Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.06.2016 N Ф04-2106/2016 по делу N А67-4399/2015
Требование: О взыскании субсидии на капитальный ремонт.
Обстоятельства: Общество обратилось в муниципалитет с заявлением о предоставлении субсидии в соответствии с договором о предоставлении средств в целях проведения выборочного капитального ремонта многоквартирного дома . Муниципалитет в предоставлении субсидии отказал, ссылаясь на то, что в бюджете данные денежные средства не предусмотрены.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку порядок предоставления субсидий и заключенный сторонами договор не содержат условий об отказе в выдаче средств после истечения срока действия договора и по причине несвоевременной подачи документов о произведенных расходах.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Томской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2016 г. по делу в„– А67-4399/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лаптева Н.В.,
судей Севастьяновой М.А.,
Туленковой Л.В., -
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Департамента финансов администрации города Томска и Администрации Октябрьского района города Томска на решение от 24.12.2015 Арбитражного суда Томской области (судья Якимович Т.Ю.) и постановление от 30.03.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Стасюк Т.Е., Кайгородова М.Ю., Сухотина В.М.) по делу в„– А67-4399/2015 по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное предприятие в„– 9" (634015, город Томск, переулок Музыкальный, 3, 1, ИНН 7017112509, ОГРН 1057000105348) к администрации Октябрьского района города Томска (634003, город Томск, улица Пушкина, 17, ИНН 7017131766, ОГРН 1057002654532) о взыскании субсидии.
Третье лицо - Муниципальное образование город Томск в лице Департамента финансов администрации города Томска.
В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное предприятие в„– 9" - Смердов С.М. и Гурьев Е.А. по доверенности от 01.06.2016.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное предприятие в„– 9" (далее - ООО "ЖЭП-9") обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к администрации Октябрьского района города Томска (далее - Администрация) о взыскании 3 383 485 руб. субсидии на капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Томск, улица А. Невского, 20 (с учетом уточнений).
Определением Арбитражного суда Томской области от 24.12.2015 производство по делу прекращено.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 определение арбитражного суда от 24.12.2015 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование город Томск в лице департамента финансов администрации города Томска (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Томской области от 24.12.2015 исковые требования удовлетворены частично - с Администрации в пользу ООО "ЖЭП-9" взыскано 3 330 160 руб. задолженности и 3 000 руб. судебных расходов. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2016 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Руководствуясь положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), условиями договоров от 06.05.2013 в„– 3 и от 25.03.2014 в„– 2 о предоставлении субсидии в целях проведения выборочного капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Томск, улица Невского, 20, в рамках реализации городской долгосрочной целевой программы "Капитальный ремонт жилищного фонда на 2013-2015 годы", суды исходили из фактов несения истцом расходов на проведение выборочного капитального ремонта многоквартирного дома и отказа Администрации в выплате субсидии по указанным договорам.
Департамент и Администрация обратились с кассационными жалобами на указанные судебные акты, в которых просят решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Департамент в кассационной жалобе указывает, что обжалуемые судебные акты не являются законными и обоснованными. Истцу правомерно отказано в рассмотрении документов на предоставление субсидии в 2014 году так как им не предоставлены в полном объеме документы, подтверждающие несение затрат на ремонт. Срок действия договора от 25.03.2014 в„– 2 истек 25.12.2014. В бюджете Муниципального образования город Томск на 2015 год субсидия на капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: город Томск, улица А. Невского, 20 (далее - МКД), не предусмотрена. У Администрации отсутствуют денежные средства на выплату субсидии истцу.
В кассационной жалобе Администрация утверждает, что суды не полно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили нормы материального права, судебные акты не соответствуют фактическим обстоятельствам. МКД входил в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планировался капитальный ремонт в соответствии с городской долгосрочной целевой программой "Капитальный ремонт жилого фонда на 2013-2015 годы". В настоящее время данная программа утратила силу в связи с принятием постановления Администрации города Томска от 19.09.2014 в„– 944 "Об утверждении муниципальной программы "Доступное и комфортное жилье" на 2015-2025 годы". Согласно этому постановлению МКД не входит в перечень домов на капитальный ремонт. Истец, заключая договор, знал о его условиях, перечне предоставляемых для выплаты документов и сроке действия. Так как истец понес затраты на ремонт только в 2015 году, не предоставил в 2014 году все необходимые документы, он утратил право на получение субсидии.
