Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.09.2016 N Ф04-3871/2016 по делу N А27-23236/2015
Требование: О взыскании долга и пеней по договору об оказании услуг по передаче электроэнергии.
Обстоятельства: Оказанные исполнителем услуги оплачены заказчиком не в полном объеме, но за вычетом стоимости нагрузочных потерь.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку стоимость услуг по передаче электрической энергии, оказанных исполнителем заказчику как смежной сетевой организации, подлежит уменьшению на стоимость потерь, учтенных в равновесных ценах на энергию на оптовом рынке и оплаченных субъектами оптового рынка электрической энергии.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Кемеровской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2016 г. по делу в„– А27-23236/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Фроловой С.В.,
судей Туленковой Л.В.,
Шабаловой О.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Халявиным Е.С., рассмотрел кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на решение от 08.02.2016 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Нестеренко А.О.) и постановление от 19.05.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киреева О.Ю., Захарчук Е.И., Терехина И.И.) по делу в„– А27-23236/2015 по иску публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (660021, город Красноярск, улица Бограда, дом 144 А, ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) к обществу с ограниченной ответственностью "ЭнергоПаритет" (650036, город Кемерово, проспект Ленина, дом 90, корпус 2, квартира 403, ИНН 4205262491, ОГРН 1134205006320) о взыскании денежных средств.
В судебном заседании, назначенном на 13.09.2016, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 19.09.2016.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (до и после перерыва судьи Гатауллина Н.Н., Перевалова О.И.) после перерыва в судебном заседании участвовал представитель общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоПаритет" - Зуева Е.В. по доверенности от 18.01.2016.
Суд

установил:

публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЭнергоПаритет" (далее - ООО "ЭнергоПаритет") о взыскании по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии от 31.12.2014 в„– 02/ТСЛ/2015 в 2015 году:
- за июль 537 896 руб. 73 коп. основного долга, 1 293 руб. 03 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с 23.08.2015 по 01.09.2015 и таких процентов с 02.09.2015 до момента фактического исполнения денежного обязательства;
- за август 581 388 руб. 04 коп. основного долга и 1 102 руб. 21 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с 23.09.2015 по 29.09.2015;
- за сентябрь 570 873 руб. 64 коп. основного долга, 784 руб. 95 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с несвоевременной оплатой оказанных услуг в сентябре 2015 года за период с 23.10.2015 по 28.10.2015, 858 руб. 21 коп. процентов по денежному обязательству с 23.10.2015 по 28.10.2015 по ставке рефинансирования 8,25 процентов годовых, процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 29.10.2015 и до момента фактического исполнения денежного обязательства от суммы иска по средней ставке банковского процента по вкладам физических лиц, имевшей место в соответствующие периоды;
- за октябрь 484 196 руб. 27 коп. основного долга, 605 руб. 25 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с несвоевременной оплатой оказанных услуг в октябре 2015 года за период с 24.11.2015 по 28.11.2015, 554 руб. 81 коп. процентов по денежному обязательству с 24.11.2015 по 28.11.2015 по ставке рефинансирования 8,25 процентов годовых, процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 29.11.2015 и до момента фактического исполнения денежного обязательства от суммы иска по средней ставке банковского процента по вкладам физических лиц, имевшей место в соответствующие периоды;
- за ноябрь 585 223 руб. 26 коп. основного долга, 1 856 руб. 96 коп. пени за просрочку оплаты оказанных услуг в ноябре 2015 года за период с 24.12.2015 по 28.12.2015, 670 руб. 57 коп. процентов по денежному обязательству с 24.12.2015 по 28.12.2015 по ставке рефинансирования 8,25 процентов годовых, пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы обязательств за ноябрь за каждый день просрочки, начиная с 29.12.2015 по день фактической оплаты, проценты по денежному обязательству по ставке рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы обязательств за ноябрь за каждый день просрочки, начиная с 28.12.2015 по день фактической оплаты;
- за декабрь 493 947 руб. 97 коп. основного долга, 835 руб. 91 коп. пени за просрочку оплаты оказанных услуг в декабре 2015 года за период с 24.01.2016 по 25.01.2016, 301 руб. 86 коп. процентов по денежному обязательству с 24.01.2016 по 25.01.2016 по ставке рефинансирования 11 процентов годовых, пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы обязательств за декабрь за каждый день просрочки, начиная с 26.01.2016 по день фактической оплаты, проценты по денежному обязательству по ставке рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы обязательств за ноябрь за каждый день просрочки, начиная с 26.01.2016 по день фактической оплаты.
