Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.05.2016 N Ф04-1890/2016 по делу N А70-7986/2015
Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа в сфере имущественных отношений, выразившегося в нерассмотрении заявлений общества о выкупе земельных участков, обязании подготовить проекты договоров купли-продажи, подписать их и направить обществу.
Решение: Требование удовлетворено в части признания бездействия незаконным, поскольку доказан факт уклонения уполномоченного органа от рассмотрения заявлений в установленном порядке, препятствий для обращения общества с данными заявлениями действующим законодательством не установлено, подписанные договоры купли-продажи в отношении испрашиваемых участков обществу направлены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тюменской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2016 г. по делу в„– А70-7986/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Орловой Н.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение от 30.10.2015 Арбитражного суда Тюменской области (судья Сидорова О.В.) и постановление от 11.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу в„– А70-7986/2015 по заявлению открытого акционерного общества "Тюменьторф" (625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 20, ОГРН 1027200812022, ИНН 7202067890) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (625004, г. Тюмень, ул. Сакко, 30, 1, ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460) об оспаривании бездействия Департамента имущественных отношений Тюменской области по рассмотрению заявлений о выкупе земельных участков.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Тюменьторф" - Хижняк А.В. по доверенности от 19.06.2015;
от Департамента имущественных отношений Тюменской области - Князева А.И. по доверенности от 15.09.2015 в„– 225/08-3-Д.
Суд

установил:

