.05.1986 серии А-1 в„– 389531, выданному исполнительным комитетом Тюменского районного (городского) Совета народных депутатов, объединению "Тюменьторф" на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 1 811 га, находящийся по адресу: Тюменский район, 12 км Велижанского тракта, для организации подсобного сельского хозяйства.
Из названного земельного участка были образованы 4 участка с номерами 72:17:1708011:19, 72:17:1708012:1772, 72:17:0704006:0065, 72:17:0000000:741 с расположенными на последнем участке строениями в„– в„– 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, сооружением 2.
Общество 23.09.2011 направило в адрес департамента письмо в„– 49 с требованием предоставить указанные земельные участки в собственность или официально отказать от их предоставления.
Департамент предложил обществу оформить договоры аренды на земельные участки как единственный способ реализации прав (письмо от 04.10.2011 в„– 111004016/15).
Посчитав неправомерным отказ департамента в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании департамента заключить договоры купли-продажи на земельные участки с кадастровыми номерами 72:17:1708011:19, 72:1761708012:1772, 72:17:0704006:0065 по цене из расчета 2,5 процента кадастровой стоимости каждого земельного участка.
Решением от 10.08.2012 Арбитражного суда Тюменской области (с учетом определения об исправлении опечатки от 15.08.2012) по делу в„– А70-4405/2012 департамент был обязан заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:17:1708011:19, в редакции договора от 15.06.2012, по цене 8 740 руб. 75 коп., договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:17:0704006:0065, в редакции договора от 15.06.2012 по цене 1 308 375 руб. Постановлением от 07.11.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований общества.
Ссылаясь на пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), общество 21.02.2014 подало в департамент заявку в„– 368 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:17:0704006:0065 по цене, рассчитанной исходя из 17-кратной ставки земельного налога, установленной для случаев продажи земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых линейными объектами, поскольку через спорный земельный участок проходит линия электропередачи (ЛЭП) ВЛ-220 кВ "Тюмень-Тавда" и ЛЭП ВЛ-110 кВ "Тюмень-Караганда".
Решением, оформленным письмом от 18.07.2014 в„– 140718055/10-2, департамент отказал заявителю в предоставлении в собственность необходимого ему земельного участка по предусмотренной Вводным законом цене, так как действующее законодательство устанавливает возможность приобретения в собственность земельных участков по указанной цене только собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках; через земельный участок проходит линия ЛЭП, на которую документы не предоставлены; предоставление земельного участка заявителю приведет к ограничению прав собственников ЛЭП, проходящих через данный участок.
Общество также оспорило данный отказ. Решением от 12.01.2015 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 05.06.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, по делу в„– А70-10286/2014, заявителю было отказано в признании незаконным отказа департамента.
Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ с 01.03.2015 введена в действие глава V.1 ЗК РФ "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 3 Вводного закона (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами, установленными главой V.1 ЗК РФ. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 01.01.2016 по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Закона.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 ЗК РФ).
Пунктом 1 Порядка также предусмотрена продажа земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов по кадастровой стоимости, за исключением случаев, специально оговоренных Порядком.
Общество, полагая, что на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ имеет право выкупить испрашиваемый земельный участок по его кадастровой стоимости, обратилось в департамент с заявлениями от 28.04.2015 о выкупе без проведения торгов спорного земельного участка по его кадастровой стоимости, составляющей 5 103 000 руб. (кадастровый паспорт от 03.02.2014 в„– 7200/201/14-27352).
Заинтересованное лицо письмом от 18.05.2015 в„– 150518007/10-2 сообщило, что ранее письмом от 18.07.2014 в„– 140718055/10-2 вопрос о возможности предоставления за плату земельного участка с кадастровым номером 72:17:0704006:65, площадью 2 700 000 м2, на котором расположены линейные объекты - линия электропередач ВЛ-220 кВ "Тюмень-Тавда", линия электропередач ВЛ-110 кВ "Тюмень-Караганда", уже был разъяснен обществу и приложило письмо от 18.07.2014 в„– 140718055/10-2.
Считая, что департамент фактически не рассмотрел его заявление о предоставлении земельного участка по правилам подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности заявителем незаконного бездействия на стороне департамента, чем нарушаются права и законные интересы общества.
Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирована статьей 39.17 ЗК РФ.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.17 ЗК РФ определено, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указывается, в том числе, основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Кодекса оснований.
Общество, направляя в департамент заявление о предоставлении в собственность, в основание указало подпункт 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
В силу пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В решении должны быть указаны все основания отказа.
Руководствуясь приведенными нормами, суды пришли к верному выводу, что, получив заявление общества от 28.04.2015 о выкупе без проведения торгов спорного земельного участка по его кадастровой стоимости, департамент должен был совершить одно из действий, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ, а именно: либо осуществить подготовку проекта договора купли-продажи, либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
Поскольку заинтересованное лицо не совершило данные действия, то суды, установив совокупность условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ для признания незаконными ненормативных актов, действий (бездействия) государственных, муниципальных органов, должностных лиц, правомерно удовлетворили заявленные требования, признав бездействие департамента незаконным.
Ссылка департамента на судебные акты по делу в„– А70-10286/2014 правильно отклонена судами, так как рассматриваемые требования основаны на иных нормах земельного законодательства.
Что касается мер, направленных на восстановление нарушенных прав общества, то суды сочли, что в них отпала необходимость, так как департамент направил в адрес общества подписанный договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
В кассационной жалобе не содержится каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие истца с выводами судов, основанных на оценке доказательств.
Между тем пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (статья 286 АПК РФ).
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами первой и апелляционной инстанций применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 30.10.2015 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 15.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А70-7650/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.ТИХОМИРОВ
------------------------------------------------------------------