Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2016 N Ф04-28618/2015 по делу N А03-668/2015
Требование: О признании не соответствующей закону аукционной документации, недействительными аукциона на закупку лекарственных средств, протокола проведения и подведения итогов аукциона.
Обстоятельства: Заявитель полагает, что уполномоченный орган применил неверный метод определения начальной цены контракта, что привело к неправильному определению победителя.
Решение: В удовлетворении требования в части признания аукциона и протоколов недействительными отказано, поскольку избрание метода сопоставимых рыночных цен при отсутствии тарифа на лекарственные препараты соответствует закону; в остальной части производство по делу прекращено, так как возможность признания в суде недействительной аукционной документации не предусмотрена.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Алтайского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2016 г. по делу в„– А03-668/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Туленковой Л.В.,
судей Лаптева Н.В.,
Севастьяновой М.А.,
при протоколировании с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кват-Ра" на решение от 26.06.2015 Арбитражного суда Алтайского края (судья Сбитнев А.Ю.) и постановление от 14.10.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кайгородова М.Ю., Сухотина В.М., Ярцев Д.Г.) по делу в„– А03-668/2015 по иску общества с ограниченной ответственностью "Кват-Ра" (656037, Алтайский край, город Барнаул, улица Бриллиантовая, 2/7, ОГРН 1082221009166, ИНН 2221138988) к краевому государственному казенному учреждению здравоохранения "Центр государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края" (656002, Алтайский край, город Барнаул, проспект Калинина, 6А, ОГРН 1112225010237, ИНН 2221192833) о признании несоответствующей закону аукционной документации, к краевому государственному казенному учреждению "Центр государственных закупок Алтайского края" (656038, Алтайский край, город Барнаул, проспект Комсомольский, 118, ОГРН 1142224000225, ИНН 2224164425) о признании недействительными аукциона и протоколов.
Третьи лица: краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница, г. Рубцовск", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница в„– 10, г. Барнаул", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница в„– 6, г. Барнаул", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная больница Локтевского района", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Алтайская краевая офтальмологическая больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Алтайский краевой психоневрологический диспансер для детей", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница в„– 9, г. Барнаул", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница в„– 2, г. Рубцовск", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница в„– 5, г. Барнаул", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница в„– 5, г. Барнаул", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница в„– 3, г. Рубцовск", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кытмановская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Курьинская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская детская больница, г. Бийск", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника в„– 3, г. Барнаул", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Каменская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Алтайский краевой госпиталь для ветеранов войн", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Диагностический центр Алтайского края", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница в„– 4, г. Барнаул", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница в„– 2, г. Бийск", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Ребрихинская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Смоленская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Косихинская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Михайловская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная городская больница, г. Бийск", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Советская центральная районная больница", краевое государственное казенное учреждение здравоохранения "Детская туберкулезная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Залесовская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Тальменская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Панкрушихинская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Тогульская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Алтайская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника в„– 11, г. Барнаул", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Угловская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Чарышская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Тюменцевская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница с. Родино", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Алтайская краевая психиатрическая больница в„– 2", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника в„– 9, г. Барнаул", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Первомайская центральная районная больница имени А.Ф. Воробьева", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Усть-Калманская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница ЗАТО Сибирский", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кулундинская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Краснощековская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Хабарская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника в„– 14, г. Барнаул", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница имени Эрдмана Юрия Карловича", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника в„– 7, г. Барнаул", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Ключевская центральная районная больница имени Антоновича И.И.", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Психиатрическая больница, г. Бийск", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Алтайская краевая клиническая детская больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница в„– 3, г. Бийск", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница Немецкого национального района", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красногорская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница в„– 8, г. Барнаул", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница в„– 1, г. Рубцовск", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Поспелихинская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Дом ребенка специализированный, г. Бийск", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Романовская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница в„– 4, г. Бийск", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская клиническая больница в„– 7, г. Барнаул", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Солонешенская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Зональная центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Павловская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Егорьевская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница г. Змеиногорска", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Медицинская санитарная часть р.п. Малиновое озеро Алтайского края", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Благовещенская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Табунская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница имени Л.Я. Литвиненко, г. Новоалтайск", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница в„– 1, г. Барнаул", краевое государственное казенное учреждение здравоохранения "Лебяженская туберкулезная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Краевая клиническая больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Петропавловская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Бурлинская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница Солтонского района", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Первая городская поликлиника, г. Бийск", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Калманская центральная районная больница", краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Быстроистокская центральная районная больница".
В судебном заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "Кват-Ра" Буторин Д.В. по доверенности от 05.10.2015, краевого государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Алтайского края" Алейников Е.С. по доверенности от 07.05.2015.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Кват-Ра" (далее - ООО "Кват-Ра") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к краевому государственному казенному учреждению здравоохранения "Центр государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края" (далее - КГКУЗ "Центр госзаказа в сфере здравоохранения") о признании несоответствующей закону аукционной документации для проведения электронного аукциона, к краевому государственному казенному учреждению "Центр государственных закупок Алтайского края" (далее - КГКУ "Центр госзакупок Алтайского края") о признании недействительными аукциона на закупку лекарственных средств, протокола проведения электронного аукциона от 24.11.2014, протокола подведения итогов электронного аукциона от 27.11.2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены заказчики контракта.
