По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.05.2016 N Ф04-1190/2016 по делу N А03-14974/2015
Требование: О признании незаконным предписания надзорного органа.
Обстоятельства: В ходе мониторинга соответствия уровня содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений требованиям нормативных документов по обеспечению безопасности дорожного движения выявлено наличие в границе полосы отвода федеральной автомобильной дороги стелы с указанием цен, установленной с нарушением требований, обществу выдано предписание о демонтаже указанного информационного щита.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку стела размещена на принадлежащем Российской Федерации участке, который на условиях сервитута обществу не предоставлялся, предписание соответствует законодательству и не нарушает права общества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Алтайского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2016 г. по делу в„– А03-14974/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" на решение от 02.12.2015 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 12.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Колупаева Л.А., Сбитнев А.Ю.) по делу в„– А03-14974/2015 по заявлению публичного акционерного общества "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" (656056, город Барнаул, улица Ползунова, 22, ИНН 2225007351 ОГРН 1022201762990) к Межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы в сфере транспорта (656043, город Барнаул, улица Большая Олонская, 42, ИНН 2225105119, ОГРН 1092225005542) об оспаривании предписания.
Другое лицо, участвующее в деле, - федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства".
Суд
установил:
публичное акционерное общество "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" (далее - общество, ПАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным предписания Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее - управление) от 28.05.2015 в„– 151604.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Упрдор "Алтай").
Решением от 02.12.2015 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 12.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ПАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, пункт 2 части 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 257-ФЗ) допускает размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги. Размещение автозаправочного комплекса в„– 257, проектная документация которого предусматривала установку стелы "Ценовое табло" в границах полосы отвода автомобильной дороги, было согласовано ФКУ "Упрдор "Алтай".
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 28.05.2015 управлением в ходе проведения мониторинга соответствия уровня содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений требованиям нормативных документов по обеспечению безопасности дорожного движения выявлено наличие в границе полосы отвода федеральной автомобильной дороги Р-256 (М-52) "Чуйский тракт" км210+800 слева от автозаправочной станции "Роснефть" информационного щита (стелы с указанием цен), установленного с нарушением требований пункта 6 части 3 статьи 25 Закона в„– 257-ФЗ, пункта 13.8 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 в„– 827 (далее - Технический регламент 014/2011).
В целях устранения выявленного нарушения управлением выдано предписание от 28.05.2015 в„– 151604, в соответствии с которым обществу надлежало в срок до 15.06.2015 демонтировать вышеуказанный информационный щит.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания в связи с несоблюдением ПАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" требований законодательства в сфере дорожной деятельности при размещении информационного щита в границах полосы отвода автомобильной дороги.
Выводы судов являются обоснованными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 в„– 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно статье 3 Закона в„– 257-ФЗ автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (часть 1); объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств) (часть 13); полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (часть 15); придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги (часть 16).
Исходя из положений части 1 статьи 26 Закона в„– 257-ФЗ не устанавливаются придорожные полосы для автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов.
В силу части 1 статьи 22 Закона в„– 257-ФЗ размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 названного Закона (при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что принадлежащий ПАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" объект дорожного сервиса - автозаправочный комплекс в„– 257 размещен в границах населенного пункта: Алтайский край, Первомайский район, село Солнечное, улица Первая, дом 2б. При этом информационный щит (стела с указанием цен на реализуемые нефтепродукты) находится в границах полосы отвода федеральной автомобильной дороги Р-256 (М-52) "Чуйский тракт" на км210+800 слева.
В соответствии с пунктом 6 частью 3 статьи 25 Закона в„– 257-ФЗ в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев предусмотренных данным Законом, запрещается установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.
Аналогичный запрет предусмотрен в подпункте 6 пункта 10 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, утвержденного приказом Минтранса России от 13.01.2010 в„– 5.
Пунктом 13.8 статьи 3 Технического регламента установлено, что в полосе отвода автомобильной дороги не допускается размещение рекламной или иной информации, не имеющей непосредственного отношения к организации движения, если иное не предусмотрено законодательством государств - членов Таможенного союза. С целью обеспечения безопасности дорожного движения средства наружной рекламы не должны размещаться на дорожном знаке, его опоре или на любом другом приспособлении, предназначенном для регулирования движения; ухудшать видимость средств регулирования дорожного движения или снижать их эффективность; иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода, животных или иного объекта; иметь яркость элементов изображения при внутреннем и внешнем освещении выше фотометрических характеристик дорожных знаков; освещаться в темное время суток на участках дорог, где дорожные знаки не имеют искусственного освещения; размещаться в зоне транспортных развязок, пересечений и примыканий автомобильных дорог, железнодорожных переездов и искусственных сооружений ближе расчетного расстояния видимости от них.
Поскольку установленный обществом в границах полосы отвода автомобильной дороги информационный щит (стела) не имеет отношения к обеспечению безопасности дорожного движения и осуществлению дорожной деятельности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у управления оснований для предъявления требования о демонтаже данной конструкции.
Заявляя о правомерности установки спорного информационного щита (стелы) ПАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" ссылается на пункт 2 части 3 статьи 25 Закона в„– 257-ФЗ, согласно которому в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
По мнению общества, указанная норма права допускает возможность размещения в границах полосы отвода автомобильной дороги объектов дорожного сервиса (в рассматриваемом случае - информационной стелы, являющейся частью автозаправочного комплекса).
Между тем, как верно отмечено судами, обществом не соблюдены предусмотренные в частях 4 - 4.15 статьи 25 Закона в„– 257-ФЗ условия для использования земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги (установление частного или публичного сервитута).
Материалами дела подтверждается, что спорная стела размещена на земельном участке с кадастровым номером 22:33:042801:0043, по адресу: Алтайский край, Первомайский район (восточнее границы города Новоалтайска), общей площадью 164841 кв. м, собственником которого является Российская Федерация (владелец - ФКУ "Упрдор "Алтай"). Указанный земельный участок с кадастровым номером 22:33:042801:0043 на условиях частного или публичного сервитута обществу не предоставлялся.
Согласование ФКУ "Упрдор "Алтай" в 2011 году проекта реконструкции переходно-скоростных полос, подъездов к автозаправочному комплексу в„– 257, которые расположены в полосе отвода федеральной автомобильной дороги Р-256 (М-52) "Чуйский тракт", не свидетельствует об установлении такого сервитута.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое предписание соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы ПАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судов первой и апелляционной инстанций. Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 02.12.2015 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 12.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А03-14974/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
Г.А.ШАБАНОВА
------------------------------------------------------------------