Решением от 08.02.2016 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 19.05.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано. С истца в доход федерального бюджета взыскано 35 549 руб. государственной пошлины.
ПАО "МРСК Сибири" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы истец указывает следующие доводы: для расчета за услуги по передаче электрической энергии в 2015 году ПАО "МРСК Сибири" применяет согласованный сторонами одноставочный тариф; суды не учли, что ни истец, ни ответчик не являются участниками оптового рынка электрической энергии; суды не применили подлежащие применению статью 32 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пункты 15, 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 в„– 861 (далее - Правила в„– 861), пункты 35, 128 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 в„– 442 (далее - Основные положения в„– 442); судами не учтено, что вопросы квалификации доходов (расходов) регулируемой организации решаются исключительно мерами тарифного регулирования.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пояснений представителя ответчика, пришел к следующим выводам.
Судами установлено, что отношения между сторонами урегулированы договором оказания услуг по передаче электрической энергии от 31.12.2014 в„– 02/ТСЛ/2015 (далее - договор).
По условиям договора исполнитель (ПАО "МРСК Сибири") обязался оказывать услуги по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности и (или) ином законном основании, во исполнение заключенных между заказчиком (ООО "ЭнергоПаритет") и электросетевой компанией (гарантирующим поставщиком, потребителем) в интересах которых заключается настоящий договор (пункт 2.1), а заказчик обязался своевременно и в полном объеме оплачивать услуги до 23 числа каждого месяца, следующего за расчетным, исходя из объемов переданной электроэнергии, подтвержденных заказчиком на основании выставленных исполнителем документов (пункт 4.9).
Во исполнение договора в июле - декабре 2015 года исполнителем оказаны услуги по передаче электрической энергии, выставлены на оплату счета-фактуры и оформлены акты об оказании услуг, которые подписаны ООО "ЭнергоПаритет" с протоколами разногласий, согласно которым разница по объему оказанных услуг составила 537 896 руб. 73 коп. за июль, 581 388 руб. 04 коп. за август, 570 873 руб. 64 коп. за сентябрь, 484 196 руб. 27 коп. за октябрь, 585 223 руб. 26 коп. за ноябрь и 493 947 руб. 97 коп. за декабрь, что составляет цену нагрузочных потерь.
Выставленные истцом счета-фактуры за спорный период 2015 года оплачены ответчиком за минусом стоимости нагрузочных потерь в размере заявленной суммы, что явилось основанием для обращения ПАО "МРСК Сибири" в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходя из анализа пункта 3 статьи 26 Закон об электроэнергетике, подпункта "г" пункта 41, пункта 52 Правила в„– 861, пунктов 61, 83 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 в„– 1172 (далее - Правила в„– 1172), пунктов 49, 57 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 в„– 20-э/2 (далее - Методические указания в„– 20-э/2), условий договора, пришел к выводу о том, что стоимость услуг по передаче электрической энергии, оказанных ПАО "МРСК Сибири" смежной сетевой организации (ООО "ЭнергоПаритет"), подлежит уменьшению на стоимость потерь, учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию (нагрузочных потерь электрической энергии) на оптовом рынке и оплаченных субъектами оптового рынка электрической энергии.
Седьмой арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов соответствуют закону и установленным по делу обстоятельствам.