открытое акционерное общество "Тюменьторф" (далее - ОАО "Тюменьторф", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия департамента в рассмотрении заявлений ОАО "Тюменьторф" от 28.04.2015 о выкупе земельного участка с кадастровым номером 72:17:1708012:1772, кадастровой стоимостью 462 471,24 руб., площадью 300 306+/-4 795 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 72:17:1708011:19, кадастровой стоимостью 349 629,90 руб., площадью 152 013+/-3 412 кв. м, расположенных по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, 12 км Велижанского тракта; а также об обязании департамента в установленный судом срок осуществить подготовку проектов договоров купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:17:1708012:1772 по цене 462 471,24 руб., и земельного участка с кадастровым номером 72:17:1708011:19 по цене 349 629,90 руб. в трех экземплярах и их подписать, а также направить проекты указанных договоров для подписания ОАО "Тюменьторф".
Решением от 30.10.2015 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 11.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Бездействие департамента в рассмотрении заявлений ОАО "Тюменьторф" от 28.04.2015 о выкупе земельного участка с кадастровым номером 72:17:1708012:1772, кадастровой стоимостью 462 471,24 руб., площадью 300 306+/-4 795 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 72:17:1708011:19, кадастровой стоимостью 349 629,90 руб., площадью 152 013+/-3 412 кв. м, расположенных по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, 12 км Велижанского тракта, признано незаконным.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, считая их незаконными, принятыми с нарушением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО "Тюменьторф" в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель приводит следующие доводы: судами неправомерно отклонены ссылки департамента на предыдущие заявления общества от 12.01.2015 и постановление от 07.11.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А70-4405/2012; является неверным вывод судов о том, что департамент обязан рассматривать заявление общества с применением законодательства, действующего с 01.03.2015; неверно применены положения статьи 39.4 Земельного кодекса российской Федерации (далее - ЗК РФ); департаментом совершались активные действия, направленные на создание условий для продажи обществу земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Тюменьторф" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с государственным актом на право пользования землей от 16.05.1986 А-I в„– 389531 обществу на праве постоянного бессрочного пользования принадлежат земельный участок с кадастровым номером 72:17:1708012:1772, кадастровой стоимостью 462 471,24 руб., площадью 300 306+/-4 795 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 2:17:1708011:19, кадастровой стоимостью 349 629,90 руб., площадью 152 013+/-3 412 кв. м, расположенные по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, 12 км Велижанского тракта. Кадастровая стоимость указанных земельных участков указана в соответствии с кадастровыми паспортами от 30.01.2014 и от 04.02.2014.
Общество со ссылкой на подпункт 7 пункта 2 статьи 39.3 и пункт 3 статьи 39.4 ЗК РФ 28.04.2015 обратилось в департамент с заявлениями от 27.04.2015 в„– 31 и в„– 32 о выкупе без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 72:17:1708012:1772 и 72:17:1708011:19 по их кадастровой стоимости.
В ответ на указанные заявления письмом от 14.05.2015 в„– 150514016/10-2 заинтересованное лицо сообщило, что ранее письмом департамента от 22.01.2015 в„– 150122012/10-2 вопрос о возможности предоставления в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 72:17:1708012:1772 и 72:17:1708011:19 уже был разъяснен обществу. Департамент также указал, что после определения рыночной стоимости указанных земельных участков работа по обращениям общества будет продолжена.
Как следует из письма департамента от 22.01.2015 в„– 150122012/10-2, по результатам рассмотрения заявлений общества от 12.01.2015 о предоставлении в собственность за плату по рыночной цене земельных участков с кадастровыми номерами 72:17:1708012:1772 и 72:17:1708011:19 департамент сообщал, что в связи с отсутствием на испрашиваемых земельных участках зданий и сооружений, выкупная цена земельных участков должна определяться по результатам оценки земельных участков, соответственно, для определения рыночной стоимости земельных участков будет проведена их оценка. Департамент также сообщал, что после определения рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 72:17:1708012:1772 и 72:17:1708011:19 обращения общества будет рассмотрены.
Общество 28.05.2015 обратилось в департамент с письмом, в котором указало на неправомерность уклонения департамента от рассмотрения по существу заявлений о выкупе по кадастровой стоимости земельных участков 72:17:1708012:1772 и 72:17:1708011:19.
В ответ на указанное обращение письмом от 15.06.2015 в„– 07156/08-3 департамент сообщил об отсутствии сведений о кадастровой стоимости испрашиваемых земельных участков и необходимости определения такой стоимости, после чего будет принято соответствующее решение. Кроме того, департамент сослался на то, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:1708012:1772 не входит в границы плана землепользования государственного акта от 16.05.1986 А-I в„– 389531.
Общество, полагая, что заявления от 28.04.2015 о выкупе без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 72:17:1708012:1772 и 72:17:1708011:19 по их кадастровой стоимости необоснованно не были рассмотрены департаментом в установленном порядке, что свидетельствует о противоправном бездействии заинтересованного лица, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 1, подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3, статьей 39.17, пунктом 3 статьи 39.4 ЗК РФ, пунктом 1 Порядка определения цены земельных участков при заключении договоров купли-продажи без проведения торгов, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 06.04.2015 в„– 132-п, учитывая уклонение департамента от рассмотрения заявлений общества от 28.04.2015 в установленном порядке, пришел к выводу о противоправном бездействии ответчика, в связи с чем признал оспариваемое бездействие департамента в рассмотрении заявлений ОАО "Тюменьторф" от 28.04.2015 незаконным, а заявленные требования общества подлежащими удовлетворению.
Ссылки департамента на рассмотрение предыдущего заявления общества вх. от 12.01.2015 (исх. от 30.12.2014) и состоявшиеся судебные акты, в том числе по делу в„– А70-4405/2012, которыми была установлена возможность выкупа обществом земельного участка только по рыночной цене, признаны необоснованными, неприменимыми к сложившимся правоотношениям в связи с изменением правового регулирования данного вопроса на уровне федерального законодательства, в настоящее время предусмотрена возможность выкупа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, без проведения торгов по их кадастровой стоимости.
Кроме того, суд отметил, что какая-либо мера, направленная на восстановление нарушенных прав, применению в данном случае не подлежит, поскольку департамент направил обществу подписанные с его стороны договоры купли-продажи в отношении испрашиваемых земельных участков.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился.
Доводы департамента о неприменении в рассматриваемом случае положений введенной главы V.1 ЗК РФ ввиду того, что правоотношения по спорным земельным участкам возникли между обществом и департаментом до вступления в законную силу Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (01.03.2015), судом апелляционной инстанции не были приняты, так как общество обратилось в департамент с рассматриваемыми заявлениями 28.04.2015 и мотивировало свое право на выкуп спорных земельных участков положениями подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 и пункта 3 статьи 39.4 ЗК РФ.
При этом указал, что вопреки утверждениям департамента, возникшие между сторонами правоотношения являются не ранее возникшими, а новыми, основанными на изменившемся законодательстве. При этом препятствий для обращения общества с данными заявлениями действующим законодательством не установлено.
Ссылки департамента на рассмотрение предыдущего заявления общества от 12.01.2015 (исх. от 30.12.2014) и состоявшиеся судебные акты, по делу в„– А70-4405/2012, которыми была установлена возможность выкупа обществом земельного участка только по рыночной цене, суд отклонил в связи с изменением правового регулирования данного вопроса на уровне федерального законодательства.
Доводы департамента об отсутствии у заинтересованного лица возможности для подготовки проектов договоров купли-продажи спорных земельных участков ввиду отсутствия достоверных сведений о рыночной стоимости земельных участков и принятия мер по ее установлению в обоснование своей позиции об активности заинтересованного лица в период с апреля 2015 года по август 2015 года, судом апелляционной инстанции не были приняты, поскольку статья 39.17 ЗК РФ, в рамках которой и обратился заявитель, не предусматривает такого рода действия, более того, материалы дела не содержат доказательств принятия департаментом достаточных и своевременных мер по установлению кадастровой стоимости спорных земельных участков в течение всего указанного периода.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.
Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.17 ЗК РФ.
Положениями статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением, содержание которого определено в пункте 1 названной нормы.
Согласно пункту 3 статьи 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно пункту 3 статьи 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 Порядка определения цены земельных участков при заключении договоров купли-продажи без проведения торгов, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 06.04.2015 в„– 132-п, также предусмотрена продажа земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов по кадастровой стоимости, за исключением случаев, специально предусмотренных названным порядком. Исключения из общего правила, установленного пунктом 1 названного порядка, в части, касающейся выкупа земли на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, постановлением Правительства Тюменской области от 06.04.2015 в„– 132-п не установлено.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая уклонение департамента от рассмотрения заявлений общества в порядке, установленном статьей 39.17 ЗК РФ, что свидетельствует о противоправном бездействии департамента в рассмотрении заявлений ОАО "Тюменьторф" от 28.04.2015 о выкупе спорных земельных участков, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований общества.
Приняв во внимание, что департамент направил обществу подписанные с его стороны договоры купли-продажи в отношении испрашиваемых земельных участков, суды пришли к верному выводу об отсутствии необходимости применения в данном случае с целью восстановления нарушенных прав заявителя каких-либо мер.
Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 30.10.2015 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 11.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А70-7986/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.В.СИРИНА

Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Н.В.ОРЛОВА


------------------------------------------------------------------