Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.05.2016 N Ф04-1981/2016 по делу N А46-10317/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, обязании принять решение об образовании участка, произвести регистрацию права собственности РФ на него, обеспечить проведение аукциона на право заключения договора аренды.
Обстоятельства: Отказ уполномоченного органа по управлению государственным имуществом мотивирован тем, что участок находится в аренде у третьего лица, а также отсутствием заявления общества об утверждении схемы расположения участка и регистрации права собственности РФ на него.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в отношении участка имеются полные сведения в государственном кадастре недвижимости, оснований, препятствующих его предоставлению, не установлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2016 г. по делу в„– А46-10317/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Сириной В.В.
Тамашакина С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Пелевиной О.Н., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на постановление от 08.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу в„– А46-10317/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Таврический тепличный комбинат" (646812, Омская область, Таврический район, село Харламово, улица Степная, 21, ИНН 5534020517, ОГРН 1075509000874) к территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (644043, город Омск, улица Тарская, 11, ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782) о признании незаконным отказа, обязании принять решение по образованию земельного участка, произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок, обеспечить проведение открытого аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Краецкая Е.Б.) в заседании участвовали представители: от территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - Стельмаченок Э.А. по доверенности от 11.01.2016; от общества с ограниченной ответственностью "Таврический тепличный комбинат" - Зыков А.С. по доверенности от 11.08.2015.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Таврический тепличный комбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - управление) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 09.06.2015 в„– ТУ-02/4303; обязании управления принять соответствующие решения по образованию земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067, произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 и в двухмесячный срок после государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок обеспечить проведение открытого аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067.
Решением от 17.11.2015 Арбитражного суда Омской области (судья Пермяков В.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 08.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено, по делу принят новый судебный акт: признан незаконным отказ управления, изложенный в письме от 09.06.2015; на управление возложена обязанность рассмотреть заявление общества повторно и принять решение по результатам его рассмотрения в соответствии с требованиями подпунктов 7 - 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В кассационной жалобе управление просит постановление суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование жалобы заявитель указывает следующие доводы: является ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что спорный земельный участок является образованным, поскольку участок носит характер временного; земельный участок не может являться предметом аукциона в связи с отсутствием зарегистрированного на него права собственности; судом не указано, какие именно права общества нарушены оспариваемым отказом; управление не имело полномочий на самостоятельное принятие решения о предоставлении в аренду спорного участка.
Общество возражает против доводов жалобы согласно отзыву.
Проверив в порядке статей 286, 288 АПК РФ законность судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 образован из земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:15, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем свидетельствует содержание кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 от 10.02.2014 в„– 55/201/14-40327, а также выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.09.2015.
В связи с осуществлением кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 общество обратилось в управление с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка, площадью 929 114 кв. м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием "для научной, учебной и производственной деятельности", с целью организации на таком участке сельскохозяйственного производства по выращиванию овощных культур.
В заявлении общество просило управление произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 и обеспечить проведение открытого аукциона на право заключения договора аренды соответствующего земельного участка.
Приложением к указанному заявлению общества является, в том числе кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067.
Письмом от 09.06.2015 в„– ТУ-02/4303 управление сообщило обществу об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
В обоснование отказа управление указало на нахождение земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:15 в аренде у общества с ограниченной ответственностью "Восход" (далее - ООО "Восход"), а также на отсутствие заявления общества об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 с целью его образования и отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации на данный объект недвижимого имущества.
Также управление указало, что решения об образовании и о предоставлении в аренду земельных участков, площадью больше 10 гектаров, принимаются управлением на основании поручения Росимущества.
Общество, полагая, что отказ управления является незаконным, нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого обществом отказа.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая обжалуемое постановление, пришел к выводу о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка предусмотренной пунктом 4 статьи 39.11 ЗК РФ процедуры не требуется.
При этом суд исходил из того, что спорный участок является сформированным и учтенным в государственном кадастре недвижимости.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют нормам права и обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ), который по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, заключается на торгах. Образование земельного участка, предоставление которого предполагается осуществить посредством проведения аукциона, а также само проведение аукциона, могут быть инициированы как органами государственной и муниципальной власти (пункт 3 статьи 39.11 ЗК РФ), так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами (пункт 4 статьи 39.11 ЗК РФ).
Как верно указал суд апелляционной инстанции, из анализа положений подпунктов 1 - 4 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ следует, что обращение в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, подготовленной заинтересованным в предоставлении такого участка лицом, как и последующее проведение межевых и кадастровых работ в соответствии с такой схемой, утвержденной уполномоченным органом или в соответствии с проектом межевания территории, требуется только в том случае, если испрашиваемый земельный участок еще не образован, в отношении него не утвержден проект межевания территории, и если такой участок не поставлен на государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, в случае обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности и уже прошедшего государственный кадастровый учет, совершение действий, предусмотренных подпунктами 1 - 7 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ, не требуется.
В этом случае заинтересованное в предоставлении земельного участка лицо вправе обращаться в уполномоченный орган непосредственно с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок и с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера испрашиваемого земельного участка и цели использования участка в соответствии с подпунктами 5, 6 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доводы и представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции, установив, что испрашиваемый обществом земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 является сформированным и учтенным в государственном кадастре недвижимости, обоснованно счел, что при реализации в отношении такого участка процедуры, предусмотренной пунктом 4 статьи 39.11 ЗК РФ, осуществление лицом, заинтересованным в его предоставлении, действий по подготовке схемы расположения земельного участка, утверждению такой схемы и последующему межеванию и кадастровому учету участка, не требуется.
Поскольку в отношении спорного земельного участка имеются полные сведения в государственном кадастре недвижимости, суд апелляционной инстанции указал на наличие у общества права на обращение в управление непосредственно с заявлением о государственной регистрации права государственной собственности на такой участок и о проведении аукциона на предоставление права аренды соответствующего участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" до регистрации права собственности на объект недвижимости сведения государственного земельного кадастра носят временный характер, однако, такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
В рассматриваемом случае, как верно указано судом апелляционной инстанции, сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости в отношении спорного земельного участка в связи с его образованием, носят временный характер, поскольку до настоящего времени в отношении этого участка не зарегистрировано право собственности, которое принадлежит Российской Федерации.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 55:26:000000:1067 уже сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет; иных правовых оснований, препятствующих предоставлению земельного участка с кадастровым номером 55:26:000000:1067 по заявлению общества управлением не приведено, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ управления не соответствует положениям ЗК РФ и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Исходя из требований пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд должен выбрать способ восстановления нарушенных интересов заявителя.
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае образовывать земельный участок, утверждать проект межевания территории и проводить кадастровый учет вновь образуемого земельного участка не требуется, в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов общества суд апелляционной инстанции обоснованно возложил на управление обязанность рассмотреть заявление общества и принять решение по результатам его рассмотрения в соответствии с требованиями подпунктов 7 - 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ.
Приведенные управлением в жалобе доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы, по существу, сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, направлены на иную оценку исследованных доказательств и установленных фактических обстоятельств по делу, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (глава 35 АПК РФ).
Нормы материального права при рассмотрении спора применены судом апелляционной инстанции с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, правильно.
При проверке материалов дела судом кассационной инстанции не установлено определенных статьей 288 АПК РФ нарушений для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 08.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А46-10317/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА

Судьи
В.В.СИРИНА
С.Н.ТАМАШАКИН


------------------------------------------------------------------