Исходя из требований статьи 32 Закона об электроэнергетике, подпункта 3 пункта 4, пунктов 5, 61, 83 Правил в„– 1172, законодателем установлен как принцип формирования равновесных цен на оптовом рынке с учетом нагрузочных потерь электрической энергии, так и обязанность каждого участника оптового рынка оплачивать в составе равновесных цен нагрузочные потери в сетях Федеральной сетевой компании (далее - ФСК) и Региональных сетевых компаний (далее - РСК).
Равновесная цена - это цена, определяемая на основании ценовых заявок поставщиков и ценовых заявок покупателей электрической энергии соответствующей ценовой зоны с учетом необходимости обеспечения перетоков электрической энергии. Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности в ценовых зонах определяются коммерческим оператором оптового рынка по результатам проведения всех предусмотренных Правилами оптового рынка процедур (статья 32 Закона об электроэнергетике).
Из положений пункта 61 Правил в„– 1172, пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178 (далее - Основы ценообразования в„– 1178), пункта 52 Правил в„– 861 следует, что при расчетах за услуги по передаче электрической энергии по соответствующему договору, заключенному между публичным акционерным обществом "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее-ПАО "ФСК ЕЭС") и участником оптового рынка, такой участник оптового рынка оплачивает указанные услуги за вычетом потерь, учтенных в равновесных ценах и отнесенных на отпуск из сетей ФСК.
Действующим законодательством допускается, что участник оптового рынка оплачивает услуги по передаче электрической энергии территориальной сетевой организации (далее - ТСО), к которой присоединены его энергопринимающие устройства (котловая экономическая модель "котел снизу").
Участники данного спора не ставили под сомнение то обстоятельство, что при оплате участником оптового рынка услуг по передаче электрической энергии ТСО (в данном случае ОО"ЭнергоПаритет") в цене на электрическую энергию на оптовом рынке в равновесных ценах стоимость нагрузочных потерь, он имеет право на уменьшение стоимости оказанных ею (ТСО) услуг по передаче электрической энергии. В спорных отношениях участник оптового рынка не имеет заключенного с ПАО "ФСК ЕЭС" договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Между сторонами имеется спор о том, имеет ли в таком случае ООО "ЭнергоПаритет" (ТСО) на уменьшение стоимости оказанных ему услуг по передаче электрической энергии в рамках исполнения договора, заключенного с ПАО "МРСК Сибири", - смежная сетевая организация.
При этом судами учтено, истцом не представлено суду доказательств, опровергающих утверждение ответчика о том, что ПАО "МРСК Сибири" имеет право на уменьшение стоимости услуг по передаче электрической энергии по соответствующему договору, заключенному с ПАО "ФСК ЕЭС"; ПАО "МРСК Сибири" при покупке у гарантирующего поставщика электрической энергии в целях компенсации потерь имеет право на уменьшение их стоимости на стоимость всех потерь, учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию на оптовом рынке, определенных коммерческим оператором оптового рынка в сетях ТСО Кемеровской области (статья 65 АПК РФ).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что вывод судов о том, что стоимость услуг по передаче электрической энергии, оказанных ПАО "МРСК Сибири" смежной сетевой организации (ООО "ЭнергоПаритет"), подлежит уменьшению на стоимость нагрузочных потерь, учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию на оптовом рынке и оплаченных поставщиками электрической энергии, является верным и соответствует требованиям действующего законодательства.
Из пунктов 51, 52 Правил в„– 861 следует, что потребитель услуг по передаче электрической энергии не должен оплачивать потери энергии, которые он уже оплатил.
Из положений пункта 61 Правил в„– 1172, имеющих целью то же регулирование, что и пункт 52 Правил в„– 861 и абзаца второго пункта 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике, следует, что участник оптового рынка, который произвел оплату приобретенной на оптовом рынке электрической энергии с учетом стоимости нагрузочных потерь, не должен оплачивать эти потери повторно при расчетах с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, в тарифе (цене услуг) которой также учтены нагрузочные потери.
