По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.05.2016 N Ф04-1732/2016 по делу N А75-9713/2015
Требование: О взыскании ущерба, причиненного лесному фонду.
Обстоятельства: Вследствие допущенного обществом загрязнения лесному фонду причинен ущерб, выразившийся в снятии, уничтожении или порче почв. Направленная контролирующим органом претензия с предложением возместить причиненный лесам ущерб обществом не исполнена.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку нанесенный обществом вред подлежит возмещению в силу закона, обществом произведены лишь работы по ликвидации последствий загрязнения, а не весь комплекс мер по рекультивации загрязненного участка, не представлен акт приемки-сдачи рекультивированных земель.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2016 г. по делу в„– А75-9713/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шаповаловой И.В. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" на решение от 20.10.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Зубакина О.В.) и постановление от 01.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу в„– А75-9713/2015 по заявлению Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Светлая, 69) к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (628309, г. Нефтеюганск, ул. Ленина, 26, ИНН 8604035473, ОГРН 1058602819538) о взыскании ущерба.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) в заседании участвовали представители: от общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" Шанаурова Е.И. (доверенность от 01.01.2016), от Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Кульжик Л.Г. (доверенность от 16.12.2015).
Суд
установил:
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба, контролирующий орган) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО "РН-Юганскнефтегаз", общество) о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду в сумме 452 874 руб.
Решением от 20.10.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 01.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования службы удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "РН-Юганскнефтегаз", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных контролирующим органом требований.
При этом общество указывает, что им проведены мероприятия по устранению последствий загрязнения; на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 в„– 12-П понесенные обществом при устранении последствий загрязнений затраты в сумме 705 337 руб. 94 коп. должны быть учтены в счет возмещения размера вреда, исчисленного по установленным Правительством Российской Федерации таксам и методикам.
В отзыве на кассационную жалобу служба, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые обществом судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе рейдового патрулирования контролирующим органом 09.07.2014 в квартале в„– 340 выделах 55, 57 (в районе нефтепровода "к.6-т.14а" на Киняминском месторождении ООО "РН-Юганскнефтегаз" Угутского участкового лесничества, ТО-Юганское лесничество) обнаружен нефтезагрязненный участок площадью 0,072 га. Результаты обследования отражены в акте патрулирования от 09.07.2014.
Для подтверждения факта причинения вреда почве специалистами Сургутского отдела филиала Федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" были отобраны пробы почв.
Согласно заключению специалистов указанного отдела от 23.08.2014 исх. в„– 307/СИ в пробах, отобранных в месте загрязнения, наблюдается превышение содержания по нефтепродуктам в 10,6 раз по сравнению с незагрязненным участком. Вследствие допущенного обществом загрязнения лесному фонду причинен ущерб, выразившийся в снятии, уничтожении или порче почв, сумма которого согласно расчету контролирующего органа составила 452 874 руб.
В связи с тем, что направленная службой претензия от 15.04.2015 в„– 145-ЛН/2015 с предложением возместить причиненный лесам ущерб ООО "РН-Юганскнефтегаз не была исполнена, контролирующий орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебные акты об удовлетворении заявленных службой требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Из содержания части 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон в„– 7-ФЗ) предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Закона в„– 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 78 Закона в„– 7-ФЗ определение размера вреда окружающей среде осуществляется при отсутствии фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среде в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно положениям статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 в„– 12-П, на которое ссылается общество в кассационной жалобе, указано, что суды вправе учитывать в размере вреда, исчисленного по установленным Правительством Российской Федерации таксам и методикам, необходимые и разумные расходы, понесенные причинителем вреда при устранении последствий вызванного его деятельностью загрязнения окружающей среды в результате разлива нефти и нефтепродуктов, если при этом достигается допустимый уровень остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, а также донных отложениях водных объектов, при котором, в частности, исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории; допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий).
Пунктами 4 - 7 Приказа Роскомзема от 22.12.1995 в„– 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" предусмотрено, что рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.
Допустимый уровень остаточного содержания для участков загрязненных нефтью и нефтепродуктами на территории Ханты - Мансийского автономного округа - Югры устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 10.12.2004 в„– 466-п в форме регионального норматива "Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты - Мансийского автономного округа - Югры" и принимается равным абсолютным значениям массовой доли загрязняющего вещества (нефти и нефтепродуктов) в пробах почв для различных почвенных горизонтов типичных почв Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с учетом различного целевого использования земель.
Приказом Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.05.2015 в„– 612-п утвержден Порядок работы комиссии по приемке рекультивированных земель (земельных участков) лесного фонда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры (далее - Приказ в„– 612-п).
Подпунктами 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3 пункта 2.4 Приказа в„– 612-п установлены обязательные документы, которые подтверждают завершение работ по рекультивации участка земель. Обязательными являются сведения о состоянии рекультивированного участка на соответствие требованиям регионального норматива, утвержденного названным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.12.2004 в„– 466-п, в том числе содержания нефти и нефтепродуктов по результатам КХА проб почв (согласно определенному типу почв) и дополнительным требованиям (подпункт 2.4.2).
В соответствии с разделом 3 Приказа в„– 612-п рекультивированные земли считаются сданными с даты подписания акта приемки-сдачи земель председателем постоянной комиссии и природопользователем.
Следовательно, завершение работ по восстановлению участка земель лесного фонда, достижение допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, на что указывает Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 02.06.2015 в„– 12-П, может быть подтверждено актом приемки-сдачи рекультивированных земель.
Принимая во внимание, что ООО "РН-Юганскнефтегаз" произведены лишь работы по ликвидации последствий загрязнения, а не весь комплекс работ по рекультивации загрязненного участка, предусмотренный приказом Роскомзема от 22.12.1995 в„– 525/67 и не представлен акт приемки-сдачи рекультивированных земель, соответствующий требованиям Приказа в„– 612-п, обе судебные инстанции обоснованно удовлетворили заявленные контролирующим органом требования.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 20.10.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 01.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А75-9713/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.И.ИЛЬИН
Судьи
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Г.А.ШАБАНОВА
------------------------------------------------------------------