Решением от 26.06.2015 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 14.10.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, производство по делу в части требования о признании несоответствующей закону аукционной документации для проведения электронного аукциона в„– 0817200000314009568 прекращено, в удовлетворении остальной части иска отказано.
ООО "Кват-Ра" обратилось с кассационной жалобой, просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит следующие доводы: при формировании начальной (максимальной) цены контракта на закупку лекарственных средств, включенных в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов, должен использоваться тарифный метод ввиду того, что порядок утверждения предельной отпускной цены аналогичен порядку утверждения тарифов; использованный ответчиком метод сопоставимых рыночных цен не отвечает целям применения Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 44-ФЗ) и не обеспечивает максимальную прозрачность проведения аукциона; суды не применили подлежащую применению часть 10 статьи 31 Закона в„– 44-ФЗ; прекращение производства по делу в части иска о признании несоответствующими законодательству требования документации об открытом аукционе в электронной форме является неправомерным; требование уполномоченных органов о снижении цены до предельно отпускных цен не отвечает принципу добросовестности, поскольку ООО "Кват-Ра" рассчитывало при завершении аукционных процедур заключить договор по цене своего предложения.
Возражения на кассационную жалобу, представленные КГКУЗ "Центр госзаказа в сфере здравоохранения", судом кассационной инстанции не приняты, поскольку в нарушение требований статьи 279 АПК РФ не представлены доказательства их направления лицам, участвующим в деле.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 27.10.2014 КГКУ "Центр госзакупок Алтайского края" в сети "Интернет" на сайте www.zakupki.gov.ru разместило извещение в„– 0817200000314009568 о проведении совместной закупки лекарственных средств для нужд учреждений здравоохранения Алтайского края в форме открытого аукциона в электронной форме. Объектом закупки являлось лекарственное средство - международное непатентованное наименование - Церебролизин, раствор для инъекций, ампулы темного стекла, дозировка 10 мл - 12 990 ампул, дозировка 5 мл - 23 795 ампул, дозировка 1 мл - 32 660 ампул.
В ходе рассмотрения вторых частей заявок соответствующими требованиям аукционной документации признаны заявки ООО "Кват-Ра" и закрытого акционерного общества "Р-Фарм". Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 27.11.2014 по результатам рассмотрения вторых частей заявок победителем аукциона признано ООО "Кват-Ра", предложившее наименьшую цену - 8 668 103 рубля 80 копеек.
Полагая, что метод определения начальной (максимальной) цены контракта определен уполномоченным органом с нарушением статьи 22 Закона в„– 44-ФЗ - избран метод сопоставимых рыночных цен и не применен тарифный метод без обоснования к тому причин, что привело к неправильному определению победителя аукциона, ООО "Кват-Ра" обратилось в суд с настоящим иском.
Прекращая производство по делу в части на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена возможность признания в судебном порядке недействительной аукционной документации по проведению открытого аукциона в электронной форме.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части признания недействительными аукциона и протоколов, суд первой инстанции исходил из того, что избрание метода сопоставимых рыночных цен при отсутствии в спорный период тарифа на лекарственные препараты, соответствует требованиям действующего законодательства. Судом не установлено нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов обеих инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона в„– 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).
В силу части 1 статьи 22 Закона в„– 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.
На основании части 6 рассматриваемой статьи метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта и заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.Между тем, тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги (часть 8 статьи 33 Закона в„– 44-ФЗ).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что применение тарифного метода при определении начальной (максимальной) цены контракта при закупке лекарственных средств невозможно, в связи с отсутствием какого-либо тарифа, установленного соответствующими органами исполнительной власти.
В связи с этим определение цены контракта осуществлено с использованием метода сопоставимых рыночных цен, являющегося приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (часть 6 статьи 22 Закона в„– 44-ФЗ).
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях заказчика при составлении документации об электронном аукционе отсутствует нарушение статьи 22 Закона в„– 44-ФЗ, а доводы кассационной жалобы о необходимости использования тарифного метода подлежат отклонению.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что неправомерно прекращено производство по делу в части иска о признании несоответствующими законодательству требования документации об открытом аукционе в электронной форме, являются необоснованными и отклоняются.
Суды сделали правильный вывод о том, что документация об аукционе не имеет признаков ненормативного правового акта, возможность оспаривания которого установлена нормами главы 24 АПК РФ. Соответствующий правовой подход отражен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 в„– 7171/10 с указанием на общеобязательный характер толкования правовых норм, подлежащего применению при рассмотрении судами аналогичных дел.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанции, что в силу статьи 286 АПК РФ находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения и постановления судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ отсутствуют.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 26.06.2015 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 14.10.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А03-668/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.ТУЛЕНКОВА

Судьи
Н.В.ЛАПТЕВ
М.А.СЕВАСТЬЯНОВА


------------------------------------------------------------------