В отзыве на кассационные жалобы, поддержанном представителями в судебном заседании, ООО "ЖЭП-9" возражает против их доводов, просит оставить решение арбитражного суда первой и постановление апелляционной инстанций без изменения, как соответствующие законодательству.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как установил суд первой инстанции и следует из доказательств, в целях возмещения затрат по выборочному капитальному ремонту МКД между Администрацией и ООО "ЖЭП-9" заключен договор от 06.05.2013 в„– 3 о предоставлении субсидии, в рамках реализации городской долгосрочной целевой программы "Капитальный ремонт жилищного фонда на 2013-2015 годы", утвержденной постановлением Администрации города Томска от 10.07.2012 в„– 811 (далее - договор).
Сумма расходов на проведение капитального ремонта данного дома по указанному договору составила 3 403 485 руб. (пункт 2.2 договора).
Между Администрацией и ООО "ЖЭП-9" заключен договор от 25.03.2014 в„– 2 о предоставлении субсидии, которым уточнена сумма субсидии, предоставляемой на проведение ремонта объекта в рамках программы "Капитальный ремонт жилищного фонда на 2013-2015 годы", утвержденной постановлением Администрации города Томска от 10.07.2012 в„– 811.
В качестве цели предоставления субсидии по данному договору в пункте 1.2 договора указано проведение выборочного капитального ремонта МКД в рамках реализации городской долгосрочной целевой программы "Капитальный ремонт жилищного фонда на 2013-2015 годы", утвержденной постановлением Администрации города Томска от 10.07.2012 в„– 811.
Сумма расходов на проведение капитального ремонта данного дома составила 3 384 000 руб., из них сумма субсидии - 3 350 160 руб., доля расходов собственников - 33 840 руб. (пункты 2.2, 3.2 договора).
На основании пункта 2.6 договора акт приемки работ по капитальному ремонту объекта (КС-2), справка о стоимости выполненного ремонта (КС-3) подписываются получателем, специализированной организацией, подрядчиком и согласовываются Администрацией. Администрация вправе отказаться от согласования акта приемки работ по выборочному капитальному ремонту объекта в случаях нарушения требований, установленных законодательством и настоящим договором.
Технический надзор за выполнением выборочного капитального ремонта объекта осуществляет муниципальное бюджетное учреждение "Центр технического надзора" администрации города Томска (специализированная организация) без оплаты, за счет средств бюджета муниципального образования "Город Томск" (пункт 1.5 договора).
Согласно пункту 3.2 договора ООО "ЖЭП-9" вправе требовать от Администрации перечисления субсидии на его расчетный счет.
Администрация обязана перечислить сумму субсидии на расчетный счет получателя после предоставления получателем копий документов, подтверждающих понесенные затраты, связанные с проведением капитального ремонта многоквартирного дома (пункт 4.1.1 договора).
В целях реализации указанной выше программы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов ООО "ЖЭП-9" (заказчик) заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Фаворит" (далее - ООО "Фаворит", подрядчик) договор подряда от 14.05.2013 в„– 11, предметом которого являлись строительные работы по капитальному ремонту МКД.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Томской области от 29.10.2014 по делу в„– А67-4146/2014 с ООО "ЖЭП-9" в пользу ООО "Фаворит" взыскано 3 403 485 руб. задолженности по договору подряда от 14.05.2013 в„– 11, 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, всего 3 405 485 руб.
Платежным поручением от 21.11.2014 в„– 103 ООО "ЖЭП-9" уплатило ООО "Фаворит" 20 000 руб. в счет частичной оплаты по договору от 14.05.2013 в„– 11.
ООО "ЖЭП-9" направило Администрации заявление от 24.11.2014 о предоставлении субсидии по договору от 25.03.2014 в„– 2 с приложением документов, подтверждающих фактическое несение затрат на указанную сумму.
Администрация в письме от 04.12.2014 сообщила о предоставлении документов не в полном объеме и невозможности рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат на проведение капитального ремонта МКД.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Томской области от 17.03.2015 по делу в„– А67-8348/2014 с Администрации в пользу ООО "ЖЭП-9" взыскано 20 000 руб. субсидии.
ООО "ЖЭП-9" перечислило ООО "Фаворит" 3 450 000 руб. стоимости работ по ремонту МКД платежными поручениями: от 22.04.2015 в„– 313 на 500 000 руб., от 24.04.2015 в„– 322 на 500 000 руб., от 27.04.2015 в„– 333 на 450 000 руб., от 28.04.2015 в„– 335 на 500 000 руб., от 29.04.2015 в„– 343 на 500 000 руб., от 30.04.2015 в„– 344 на 500 000 руб., от 05.05.2015 в„– 347 на 500 000 руб.
