Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.04.2016 N Ф04-990/2016 по делу N А45-13501/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении предприятия к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ за добычу подземных вод из скважины в отсутствие утвержденных эксплуатационных запасов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку невыполнение условий лицензионного соглашения в установленный срок повлекло за собой событие вменяемого предприятию правонарушения, выразившегося в длительном противоправном невыполнении пользователем недр установленных лицензией обязанностей.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Новосибирской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2016 г. по делу в„– А45-13501/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Управление энергетики и водоснабжения" на постановление от 10.12.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу в„– А45-13501/2015 по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Управление энергетики и водоснабжения" (630090, г. Новосибирск, ул. Инженерная, д. 17) к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (630091, г. Новосибирск, ул. Каменская, 74) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление энергетики и водоснабжения" (далее - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (далее - департамент, надзорный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.06.2015 в„– НАВЗТ-161/2 привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением от 28.08.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.) требование заявителя удовлетворено.
Постановлением от 10.12.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленного предприятием требования отказано.
В кассационной жалобе предприятие, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанциям норм материального права, просит отменить постановление от 10.12.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда и оставить без изменения решение от 28.08.2015 Арбитражного суда Новосибирской области.
По мнению заявителя, в его действиях отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, поскольку из буквального толкования условий лицензионного соглашения следует, что расчет запасов воды должен производится для скважин, используемых для хозяйственно-питьевых нужд, а скважина в„– 1 является скважиной для технического водоснабжения.
В отзыве на кассационную жалобу департамент, соглашаясь с выводами Седьмого арбитражного апелляционного суда, просит оставить обжалуемый заявителем судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, проведенной надзорным органом плановой проверкой установлено, что предприятием осуществляется добыча подземной воды с нарушением требований пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), которым предусмотрена обязанность пользователя недр по выполнению условий, установленных лицензией на право пользования недрами.
По результатам проверки департаментом составлен протокол об административном правонарушении от 10.06.2015 в„– НАВЗТ-161/2, на основании которого вынесено оспариваемое заявителем постановление от 23.06.2015 в„– НАВЗТ-161/2 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Согласно части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Удовлетворяя требование заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях предприятия состава вменяемого правонарушения и указал, что оспариваемое им постановление вынесено с пропуском срока давности привлечения к ответственности.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного предприятием требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что совершенное заявителем правонарушение относится к категории длящихся, в связи с чем сроки давности привлечения к административной ответственности исчисляются с даты его выявления.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что согласно статье 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность), условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Пунктом 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрена обязанность пользователя недр по представлению геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 в„– 215 утвержден Порядок предоставления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу в федеральный и территориальные фонды геологической информации (далее - Порядок).
Порядок регламентирует представление государственной отчетности о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов России для учета запасов и месторождений полезных ископаемых, ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых (Пунктом 1).
Порядок является обязательным для всех юридических лиц, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей (далее именуются - организации), осуществляющих разведку месторождений и добычу полезных ископаемых (п. 2 Порядка).
Из содержания пункта 8 Порядка следует, что организации, осуществляющие разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляют ежегодно в федеральный и территориальный фонды геологической информации данные о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых, извлечении полезных ископаемых при добыче и использовании минерального сырья при первичной переработке, вскрышных пород и отходов производства по формам, утвержденным в установленном порядке, а также пояснительные записки с приложением к ним материалов, в том числе картографических, обосновывающих изменения запасов полезных ископаемых
Формы государственной отчетности о состоянии, изменении запасов полезных ископаемых и их использовании разрабатываются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и утверждаются Федеральной службой государственной статистики по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Сроки предоставления государственной статистической информации, а также органы, в которые предоставляются такие сведения, указаны во соответствующих формах.
Таким образом, формы государственной отчетности сдаются недропользователями в соответствующие органы с целью выявления информации о состоянии, изменении запасов полезных ископаемых и их использовании.
Положениями пункта 5 части 2 статьи 22 Закона о недрах установлена обязанность пользователя недр по представлению достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что предприятие добывает подземные воды из скважины в„– 1 по участку недр "Нижне-Ельцовский" в отсутствие утвержденных эксплуатационных запасов.
Признавая несостоятельным довод заявителя о том, что расчет запасов воды должен производится для скважин, используемых для хозяйственно-питьевых нужд, а скважина в„– 1 является скважиной для технического водоснабжения, суд апелляционной инстанции указал, что имеющейся у предприятия лицензией установлены требования ко всему участку недр.
При этом доказательств, подтверждающих нахождение этой скважины на участке недр местного значения, для которого не требуется утверждения в установленном порядке эксплуатационных запасов подземных вод, заявитель суду не представил.
Руководствуясь положениями частей 1 и 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суд апелляционной инстанции сделал вывод, что отнесение административного правонарушения к категории длящегося должно производится с обязательным учетом характера, обстоятельств и особенностей каждого совершенного правонарушения.
Таким образом, невыполнение условий лицензионного соглашения в установленный срок повлекло за собой событие вменяемого предприятию административного правонарушения: пользование недрами с нарушением условия лицензионного соглашения, выразившееся в длительном противоправном невыполнении пользователем недр установленной обязанности.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого предприятием судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 10.12.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А45-13501/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.И.ИЛЬИН

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
Г.А.ШАБАНОВА


------------------------------------------------------------------