По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.06.2016 N Ф04-2722/2016 по делу N А46-10697/2015
Требование: Об оспаривании распоряжения об утверждении градостроительного плана земельного участка.
Обстоятельства: По мнению предпринимателя, указанное распоряжение является недействительным и нарушает его права и интересы, лишает его возможности использовать имущество в предпринимательской деятельности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку признание недействительным распоряжения не повлечет изменение границ территориальных зон, данные границы утверждены не градостроительным планом, а Правилами землепользования и застройки, а красные линии - проектом планировки.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2016 г. по делу в„– А46-10697/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Жебриковой Елены Александровны на решение Арбитражного суда Омской области от 22.12.2015 (судья Пермяков В.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу в„– А46-10697/2015 по заявлению индивидуального предпринимателя Жебриковой Елены Александровны (ОГРНИП 304550733500099) к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644043, Омская область, г. Омск, ул. Гагарина, д. 32, корп. 1, ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о признании недействительным распоряжения от 28.07.2015 в„– 1748.
Другие лица, участвующие в деле: администрация города Омска.
В заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Жебриковой Елены Александровны Селиверстов В.П. по доверенности от 07.10.2015 в„– 55 АА 1323051.
Суд
установил:
индивидуальный предприниматель Жебрикова Елена Александровна (далее - ИП Жебрикова Е.А., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - департамент) о признании недействительным распоряжения от 28.07.2015 в„– 1748 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:0112".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.12.2015, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ИП Жебрикова Е.А., не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель не согласна с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
По мнению предпринимателя, судами оставлен без внимания тот факт, что для того, чтобы внести изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского Совета от 10.12.2008 в„– 201 (далее - Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск, Правила землепользования и застройки, Правила), необходимо, чтобы сведения о границах зон ИТ-2, Ж4-1526 стояли на кадастровом учете и содержались в государственном кадастре недвижимости. В данном случае у названных зон отсутствуют установленные границы и точки координат.
ИП Жебрикова Е.А. указывает, что она в подтверждение своих доводов предоставила в материалы дела ответ Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области от 10.12.2015 в„– 14892-11-ИШ, согласно которому по состоянию на 08.12.2015 сведения о территориальных зонах Ж4-1526 "Зона жилой застройки высокой этажности" и ИТ-2 "Зона городского наземного транспорта" в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, равно как и сведения о "красной линии" (ответ от 10.12.2015 в„– 14893-11-ИШ). Между тем, суды не учли указанные сведения в оспариваемых судебных актах не дали им соответствующей оценки, в то время как данными ответами подтверждается тот факт, что сведения о территориальных зонах Ж4-1526 и ИТ-2 в нарушение требований закона в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Именно этот факт не позволяет заявителю обратиться за изменением Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск. Более того, заинтересованным лицом не представлено ни одного документа, из которого можно было бы установить координаты точек и границ зон Ж4-1526 и ИТ-2, которые отражены в градостроительном плане.
Заявитель считает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель ИП Жебриковой Е.А. в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и направить дело на новое рассмотрение.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 12.08.2010 в„– 55 АА 059594 и в„– 55 АА 059589 предпринимателю на праве собственности принадлежат следующие объекты: жилой дом, площадью 74, 7 кв. м, расположенный по адресу: г. Омск, ул. 7-я Северная, 171, и земельный участок площадью 364 кв. м с кадастровым номером 55:36:07 04 03:0112, расположенный на землях поселений относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 7-я Северная, 171.
ИП Жебрикова Е.А. 30.06.2015 обратилась в департамент с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:0112.
Распоряжением департамента от 28.07.2015 в„– 1748 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:0112, расположенного относительно дома в„– 171 по ул. 7-я Северная в ЦАО города Омска, в„– RU55301000-0000000000012025.
Полагая, что указанное распоряжение департамента является недействительным и нарушающим права и законные интересы заявителя, поскольку лишает его возможности использовать означенное имущество в предпринимательской деятельности, ИП Жебрикова Е.А. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документации по планировке территории.
В процессе подготовки документации по планировке территории осуществляется разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 42 ГрК РФ установлено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу части 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
Часть 11 статьи 48 ГрК РФ определяет, что градостроительный план земельного участка является одним из оснований подготовки проектной документации. Градостроительный план земельного участка необходим для получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 7 статьи 51, часть 3 статьи 55 ГрК РФ).
