Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.10.2016 N Ф04-4237/2016 по делу N А75-212/2016
Требование: Об отмене постановления о привлечении общества к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ за пользование недрами без согласованного уровня добычи подземных вод.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку нарушение обществом условий лицензии не доказано, событие правонарушения отсутствует.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2016 г. по делу в„– А75-212/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Западная Сибирь" на решение от 02.03.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 08.06.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу в„– А75-212/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Западная Сибирь" (628486, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Когалым, улица Прибалтийская, 20, ИНН 8608048498, ОГРН 1028601441978) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 17.12.2015 в„– 1213-ГН/35 о привлечении к административной ответственности.
Решением от 02.03.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 08.06.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное обществом требование удовлетворено.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение.
По мнению управления, суды неверно толкуют статью 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), не применяют статью 12 Закона о недрах и пункт 3 Приказа Минприроды России от 25.06.2009 в„– 168.
Административный орган утверждает, что обе судебные инстанции сделали ошибочный вывод о том, что общество использует подземные воды при наличии всех необходимых документов.
В кассационной жалобе ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" не согласно с выводом судов о длящемся характере вменяемое ему деяния, так как обязанность общества по выполнению условия статьи 3 Дополнения к лицензии ХМН 02348 ВЭ должна быть выполнена к определенному сроку - до 01.12.2013. Следовательно, срок давности привлечения общества к административной ответственности истек 01.02.2014.
В связи с этим общество в своей кассационной жалобе и в отзыве на кассационную жалобу управления просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты в части выводов судебных инстанций о недоказанности нарушения условий лицензии и отсутствии события административного правонарушения, изменив вывод судов о начале течения срока давности с 01.12.2013, указать на пропуск управлением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационные жалобы не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" осуществляет геологическое изучение и добычу пресных подземных вод для технологического использования в пределах Пайтыхского лицензионного участка в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на основании лицензии ХМН в„– 02348 ВЭ сроком действия до 02.02.2029.
В период с 15.09.2015 по 10.11.2015 должностными лицами управления проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
По результатам проверки составлен акт в„– 251 от 13.11.2015, в котором отражено, что в нарушение статьи 3 Дополнения в„– 1 от 16.02.2011 к лицензии, подпункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах общество с 02.12.2013 осуществляет пользование недрами без согласованного уровня добычи подземных вод, составлен протокол от 07.12.2015 в„– 1564-ГН/17 об административном правонарушении и вынесено оспариваемое заявителем постановление от 17.12.2015 в„– 1213-ГН/35 о привлечении ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Согласно части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение на юридических лиц административного штрафа от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из содержания статьи 22 Закона о недрах следует, что пользователь недр имеет право использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции. При этом пользователь обязан обеспечить, кроме прочего, соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Статьей 19.1 Закона о недрах предусмотрено, что пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с названным законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу подземных вод в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что пунктом 3.3 статьи 3 Дополнения в„– 1 к лицензии (приложение в„– 5) предусмотрено, что на первом этапе (до 01.12.2013) максимально разрешенный суммарный водоотбор установлен в объеме 2500 м куб. в сутки. В силу пункта 3.7 названной статьи условия пользования недрами на 2 этапе уточняются по результатам выполненных работ 1 этапа.
В целях соблюдения указанных условий лицензионного соглашения ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" проведена работа (отчет) по переоценке запасов подземных вод, утвержденная Протоколом ГКЗ 3084 от 13.03.2013, на основании которого обществом оформлен "Проект водозабора на использование недр для добычи технологических подземных вод для водоснабжения системы ППД на Пайтыхском месторождении".
В соответствии с условиями статьи 4 "Проекта водозабора на использование недр для добычи технологических подземных вод для водоснабжения системы ППД на Пайтыхском месторождении" общество имеет право осуществлять добычу воды с 02.12.2013 в количестве 1,55 тыс. куб. м в сутки.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности административным органом нарушения условий лицензии и отсутствии события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нормами статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается возможность ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу решений по делу об административном правонарушении.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень постановлений, которые могут быть вынесены по результатам пересмотра вступившего в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении, и предусматривает отмену судебного акта о признании незаконным решения административного органа о привлечении к административной ответственности и возвращении дела на новое рассмотрение только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку в кассационной жалобе управления не содержится указаний на существенные нарушения процессуальных требований, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Довод ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" о пропуске управлением срока давности привлечения к административной ответственности являются несостоятельным в связи с тем, что вменяемое обществу правонарушение, выразившееся в пользовании недрами без согласованного уровня добычи подземных вод, представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся. Следовательно, осуществляющее такую деятельность лицо может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 02.03.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 08.06.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А75-212/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.И.ИЛЬИН

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
Г.А.ШАБАНОВА


------------------------------------------------------------------