Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.05.2016 N Ф04-859/2016 по делу N А46-6656/2015
Требование: О признании незаконным отказа в принятии решения об образовании земельного участка, обязании уполномоченного органа по управлению государственным имуществом направить заявление предпринимателя на образование участка и документы в компетентный орган для решения вопроса о получении соответствующего поручения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием в представленных документах утвержденной схемы расположения участка на кадастровом плане территории, как этого требуют положения ст. 11.3 Земельного кодекса РФ.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку на момент обращения предпринимателя закон не содержал требований о предоставлении утвержденной схемы расположения участка на кадастровом плане территории.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2016 г. по делу в„– А46-6656/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 08.10.2015 (судья Чернышев В.И.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2015 (судьи Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу в„– А46-6656/2015 по заявлению индивидуального предпринимателя Сергиенко Виктора Анатольевича (ОГРНИП 304550131400223) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Омской области (644043, Омская область, г. Омск, ул. Тарская, д. 11, ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782) о признании незаконным решения и образовании земельного участка в обязательном порядке.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области.
Суд

установил:

индивидуальный предприниматель Сергиенко Виктор Анатольевич (далее - ИП Сергиенко В.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Омской области (далее - ТУ ФАУГИ Омской области, Территориальное управление) о признании незаконным отказа в принятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2610, выраженного в письме от 10.03.2015 в„– ТУ-02/1634, об обязании ТУ ФАУГИ Омской области в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу направить заявление ИП Сергиенко В.А. от 11.02.2015 и приложенные к нему документы на образование земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2610 в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для решения вопроса о получении поручения на образование земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2610.
Заявленные требования мотивированы со ссылками на часть 1 статьи 198 АПК РФ, статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подпункт 2 пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Определением Арбитражного суда Омской области от 07.07.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Омской области, кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.10.2015, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2015, требования предпринимателя удовлетворены полностью.
ТУ ФАУГИ Омской области не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Заявитель отмечает, что для постановки спорного участка на государственный кадастровый учет необходимо было получить согласие у государственного исполнительного органа власти, который является землевладельцем этого участка. Такое согласие получено не было. Однако земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет.
ТУ ФАУГИ Омской области указывает, что принимая решение об обязании направить пакет документов, который не соответствует требованиям законодательства, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для рассмотрения, фактически будут нарушены положения административных регламентов и законодательства.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что ИП Сергиенко В.А. является собственником объектов капитального строительства нежилого назначения:
- ремонтно-строительный цех, Литер В, кадастровый номер 55:36:050203:2239, адрес (местоположение): г. Омск, проезд Овощной, д. 7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.10.2010 серии 55-АА в„– 208101;
- сборный металлический склад, Литер Б, кадастровый номер 55:36:050203:2222, адрес (местоположение): г. Омск, проезд Овощной, д. 7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.12.2012 серии 55-АА в„– 777555.
В целях реализации права на приобретение права на земельный участок, на котором расположено принадлежащее заявителю имущество, ИП Сергиенко В.А. в порядке статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предпринял действия по осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка, на котором оно расположено. В результате выполнения кадастровых работ 23.01.2015 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:36:050203:2610 площадью 240 018 кв. м, образованном при разделе земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2024.
В связи с тем, что исходный земельный участок с кадастровым номером 55:36:050203:2024 является собственностью Российской Федерации, ИП Сергиенко В.А. 11.02.2015 обратился в Территориальное управление в порядке статьи 11.3 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) с заявлением об образовании земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2610.
К заявлению были приложены документы, определенные пунктом 2 статьи 11.3 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), а именно: кадастровый паспорт земельного участка и выписка из ЕГРП на исходный земельный участок.
ТУ ФАУГИ Омской области письмом от 10.03.2015 в„– ТУ-02/1634 отказало в принятии решения об образовании земельного участка, указав на отсутствие в представленных документах утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Предприниматель, полагая, что отказ не соответствует нормам законодательства Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их законности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебные инстанции правомерно указали, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (части 2, 3 статьи 201 АПК РФ).
При этом законность и обоснованность вынесенных актов (совершенных действий) проверяются исходя из законодательства и обстоятельств, существовавших на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов (совершения действий). Указанный вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 информационного письма от 22.12.2005 в„– 99 и в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 в„– 65.
Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно материалам дела, заявление об образовании спорного земельного участка подано предпринимателем 11.02.2015.
Как правильно отметил апелляционный суд, вопреки утверждениям Территориального управления, на момент обращения предпринимателя с указанным заявлением применению подлежали положения ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Из письма от 10.03.2015 в„– ТУ-02/1634 следует, что основанием для оспариваемого отказа послужил вывод Территориального управления о непредставлении предпринимателем схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, как этого требуют положения статьи 11.3 ЗК РФ.
В соответствии с положениями статьи 11.3 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент обращения предпринимателя, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, осуществлялось на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Кодекса.
Такие решения принимались на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков требовались следующие документы:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивали указанные документы в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).
Предусматривалось, что землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления об образовании земельного участка прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
В случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов.
На момент обращения ИП Сергиенко В.А. с заявлением о принятии решения об образовании земельного участка приказом Министерства экономического развития Российской Федерации был утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок. К таковым относились:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. Уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения и сооружения;
4.2. Копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в реестре;
5. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. Уведомление об отсутствии в реестре запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок;
5.2. Копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него;
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня;
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что на момент обращения предпринимателя закон, вопреки утверждениям Территориального управления, не содержал требований о предоставлении утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, предусмотренной статьей 11.10 ЗК РФ, суд первой инстанции правомерно признал отказ Территориального управления, оформленный письмом от 10.03.2015 в„– ТУ-02/1634, в принятии решения об образовании земельного участка по данному основанию неправомерным и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 08.10.2015 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2015 по делу в„– А46-6656/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН

Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.СИРИНА


------------------------------------------------------------------