Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.07.2016 N Ф04-3068/2016 по делу N А70-13283/2015
Требование: Об урегулировании разногласий по договору купли-продажи земельного участка.
Обстоятельства: При заключении договора между сторонами возникли разногласия по вопросу определения цены земельного участка.
Решение: Покупатель имеет право на выкуп земельного участка по льготной цене, поскольку заявление на переоформление права постоянного бессрочного пользования подано до 01.07.2012.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тюменской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2016 г. по делу в„– А70-13283/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Триля А.В.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Тихомирова В.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.12.2015 (судья Щанкина А.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 (судьи: Семенова Т.П., Смольникова М.В., Шарова Н.А.) по делу в„– А70-13283/2015.
В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Агрокомплекс" - Сабанина Н.С. по доверенности от 12.10.2015, Департамента имущественных отношений Тюменской области - Князева А.И. по доверенности от 15.09.2015.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Агрокомплекс" (625061, Тюменская обл., Тюменский р-он, п. Утешевский, СНТ Конник, ОГРН 1037200555897, ИНН 7204015054, далее - ООО "Агрокомплекс", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Государственному казенному учреждению Тюменской области "Фонд имущества Тюменской области" (625002, г. Тюмень, ул. Водопроводная, 12, ОГРН 1027200809074, ИНН 7202030265, далее - фонд) об урегулировании разногласий, возникших между сторонами при заключении договора купли-продажи земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество, в части цены земельного участка.
Исковые требования со ссылками на статьи 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации и положения Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ) мотивированы тем, что общество имеет право на заключение договора купли-продажи спорного земельного участка по льготной цене, поскольку заявление на переоформление права постоянного бессрочного пользования подано в Департамент имущественных отношений Тюменской области в срок до 01.07.2012.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен: Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.12.2015, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016, иск удовлетворен. Урегулированы разногласия, возникшие между ООО "Агрокомплекс" и фондом при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:17:0602001:232 площадью 45 535 кв. м по адресу: г. Тюмень, промзона "Утяшево", производственная база ООО "Агрокомплекс", строения 1, 3, на котором расположено недвижимое имущество, в части цены продажи земельного участка. Определена цена продажи земельного участка с кадастровым номером 72:17:0602001:232 площадью 45 535 кв. м по адресу: г. Тюмень, промзона "Утяшево", производственная база ООО "Агрокомплекс", строения 1, 3 в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 1 046 382,92 руб.
Установив факт обращения истца с заявлением о переоформлении права на земельный участок до 01.07.2012, суд пришел к выводу о наличии у общества права на выкуп земельного участка по льготной цене, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона в„– 137-ФЗ.
Не согласившись с принятыми судебными актами, департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска ООО "Агрокомплекс" об установлении цены продажи земельного участка в размере 1 046 382,92 руб., установить цену продажи земельного участка в размере 5 336 552,87 руб., определенном пунктом 2.1 договора купли-продажи земельного участка.
По мнению заявителя жалобы, вывод суда о достаточности комплекта документов, представленного истцом в адрес департамента 28.06.2012, противоречит материалам дела. Суд не учел, что свидетельства о государственной регистрации права собственности были представлены в департамент 14.01.2013 и 12.02.2013. Поскольку полный пакет документов был представлен обществом 12.02.2013, оснований для применения льготного порядка определения выкупной цены в соответствии с Законом в„– 137-ФЗ, у суда не имелось.
Ответчик указывает на то, что письмом от 16.07.2012 департамент отказал обществу в переоформлении права постоянного бессрочного пользования. Истец, выбирая способы реализации права, не воспользовался предоставленной законодательством возможностью обжаловать отказ департамента.
Также заявитель жалобы полагает, что доводы иска направлены на обжалование отказа департамента в переоформлении права постоянного бессрочного пользования на земельный участок за пределами установленного срока на обжалование.
ООО "Агрокомплекс" судебные акты находит законными и обоснованными.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации Тюменского района от 27.12.1994 в„– 768 истцу предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 4,5 га (45 000 кв. м) по адресу: г. Тюмень, промзона "Утяшево", для производственной базы и автодороги к ней.
Земельный участок площадью 45 535 кв. м +/- 75 кв. м с кадастровым номером 72:17:0602001:232 по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, промзона "Утяшево", производственная база ООО "Агрокомплекс", строения 1, 3, поставлен на кадастровый учет 27.12.1994 и правообладателем данного участка, как следует из кадастровой выписки о земельном участке от 03.04.2015, является истец.
На данном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности (свидетельства о государственной регистрации права от 27.11.1998, от 27.12.2012). В свидетельстве от 27.11.1998 указано о праве собственности истца на нежилые помещения без расшифровки самих объектов со ссылкой на договор купли-продажи от 01.12.1993, на основании которого истцу выданы свидетельства от 27.12.2012 о праве собственности на нежилые здания площадью 5,7 кв. м, 87,8 кв. м, имеющие кадастровые (или условные) номера 72:17:0602001:893, 72:17:0602001:895.
Общество 27.06.2012 обратилось в департамент с заявлением о переоформлении в собственность права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 45 000 кв. м.
28.06.2012 истцом дополнительно представлена кадастровая выписка о земельном участке от 24.03.2011.