Согласно части 3 статьи 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 44 ГрК РФ).
Согласно материалам дела, в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:0112 отражено, что он расположен частично в территориальной зоне Ж4-1526 "Зона жилой застройки высокой этажности" и частично в территориальной зоне ИТ-2 "Зона городского наземного транспорта", земельный участок пересекает красная линия.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Исходя из содержания части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются градостроительным регламентом в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
В соответствии с частью 2 статьи 30 ГрК РФ территориальные зоны и градостроительные регламенты к ним устанавливаются в составе правил землепользования и застройки, являющихся документом градостроительного зонирования.
Статьями 31, 32, 33 ГрК РФ предусмотрен порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки, а также внесение изменений в них.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (статья 36 ГрК РФ).
Как правильно отметили судебные инстанции, градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по застройке земельного участка и является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка и не устанавливает каких-либо прав и ограничений в отношении объекта недвижимости или земельного участка.
По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
Иными словами, градостроительный план представляет собой документ, содержащий сведения уже утвержденных документов.
Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск утверждены Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 в„– 201 и являются муниципальным правовым актом, разработанным на основе Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 в„– 43 в соответствии с ГрК РФ, Земельным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Омской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области, представляющие собой документ градостроительного зонирования, который вводит на территории города Омска систему регулирования землепользования и застройки, основанную на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах городской черты на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительных регламентов по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также ограничениям их использования.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования территории города Омска Правил землепользования и застройки спорный земельный участок находится в двух территориальных зонах (ИТ-2 и Ж4-1526).
В соответствии с Правилами зона ИТ-2 - зона городского наземного транспорта, включающая в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта (автомобилей, трамваев, троллейбусов) и становления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов.
Зона городского транспорта представлена полосой отвода автомобильных дорог (магистральных улиц общегородского и районного значения). Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне городского наземного транспорта приведены в таблице в„– 1 (статья 42 Правил) и статье 43 Правил.
Согласно Правилам зона Ж-4 - зона жилой застройки высокой этажности, включающая в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения высотных многоквартирных жилых домов.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне жилой застройки высокой этажности приведены в таблице в„– 1 (статья 42 Правил) и статье 43 Правил.
Как правильно отметили судебные инстанции, нахождение принадлежащего предпринимателю земельного участка в двух территориальных зонах обусловлено непринятием градостроительного плана, а утверждением ранее принятых Правил.
Порядок внесения изменений в Правила установлен статьей 33 ГрК РФ, а также статьей 35 Решения Омского городского Совета от 10.12.2008 в„– 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области".
Судебные инстанции правомерно указали, что в данном случае ИП Жебрикова Е.А. за внесением изменений в Правила не обращалась.
Кроме того, исходя из положений статьи 42 ГрК РФ, красные линии утверждаются в составе проекта планировки, подготовка которого осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Постановлением администрации города Омска от 18.11.2010 в„– 1109-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" утвержден чертеж планировки территории, расположенной в границах: улица Орджоникидзе - улица 24-я Северная - улица Челюскинцев - улица 2-я Восточная - улица 5-я Северная - улица 7-я Северная в Центральном административном округе города Омска, в составе которого утверждены красные линии, воспроизведенные департаментом в градостроительном плане, утвержденном оспариваемым распоряжением.
В подтверждение прохождения по спорному земельному участку красных линий департамент представил в материалы дела фрагмент чертежа проекта планировки территории.
Из публичной кадастровой карты (http://maps.rosreestr.ru.) также следует, что часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:0112 располагается за красной линией.
Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что указанное свидетельствует о том, что признание незаконным распоряжения от 28.07.2015 в„– 1748 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:0112" в любом случае не повлечет изменение границ территориальных зон, поскольку данные границы были утверждены не градостроительным планом, а Правилами землепользования и застройки, а красные линии утверждены проектом планировки.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что основания для удовлетворения требований заявителя отсутствовали, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 22.12.2015 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 по делу в„– А46-10697/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
С.И.ШУЙСКАЯ
------------------------------------------------------------------