По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.01.2016 N Ф04-29171/2015 по делу N А46-4496/2015
Требование: О признании недействительными распоряжений исполнительного органа субъекта РФ в сфере имущественных отношений о безвозмездной передаче автомобильной дороги из собственности субъекта РФ в муниципальную собственность и утверждении акта приема-передачи.
Обстоятельства: Районная администрация сослалась на нарушение своих прав и законных интересов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку дорога не соответствовала транспортно-эксплуатационным характеристикам и государственным стандартам РФ, возможность эффективного в социально-экономическом плане использования дороги для решения вопросов местного значения не доказана.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2016 г. по делу в„– А46-4496/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Ильина В.И.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Савицким В.О., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области на решение от 05.08.2015 Арбитражного суда Омской области (судья Третинник М.А.) и постановление от 29.10.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу в„– А46-4496/2015 по заявлению администрации Таврического муниципального района Омской области (646800, Омская область, рабочий поселок Таврическое, улица Ленина, 25, ИНН 5534004890, ОГРН 1025501994066) к Министерству имущественных отношений Омской области (644043, Омская область, город Омск, улица Орджоникидзе, 5, ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822) о признании недействительными распоряжений.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) в заседании участвовали представители:
от Министерства имущественных отношений Омской области - Диянова Н.В. по доверенности от 30.12.2015, Магденко А.Ю. по доверенности от 30.12.2015;
от администрации Таврического муниципального района Омской области - Киссер Н.М. по доверенности от 20.12.2015.
Суд
установил:
администрация Таврического муниципального района Омской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Омской области (далее - Министерство) о признании недействительными распоряжений от 27.03.2015 в„– 747-р "О безвозмездной передаче недвижимого имущества, находящегося в собственности Омской области, в муниципальную собственность Таврического муниципального района Омской области" (далее - распоряжение от 27.03.2015) и от 12.05.2015 в„– 1267-р "Об утверждении акта приема-передачи недвижимого имущества, передаваемого безвозмездно из собственности Омской области в муниципальную собственность Таврического муниципального района Омской области" (далее - распоряжение от 12.05.2015).
Решением от 05.08.2015 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 29.10.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм права, просит решение от 05.08.2015 и постановление от 29.10.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, администрация обязана принять из собственности Омской области в муниципальную собственность автомобильную дорогу, поскольку это имущество является объектом транспортной инфраструктуры Таврического муниципального района Омской области и должно использоваться исключительно в целях реализации полномочий органа местного самоуправления по выполнению своей публичной функции.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просить оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 27.03.2015 министерством утвержден перечень имущества, находящегося в собственности Омской области, передаваемого безвозмездно в муниципальную собственность Таврического муниципального района Омской области, в который включены: дорога подъезд к ХПП Черноглазовскому, местоположение: Омская область, Таврический район, от а/д Тихвинка - Новоуральское - Пристанское до ХПП Черноглазовский и земельный участок с кадастровым номером 55:26:260922:0003, местоположение: Омская область, Таврический район, в юго-восточной части кадастрового района Таврический, подъезд к Черноглазовскому ХПП (далее - автомобильная дорога).
Распоряжением от 12.05.2015 министерством утвержден акт приема-передачи недвижимого имущества, передаваемого безвозмездно из собственности Омской области в муниципальную собственность Таврического муниципального района Омской области.
Полагая, что действия министерства по изданию указанных распоряжений нарушают ее права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований у Министерства для вынесения оспариваемых распоряжений.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Как следует из пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положения которой применяются с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 в„– 8-П и определениях от 07.12.2006 в„– 542-О и от 04.12.2007 в„– 828-О-П, предусматривающих соответствующую процедуру передачи объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность, которая проводится в результате согласованных действий сторон с учетом волеизъявления органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Судами установлено, что спорная автомобильная дорога является собственностью Омской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.07.2007 серии 55 АВ в„– 487226.
Согласно техническому паспорту автомобильная дорога должна состоять из следующих конструктивных элементов: основание дорожной одежды - грунтобитуумощебень, дорожное покрытие - асфальтобетонное.
Из акта обследования автомобильной дороги от 20.06.2014 следует, что в настоящее время данная дорога не соответствует транспортно-эксплуатационным характеристикам, определенным техническим паспортом дороги, ее фактическое состояние не отвечает требованиям к автомобильным дорогам, предусмотренным государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 5059793 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Администрацией в лице представительного органа было высказано несогласие на принятие автомобильной дороги в муниципальную собственность.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, арбитражные суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае возможность фактического использования передаваемого имущества как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения министерством не доказана.
При этом судами отмечено, что исключение автомобильной дороги из перечня региональных автомобильных дорог общего пользования Омской области не может являться основанием для возложения полномочий по содержанию автомобильной дороги на муниципальный район, поскольку данный перечень не является правоустанавливающим документом, влекущим возникновение или прекращение права собственности на недвижимое имущество.
При указанных обстоятельствах, учитывая отсутствие волеизъявления администрации, состояние передаваемой из федеральной собственности в муниципальную собственность автомобильной дороги, суды обоснованно признали недействительными оспариваемые распоряжения Министерства.
Изложенные в кассационной жалобе доводы Министерства об обязанности администрации принятия автомобильной дороги в муниципальную собственность основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 05.08.2015 Арбитражного суда Омской области и постановление от 29.10.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А46-4496/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
Судьи
В.И.ИЛЬИН
Г.А.ШАБАНОВА
------------------------------------------------------------------