По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.05.2016 N Ф04-2124/2016 по делу N А70-10848/2015
Требование: О признании недействительным решения регулирующего органа в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электроэнергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: По мнению общества, установленный для него тариф экономически не обоснован, рассчитан с нарушением ФЗ "Об электроэнергетике", так как взаиморасчеты привели к отрицательной разнице.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку запрос регулирующего органа о предоставлении материалов для тарифного регулирования на спорный период оставлен обществом без исполнения, расчет тарифов произведен, исходя из данных за предшествующие периоды регулирования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тюменской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2016 г. по делу в„– А70-10848/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Лидер" на решение от 06.11.2015 Арбитражного суда Тюменской области (судья Бадрызлова М.М.) и постановление от 24.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу в„– А70-10848/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Лидер" (625016, город Тюмень, улица Демьяна Бедного, 5А, ОГРН 1107232041014, ИНН 7204162073) к Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа (625003, город Тюмень, улица Республики, 24, ОГРН 1027200774138, ИНН 7202064271) об оспаривании решения и обязании устранить нарушения.
Другое лицо, участвующее в деле, - публичное акционерное общество "СУЭНКО".
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Лидер" - Кондрашов Ю.В. по доверенности от 21.08.2015;
от Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа - Ильина Л.В. по доверенности от 13.07.2015, Невзорова Н.А. по доверенности от 18.12.2015.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Энерго-Лидер" (далее - общество, ООО "Энерго-Лидер") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным решения Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - РЭК, регулирующий орган) от 19.12.2014 в„– 106 с изменениями, внесенными решением от 29.06.2015 в„– 35, в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями в отношении ООО "Энерго-Лидер" - публичного акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (далее - ПАО "СУЭНКО") на первое полугодие 2015 года и об обязании устранить допущенное нарушение.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "СУЭНКО".
Решением от 06.11.2015 Арбитражный суд Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 24.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Энерго-Лидер", ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение от 06.11.2015 и постановление от 24.02.2016 отменить, заявленные им требования удовлетворить.
Податель жалобы считает, что установленный для него на первое полугодие 2015 года тариф является экономически необоснованным и рассчитан РЭК с нарушением абзаца 2 пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), поскольку взаиморасчеты с гарантирующим поставщиком и другой сетевой организацией в указанный период приводили к ежемесячной отрицательной разнице.
По мнению общества, вопрос о нарушении или соблюдении РЭК подзаконных нормативных правовых актов, на которые ссылаются суды, правового значения не имеет; решение РЭК подлежит признанию недействительным как противоречащее федеральному закону.
В отзывах на кассационную жалобу РЭК и ПАО "СУЭНКО" просят оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением РЭК от 19.12.2014 в„– 106 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2015 год, в том числе для ООО "Энерго-Лидер" и ПАО "СУЭНКО" (строка 21 приложения).
Решением РЭК от 29.06.2015 в„– 35 установленные вышеназванным решением тарифы были изменены на 2 полугодие 2015 года (строка 19 приложения).
Не согласившись с решением РЭК от 19.12.2014 в„– 106 с изменениями, внесенными решением от 29.06.2015 в„– 35, в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "Энерго-Лидер" - ПАО "СУЭНКО" на первое полугодие 2015 года, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций сочли, что решение РЭК в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы ООО "Энерго-Лидер" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в соответствии с требованиями Закона об электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178 Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться основные принципы, к числу которых пунктом 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике отнесены: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Согласно пункту 4 статьи 23.1, пункту 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункту 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) в сфере электроэнергетики входят цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Законом об электроэнергетике и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков (пункт 4 Основ ценообразования).
Пунктом 63 Основ ценообразования предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ), устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая: единые (котловые) тарифы; тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя.
Приказом ФСТ от 06.08.2004 в„– 20-Э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания).
Из положений пункта 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 в„– 861 (далее - Правила в„– 861), пункта 49 Методических указаний следует, что во всех субъектах Российской Федерации рассчитывается и утверждается единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированный по уровням напряжения. Денежные средства, оплаченные потребителями по единому (котловому) тарифу впоследствии распределяются между участвовавшими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар смежных сетевых организаций.
Расчет единых (котловых) тарифов в регионе производится на основе необходимой валовой выручки (далее - НВВ), определяемой исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии. Для расчета единых (котловых) тарифов в регионе суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Индивидуальные тарифы для взаиморасчетов пары сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Согласно пункту 52 Методических указаний НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
По общему правилу инициатором принятия тарифного решения является регулируемая организация. Порядок обращения с заявлением об утверждении тарифов, требования, предъявляемые к такому заявлению, а также перечень обосновывающих материалов, которые должны быть приложены к заявлению об утверждении тарифов, установлены в пунктах 12, 17 Правил регулирования.
Пунктом 24 Правил регулирования предусмотрено что, в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также, исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе для установления действующих цен (тарифов).
Согласно пунктам 2 и 15 - 34 Основ ценообразования при определении размера тарифов учету подлежит НВВ - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который, в частности, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также иные экономически обоснованные расходы.
Пунктами 16 - 34 названных Основ установлены критерии, в соответствии с которыми определяется экономическая обоснованность тех или иных видов расходов. При этом пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, а также экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что в период тарифного регулирования на 2015 год ООО "Энерго-Лидер" с заявлением об установлении тарифов в РЭК не обращалось; запрос регулирующего органа от 12.08.2014 в„– 18/1246 о предоставлении материалов, необходимых для тарифного регулирования на 2015 год, оставлен обществом без исполнения.
При таких обстоятельствах расчет индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2015 год правомерно был произведен РЭК исходя из имеющихся у него данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе, для установления действующих тарифов.
Судами установлено, что взаиморасчеты между ООО "Энерго-Лидер" и ПАО "СУЭНКО" в 1 полугодии 2015 года осуществлялись по индивидуальным тарифам, рассчитанным в соответствии с пунктом 52 Методических указаний.
Доказательств обратного, а также подтверждающих необходимость установления РЭК тарифа в ином размере, обществом в нарушении статьи 65 АПК РФ не представлено.
Согласно пункту 62 Основ ценообразования срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее 12 месяцев (финансовый год), если иное не установлено решением Правительства Российской Федерации.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2015 в„– 458 "Об утверждении изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования порядка определения объемов покупки мощности на оптовом рынке для поставки населению и приравненных к нему категорий потребителей и объемов покупки мощности организаций по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью" экспертами РЭК с 1 июля 2015 года были пересмотрены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями и внесены изменения в решение РЭК от 19.12.2014 в„– 106.
При определении тарифа для взаиморасчетов между ООО "Энерго-Лидер" и ПАО "СУЭНКО" на 2 полугодие 2015 года, РЭК была учтена представленная обществом письмом от 02.04.2015 информация о применении им упрощенной системы налогообложения (включены НДС и налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения).
Приняв во внимание пункт 31 Правил регулирования, согласно которому решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет, суды пришли к верному выводу об отсутствии у РЭК правовых оснований для пересмотра тарифов, установленных на 1 полугодие 2015 года.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.11.2015 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 24.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А70-10848/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.А.ШАБАНОВА
Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
------------------------------------------------------------------