Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.04.2016 N Ф04-870/2016 по делу N А81-3121/2015
Требование: О взыскании задолженности за медицинские услуги.
Обстоятельства: Сторонами заключены государственные контракты на оказание медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы. Учреждение здравоохранения указало на неоплату всего объема оказанных услуг.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку доказательств уплаты задолженности за оказанные услуги не представлено. Во взыскании расходов на оказание скорой медицинской помощи отказано, поскольку скорая специализированная медицинская помощь организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2016 г. по делу в„– А81-3121/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Герценштейн О.В.,
судей Дубининой Т.Н.,
Кисляковой Т.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Харпская районная больница" на решение от 21.09.2015 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Максимова О.В.) и постановление от 03.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рожков Д.Г., Грязникова А.С., Кудрина Е.Н.) по делу в„– А81-3121/2015 по иску Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Харпская районная больница" (629420, Ямало-Ненецкий автономный округ, р-н Приуральский, пгт. Харп, ул. Дзержинского, д. 15, ИНН 8902006742, ОГРН 1028900555166) к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу (629420, Ямало-Ненецкий автономный округ, р-н Приуральский, пгт. Харп, ул. Гагарина, д. 4, ИНН 8902007880, ОГРН 1028900558081) о взыскании 507 499 руб. 64 коп.
Суд

установил:

государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Харпская районная больница" (далее - ГБУЗ ЯНАО "Харпская РБ", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - УФСИН России по ЯНАО, ответчик) о взыскании задолженности за медицинские услуги в размере 507 499 руб. 64 коп.
Решением от 21.09.2015 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 03.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с УФСИН России по ЯНАО в пользу ГБУЗ ЯНАО "Харпская РБ" задолженность за оказанные сотрудникам управления в период с апреля по август 2014 года медицинские услуги в размере 462 863 руб. 64 коп., расходы по уплате госпошлины в размере 11 993 руб. 38 коп. В остальной части иска отказал.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ГБУЗ ЯНАО "Харпская РБ" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой в связи с несогласием с отказом суда в возмещении расходов на оказание сотрудникам УФСИН России по ЯНАО скорой помощи, просит изменить решение первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, постановление апелляционного суда отменить.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела; учитывая, что сотрудники уголовно-исполнительной системы обладают самостоятельным статусом, который регулируется отдельными правовыми нормами в сфере социальных гарантий, не согласен с выводом суда о том, что услуги скорой медицинской помощи возмещаются за счет фонда обязательного медицинского страхования. Со ссылкой на положения Правил возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 года в„– 911 (далее - Правила) заявитель жалобы считает отказ в части иска не обоснованным.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключены государственные контракты в„– 0390100000214000012 (регистрационный в„– 14 от 18.02.2014) на оказание медицинских услуг, в„– 0390100000214000095 (регистрационный в„– 230 от 25.12.2014) на оказание медицинских услуг (с протоколом разногласий), по условиям которых УФСИН России по ЯНАО (государственный заказчик) приняло на себя обязательства оплачивать затраты учреждений здравоохранения, связанные с оказанием медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы ЯНАО, содержащихся за счет федерального бюджета, а ГБУЗ ЯНАО "Харпская РБ" (исполнитель) обязалось обеспечивать оказание указанным сотрудникам УФСИН России по ЯНАО медицинской помощи надлежащего качества в учреждениях здравоохранения.
Контракт в„– 0390100000214000012 вступил в силу с момента его подписания сторонами и действовал до 31.12.2014, а в части расчетов до полного исполнения обязательства. Контракт распространил свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2014. Стоимость контракта в„– 0390100000214000012 составила 3 000 000 руб.
Контракт в„– 0390100000214000095 вступил в силу с момента его подписания сторонами и действовал до 31.12.2014. Контракт распространил свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2014. Стоимость контракта в„– 0390100000214000095 составила 801 569 руб. 36 коп.
Истец в период с апреля по август 2014 года оказывал сотрудникам ответчика медицинские услуги, что отражено в реестре в„– 4-8 за период с 01.04.2014 по 31.08.2014 на оплату медицинской помощи, оказанной сотрудникам УФСИН.
Истцом ответчику предъявлена ко оплате счет-фактура в„– 122 от 11.09.2014 на общую сумму 507 499 руб. 64 коп.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных медицинских услуг явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, основываясь на условиях государственных контрактов, положениях статей 309, 310, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации и постановления Правительства РФ от 31.12.2004 в„– 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы", исходя из отсутствия доказательств уплаты ответчиком задолженности, удовлетворил исковые требования частично на сумму 462 863 руб. 64 коп. В остальной части иска на сумму 44 375 руб. отказал в связи с отсутствием доказательств правомерности предъявления требования о взыскании с ответчика расходов на оказание сотрудникам УФСИН России по ЯНАО скорой медицинской помощи. На сумму 261 руб. в иске отказано, поскольку отсутствуют доказательства, что Сэротэтто С.П. (номер по реестру 177), включенный в список лиц, оказание медицинской помощи которым производится в специальном порядке и в рамках заключенных контрактов, являлся сотрудником УФСИН России по ЯНАО.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Поскольку в данном случае иное АПК РФ не предусмотрено, то суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу только в пределах приведенных в ней доводов, при этом не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Доводы кассационной жалобы о том, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, подлежат отклонению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, в том числе государственные контракты, доказательства оказания истцом сотрудникам УФСИН России по ЯНАО: Кириченко Н.А.; Потаповой Л.А.; Тимощенко Н.А.; Ковалевой А.Н.; Новокрещенскому М.В. услуг скорой медицинской помощи на общую сумму 44 375 рублей, учитывая положения пункта 4 Правил, суды правомерно пришли к выводу о том, что заявленные исковые требования в части возмещения расходов медицинского учреждения на оказание скорой помощи сотрудникам УФСИН России по ЯНАО в размере 44 375 рублей удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.
Приказом Минздрава России от 20.06.2013 в„– 388н утвержден Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 названного Порядка скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в следующих формах: экстренной - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложной - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
Пунктом 6 и 8 Порядка установлено, что скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь вне медицинской организации оказывается медицинскими работниками выездных бригад скорой медицинской помощи. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь в амбулаторных и стационарных условиях оказывается медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях.
Постановлением Правительства РФ от 18.10.2013 в„– 932 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, согласно которой скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
В соответствии с пунктом 2 Правил расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы возмещаются соответствующим территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний России в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) сотрудники, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний России и учреждением здравоохранения.
Пунктом 4 Правил установлено, что скорая медицинская помощь оказывается военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, беспрепятственно и бесплатно всеми учреждениями здравоохранения независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, другие состояния и заболевания). Проведение взаиморасчетов осуществляется с момента, когда устранена непосредственная угроза жизни больного, здоровью окружающих и возможна транспортировка больного.
Судом кассационной инстанции не принимается довод ГБУЗ ЯНАО "Харпская РБ" о том, что судами первой и апелляционной инстанций неверно истолкованы нормы указанных Правил, поскольку данный довод основан на неправильном толковании норм материального права.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ, в связи с чем, подлежат отклонению.
При принятии обжалуемых судебных актов надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:
решение от 21.09.2015 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 03.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А81-2241/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.В.ГЕРЦЕНШТЕЙН

Судьи
Т.Н.ДУБИНИНА
Т.С.КИСЛЯКОВА


------------------------------------------------------------------