Несмотря на то, что буквально пункт 61 Правил в„– 1172 применим только к отношениям оптового рынка, в частности к взаимоотношениям его участника и организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, общий принцип, заключающийся в невозможности возложения на покупателя обязанности по оплате товара, стоимость которого включена в услуги по его доставке, в случае уже состоявшейся оплаты покупателем этого же товара в непосредственной цене его приобретения, применим ко всем отношениям в сфере электроэнергетики.
В силу подпункта "г" пункта 41 Правил в„– 861 при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
Поскольку в отношениях между двумя смежными сетевыми организациями одна из них является потребителем услуг другой сетевой организации, то сетевая организация (услугополучатель) применительно к положениям пунктов 51, 52 Правил в„– 861 вправе "транслировать" уменьшение стоимости услуг по передаче электрической энергии на стоимость нагрузочных потерь смежной сетевой организации (услугодателю), если тариф последней сформирован уполномоченным государственным органом с учетом полных нормативных технологических потерь, тем самым, выравнивая их положение.
Денежные средства, оплаченные потребителями по единому (котловому) тарифу, распределяются между участвовавшими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар смежных сетевых организаций (пункты 8, 34 - 42 Правил в„– 861, пункт 49 Методических указаний в„– 20-э/2).
Фактические затраты сетевых организаций в регионе различны, поэтому для получения положенной им необходимой валовой выручки (далее - НВВ) каждой паре сетевых организаций утверждается индивидуальный тариф взаиморасчетов, по которому одна сетевая организация должна передать другой дополнительно полученные денежные средства (подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования в„– 1178, пункты 49, 52 Методических указаний в„– 20-э/2).
В соответствии с пунктом 42 Правил в„– 861, пунктом 63 Основ ценообразования в„– 1178, пунктом 49 Методических указаний в„– 20-э/2 расчет единых (котловых) тарифов в регионе производится на основе необходимой НВВ, определяемой исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии. Для расчета единых (котловых) тарифов в регионе суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. Индивидуальные тарифы для взаиморасчетов пары сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Исходя из содержания пункта 2 статьи 21 Закона об электроэнергетике, пункта 53 Правил в„– 861, пункта 4.5.4. Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 в„– 400, нормативы потерь, электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям утверждаются Минэнерго России.
Нормативы потерь в соответствии пунктом 55 Правил в„– 861 определяются на основе:
1) технологических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, обусловленных физическими процессами, происходящими при передаче электрической энергии, с учетом технических характеристик линий электропередачи, силовых трансформаторов и иных объектов электросетевого хозяйства, определяющих величину переменных потерь в соответствии с технологией передачи и преобразования электрической энергии, условно-постоянных потерь для линий электропередачи, силовых трансформаторов и иных объектов электросетевого хозяйства - для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ПАО "ФСК ЕЭС") и иных собственников объектов ЕНЭС;
2) сравнительного анализа потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций с дифференциацией но уровням напряжения.
Пунктом 3 Методики определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной приказом Минэнерго России от 07.08.2014 в„– 506 (далее - Методика в„– 506), установлено, что технологические потери электрической энергии рассчитываются на основании данных за отчетный период, равный календарному году, предшествующему году, в котором утверждены нормативы потерь (базовый год), в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих организации по управлению ЕНЭС на праве собственности или на ином законном основании, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, в соответствии с Инструкцией по организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.12.2008 в„– 326 (далее - Инструкция в„– 326).
Пунктами 3, 4 Инструкции в„– 326 предусмотрено, что технологические потери электроэнергии включают в себя, в том числе технические потери в линиях и оборудовании электрических сетей, которые подразделяются на условно-постоянные потери и нагрузочные (переменные) потери.
Исходя из пунктов 7, 9 Инструкции в„– 326, технологические потери электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям ТСО, ФСК и МСК рассчитываются за базовый (отчетный год, предшествующий году расчета) и на регулируемый периоды раздельно во составляющим: условно-постоянные, нагрузочные и потери, обусловленные допустимыми погрешностями системы учета.