Письмом в„– 120716011/10-2 от 16.07.2012 департамент сообщил обществу, что предоставление земельного участка в собственность за плату для производственной базы и автодороги к ней, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, промбаза "Утяшево", возможно в случае обращения всех собственников нежилых строений.
22.08.2012 истец обратился в регистрирующий орган о государственной регистрации права собственности на нежилые здания.
Государственная регистрация права собственности на объекты истца состоялась 27.12.2012.
Общество 14.01.2013 и 12.02.2013 по распискам от 14.01.2013 и от 12.02.2013 в получении дополнительных документов по обращению "представить ЗУ в собственность за плату под нежилые строения, г. Тюмень, промзона "Утяшево" представило департаменту свидетельства о государственной регистрации права от 27.12.2012 и кадастровые паспорта на строения.
06.03.2013 состоялось заседание совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам, в соответствии с которым согласована схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории под нежилые здания (весовая, битумохранилище, подстанция) и автодорогу по адресу: г. Тюмень, промзона "Утяшево", производственная база ООО "Агрокомплекс", строения 1, 2, 3, корректировочной площадью 45 546 кв. м, решено предоставить земельный участок в собственность за плату, определена цена земельного участка в размере 2,5 процента его кадастровой стоимости.
Департамент 22.03.2013 принял решение в„– 136-сх об утверждении схемы расположения земельного участка от 14.03.2013 в„– 13/з-258 на кадастровом плане под нежилые здания по адресу: г. Тюмень, промзона "Утяшево", производственная база ООО "Агрокомплекс", строения 1, 3.
Решением от 01.07.2015 в„– 2420-з департаментом прекращено право постоянного (бессрочного) пользования истцом земельным участком с кадастровым номером 72:17:0602001:232 площадью 45 535 кв. м, государственный акт в„– ТЮ2-1700507 признан утратившим силу.
Фонд 14.07.2015 предложил истцу заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:17:0602001:232, в пункте 2.1 которого выкупная цена земельного участка определена в размере 5 336 552,87 руб., из расчета кратности ставки земельного налога (17) по постановлению Правительства Тюменской области от 26.12.2007 в„– 336-п "Об установлении порядка определения цены при продаже земельных участков".
Общество "Агрокомплекс" направило фонду протокол разногласий к договору, в котором предложило определить выкупную цену земельного участка в размере 1 046 382,92 руб. При этом выкупная цена рассчитана исходя из 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона в„– 137-ФЗ, на дату обращения с заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012.
Фонд 25.09.2015 повторно предложил истцу заключить договор на условиях направленного ему проекта либо обратиться в департамент с заявлением об отказе от заключения договора.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества "Агрокомплекс" с иском в арбитражный суд об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015 (на момент спорных правоотношений), исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться указанным Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона в„– 137-ФЗ до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В пункте 2 статьи 2 Закона в„– 137-ФЗ указано, что до 01.07.2012 лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от 5- до 17-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ООО "Агрокомплекс". Заявление о переоформлении права постоянного бессрочного пользования было подано истцом 27.06.2012, то есть до вступления в силу Закона в„– 137-ФЗ - 01.07.2012. Документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 в„– 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", были предоставлены истцом в полном объеме.
Учитывая изложенное, суд пришел к правомерному выводу о наличии у общества права на выкуп земельного участка по льготной цене, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона в„– 137-ФЗ.
Доводы заявителя жалобы о том, что 16.07.2012 обществу отказано в переоформлении права постоянного бессрочного пользования, а представив полный пакет документов 12.02.2013, истец утратил право на выкуп земельного участка по льготной цене, были предметом рассмотрения суда и им дана соответствующая оценка.
При этом судом установлено, что к первоначальному заявлению истца о переоформлении права от 27.06.2012 были приложены все предусмотренные действующим в спорный период законодательством документы и дополнительное представление свидетельств о государственной регистрации права на объекты недвижимости не требовалось.
Оценив письмо департамента от 16.07.2012, суд пришел к выводу, что оно не является отказом обществу в переоформлении права постоянного бессрочного пользования.
В данном письме департамент сослался на возможность предоставления земельного участка в собственность в случае обращения всех собственников нежилых помещений. При этом он не указал документы, свидетельствующие о том, что на участке имеются объекты недвижимости, не принадлежащие истцу. Таким образом, департамент фактически потребовал от истца предоставления дополнительных документов. При этом конкретных документов, которых не представил бы истец (необходимых для переоформления согласно перечню), департамент не назвал.
Последующие действия истца (получение новых свидетельств о государственной регистрации права собственности на нежилые объекты), свидетельствуют о том, что воля истца была направлена на приобретение земли в собственность на основании заявления от 27.06.2012.
Дополнительно представленные свидетельства приобщены департаментом к заявлению общества от 27.06.2012, которое рассматривалось ответчиком по существу и явилось основанием для принятия решения от 01.07.2015 в„– 2420-з о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Кассационная инстанция считает, что судебными инстанциями всесторонне были исследованы обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства. У кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки выводов суда.
При таких обстоятельствах решение и постановление отмене не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.12.2015 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 по делу в„– А70-13283/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.В.ТРИЛЬ

Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.ТИХОМИРОВ


------------------------------------------------------------------