ООО "Фаворит" возвратило истцу излишне уплаченные денежные средства в размере 66 515 руб. платежным поручением от 15.05.2015 в„– 115.
Таким образом, ООО "ЖЭП-9", кроме ранее взысканных 20 000 руб. субсидии, понесло расходы на капитальный ремонт многоквартирного дома в размере 3 383 485 руб.
ООО "ЖЭП-9" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 3.1.1 договора от 25.03.2014 в„– 2. Письмом от 23.06.2015 в„– 2234 ответчик отказал в предоставлении субсидии, ссылаясь на то, что в бюджете на 2015 год данные денежные средства не предусмотрены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ЖЭП-9" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции сделал выводы о том, что завершение городской программы не влечет утрату права истца на получение субсидии и наличие у Администрации обязанности уплатить ООО "ЖЭП-9" субсидии в целях возмещения затрат по капитальному ремонту МКД.
Апелляционный суд согласился с решением арбитражного суда.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
Так, согласно положениям статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (здесь и далее статьи Гражданского кодекса Российской Федерации приведены в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений, далее - Гражданский кодекс) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1). Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем кодексе (пункт 2).
В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Постановлением Администрации города Томска от 10.07.2012 в„– 811 утверждена муниципальная программа "Капитальный ремонт жилищного фонда на 2013-2015 годы", в соответствии с разделом VI которой при реализации настоящей программы бюджетные средства муниципального образования "Город Томск" предоставляются организациям, осуществляющим управление (обслуживание) многоквартирных домов, включенным в настоящую программу, в форме субсидий. Приложением в„– 4 к постановлению Администрации города Томска от 10.07.2012 в„– 811 утвержден перечень многоквартирных домов Октябрьского района города Томска, в отношении которых планируется проведение работ по капитальному ремонту в 2013-2015 годах.
Для проведения выборочного капитального ремонта стоимостью 3 403 485 руб. МКД включен в данный перечень, обслуживающей организацией является ООО "ЖЭП-9".
Постановлением Администрации города Томска от 17.03.2014 в„– 207 утвержден порядок предоставления в 2013 году субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов жилищного фонда, по которому субсидии предоставляются организациям, осуществляющим управление (обслуживание) многоквартирными домами, в целях возмещения затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Поскольку МКД включен в перечень домов, подлежащих капитальному ремонту в соответствии с муниципальной программой "Капитальный ремонт жилищного фонда на 2013-2015 годы", между сторонами спора заключен договор на предоставление субсидии в определенном размере, капитальный ремонт МКД проведен, ООО "ЖЭП-9" оплатило подрядчику выполненные строительные работы, в части обязательств Администрации иск удовлетворен правомерно.
С учетом изложенного, решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права.
Довод кассационных жалоб о том, что истечение срока действия договора и несвоевременное предоставление необходимых для получения субсидии документов является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, подлежит отклонению.
Порядок предоставления в 2013 году субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов, утвержденный постановлением Администрации города Томска от 17.03.2014 в„– 207, и заключенный сторонами договор от 25.03.2014 в„– 2 не содержат условий об отказе в выдаче субсидии после истечения срока действия договора и несвоевременной подаче документов о произведенных расходах для проведения капитального ремонта МКД.
Правомерность включения МКД в программу подтверждена постановлением Администрации города Томска от 10.07.2012 в„– 811, утвердившего городскую долгосрочную целевую программу "Капитальный ремонт жилищного фонда на 2013-2015 годы".
Оспариваемые подателями кассационных жалоб фактические обстоятельства, в частности, выполнения капитального ремонта МКД, несения ООО "ЖЭП-9" в связи с этим затрат подтверждены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Томской области от 17.03.2015 по делу в„– А67-8348/2014, которое имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора и в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Доводы жалоб об отсутствии денежных средств для выдачи субсидии, предусмотренной соответствующей программой, противоречат положениям статей 309, 310, 408 Гражданского кодекса.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Томской области от 24.12.2015 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2016 по делу в„– А67-4399/2015 оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.ЛАПТЕВ

Судьи
М.А.СЕВАСТЬЯНОВА
Л.В.ТУЛЕНКОВА


------------------------------------------------------------------