Методы расчета нагрузочных потерь электроэнергии в базовом периоде предусмотрены разделом III Методики расчета технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям в базовом периоде (приложение I к Инструкции в„– 326), нагрузочные потери в регулируемом периоде в электрических сетях ТСО определяются по формуле, предусмотренной пунктом 11 Инструкции в„– 326, а в электрических сетях МСК и ФСК - по формуле, предусмотренной пунктом 12 Инструкции в„– 326.
Нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций на основе сравнительного анализа технологических потерь электрической энергии определяются с дифференциацией по уровням напряжения в соответствии с разделом III Методики. Расчет технологических потерь электрической энергии производится в соответствии с Инструкцией в„– 326.
В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования в„– 1178 расчет необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования, к которым относится, в том числе, и норматив технологического расхода (потерь), утверждаемый Министерством энергетики Российской Федерации (начиная с 2014 года для первого и (или) последующих долгосрочных периодов регулирования-уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям). Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью определяется на уровне норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации. Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов перед началом долгосрочного периода регулирования и устанавливается на первый год долгосрочного периода регулирования как минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на соответствующем уровне напряжения, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям за последний истекший год.
Нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС утверждаются Минэнерго России в соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по утверждению нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденным приказом Минэнерго России от 27.11.2012 в„– 599, по заявлению собственника или иного законного владельца объектов ЕНЭС.
Нормативы потерь для территориальных сетевых организаций утверждаются Минэнерго России в соответствии с Методикой по итогам проведения Минэнерго России сравнительного анализа потерь (приказ Минэнерго России от 30.09.2014 в„– 674 "Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при ее передаче но электрическим сетям территориальных сетевых организаций" и регулярному пересмотру не подлежат.
Из изложенного следует, что при определении Минэнерго России норматива потерь, используемого как для целей долгосрочного тарифного регулирования территориальных сетевых организаций, так и для тарифного регулирования в отношении организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, учитываются в установленном порядке нагрузочные потери, возникающие в соответствующих распределительных, либо магистральных электрических сетях.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования в„– 1178, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (ФСК) утверждаются в виде ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Как следует из указанного пункта Основ ценообразования в„– 1178, ставка тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемая для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети, устанавливается по субъекту Российской Федерации как отношение рассчитываемых коммерческим оператором оптового рынка стоимости электрической энергии и мощности для целей определения указанной ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии и объема потерь электрической энергии в электрических сетях единой национальной (общероссийской) электрической сети. Стоимость электрической энергии и мощности для целей определения указанной ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии определяется, в том числе исходя из стоимости потерь электрической энергии, учтенных и ценах на электрическую энергию в электрических сетях единой национальной (общероссийской) электрической сети, рассчитанных для субъектов оптового рынка, в порядке, установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка (далее - Договор о присоединении).
Согласно пункту 8.8. Регламента финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии, являющегося неотъемлемым приложением к Договору о присоединении (приложение в„– 16 к Договору о присоединении), стоимость электрической энергии и мощности для целей определения указанной ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии включает, в том числе стоимость нагрузочных потерь в сетях ФСК, учтенных в равновесных ценах на электроэнергию для участников оптового рынка. Объем потерь электрической энергии в электрических сетях единой национальной (общероссийской) электрической сети для расчета указанной ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии определяется коммерческим оператором оптового рынка на основании объема полных фактических потерь в сетях ФСК (т.е. включая объем нагрузочных потерь в сетях ФСК), распределенного по субъектам Российской Федерации, отнесенных к соответствующей ценовой зоне, с учетом норматива потерь электрической энергии, утвержденного Минэнерго России (пункты 8.8.2., 8.3. Регламента финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии).
Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, а также тексты приложений (Регламентов оптового рынка) к указанному договору, оформляются по стандартным формам, разработанным и утвержденным Наблюдательным советом Ассоциации "Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" (далее - НП Совет рынка), которые находятся в открытом доступе на странице НП Совет рынка в сети интернет () в разделе "Регулирование рынка/Договор о присоединении".
Согласно пункту 81 Основ ценообразования в„– 1178 в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании ТСО, в том числе используется величина технологического расхода (потерь), определенная в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования в„– 1178, то есть уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации, который, в соответствии с пунктом 33, определяется как минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на соответствующем уровне напряжения, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям за последний истекший год.
Как следует из пунктов 50, 51, 52 Методических указаний в„– 20-э/2, при расчете двухставочных и одноставочных единых (котловых) тарифов (для расчетов с потребителям услуг, за исключением сетевых организаций) и индивидуальных тарифов (для расчетов между сетевыми организациями - потребителями услуг) ставка на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии определяется с учетом нормативных технологических потерь, утверждаемых Минэнерго России.
Исходя из вышеуказанных нормативных правовых актов, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии рассчитываются с учетом нормативных технологических потерь, утвержденных Минэнерго России.
Согласно пункту 47 Методических указаний в„– 20-э/2 при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии необходимая НВВ сетевой организации должна определяться, в том числе исходя из расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, принимаемой из сети, присоединенной к сети рассматриваемой организации.
Поскольку тариф на услуги по передаче формируется с учетом нормативов технологических потерь, утвержденных Минэнерго России, которые, в свою очередь, рассчитываются с учетом нагрузочных потерь, а также с учетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии другой сетевой организации, то тариф на услуги по передаче электрической энергии включает как стоимость нагрузочных потерь, возникших в сетях сетевой организации, для которой устанавливается тариф, так и стоимость части нагрузочных потерь, возникших в сетях других сетевых организаций, которым сетевая организация, для которой устанавливается тариф, оплачивала услуги по передаче электрической энергии.
Тариф на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемый для ПАО "ФСК ЕЭС", является двухставочным тарифом, который состоит, в том числе из ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии, которая определяется исходя из величин, определяемых коммерческим оператором оптового рынка. Одна из указанных величин, определяется коммерческим оператором оптового рынка для целей определения указанной ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии с учетом стоимости нагрузочных потерь в сетях ФСК, учтенных в равновесных ценах на электроэнергию.
Формирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций (ПАО "МРСК Сибири", иных территориальных сетевых организаций) осуществляется исходя из НВВ ТСО, которая должна обеспечивать, в том числе компенсацию расходов на услуги по передаче (пункт 49 Методических указаний в„– 20-э/2).
Исходя из правила определения НВВ для установления ТСО тарифа на услуги по передаче электрической энергии, данный тариф для ПАО "МРСК Сибири" формируется с учетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по тарифу ПАО "ФСК ЕЭС", а, следовательно, с учетом нагрузочных потерь, возникших в сетях ПАО "ФСК ЕЭС" и учтенных в равновесных ценах.
В свою очередь, при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии другим территориальным сетевым организациям, которые не имеют договорных отношений с ПАО "ФСК ЕЭС", учитываются расходы на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказанных ПАО "МРСК Сибири" указанным территориальным сетевым организациям.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, исходя из смысла пункта 61 Правил в„– 1172, пункта 52 Правил в„– 861 при исключении стоимости потерь, включенных в цену (тариф) электрической энергии, из стоимости услуг по передаче электрической энергии, в целях избежания их двойного учета, вмешательства в тарифное регулирование не происходит.
С учетом изложенного доводы заявителя кассационной жалобы выводов не опровергают, основаны на неправильном толковании указанного законодательства об электроэнергетике.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 08.02.2016 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 19.05.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А27-23236/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.В.ФРОЛОВА

Судьи
Л.В.ТУЛЕНКОВА
О.Ф.ШАБАЛОВА


------------------------------------------------------------------