По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.09.2016 N Ф04-3715/2016 по делу N А02-611/2016
Требование: О взыскании убытков в возмещение расходов, связанных с приобретением жилого помещения для семьи с ребенком-инвалидом.
Обстоятельства: Вступившим в законную силу решением суда на муниципалитет возложена обязанность предоставить семье с ребенком-инвалидом вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным нормам. Муниципалитет посчитал, что финансирование расходов должно производиться за счет средств Российской Федерации или субъекта РФ.
Решение: Требование удовлетворено в части взыскания средств с субъекта РФ, поскольку обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Алтай
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2016 г. по делу в„– А02-611/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Орловой Н.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Алтай на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 26.04.2016 (судья Кириченко Е.Ф.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 (судьи Сухотина В.М., Кайгородова М.Ю., Ярцев Д.Г.) по делу в„– А02-611/2016
по исковому заявлению администрации города Горно-Алтайска (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 18, ОГРН 1030400726938, ИНН 0411112575) в интересах муниципального образования город Горно-Алтайск
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, город Москва, улица Ильинка, дом 9, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) (Управление Федерального казначейства по Республике Алтай) (ОГРН 1020400745034, ИНН 0411008817), Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица В.И. Чаптынова, 24, ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460)
о взыскании убытков.
Суд
установил:
Администрация города Горно-Алтайска (далее - администрация) в интересах муниципального образования город Горно-Алтайск обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управления Федерального казначейства по Республике Алтай), Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай о взыскании 2 842 980 руб. убытков в возмещение расходов, связанных с приобретением жилого помещения для семьи с ребенком-инвалидом.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 26.04.2016, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016, заявленные требования удовлетворены за счет Республики Алтай, с казны Республики Алтай в бюджет муниципального образования город Горно-Алтайск взысканы убытки в размере 2 842 980 руб.
В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации отказано.
В кассационной жалобе Министерство финансов Республики Алтай, указывая на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований к казне Республике Алтай и удовлетворить требование за счет казны Российской Федерации.
По утверждению Министерства финансов Республики Алтай, судебными инстанциями неверно истолкованы положения статьи 84 Бюджетного кодекса РФ и не применена статья 85 Бюджетного кодекса РФ; расходные обязательства по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возникают у Российской Федерации и должны обеспечиваться за счет средств федерального бюджета; не исследован вопрос наличия денежных средств у администрации на исполнение обязательства по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005.
Отзыв на кассационную жалобу в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлен.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании, в том числе и публично путем размещения информации в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" в сети Интернет.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм действующего законодательства, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами по материалам дела установлено, что вступившим в законную силу решением Горно-Алтайского городского суда от 15.12.2015 по делу в„– 2-3350/2015 на администрацию возложена обязанность предоставить Шагаевой Чечек Николаевне на состав семьи из 6 человек с ребенком-инвалидом вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным нормам, общей площадью не менее 84 кв. м, с учетом права ребенка-инвалида Шагаевой Эвелины Эркитовны на дополнительную площадью.
Полагая, что финансирование расходов по приобретению жилья для последующей его передачи по договорам социального найма семьям, имеющим детей-инвалидов и нуждающимся в улучшении жилищных условий, должно производиться за счет средств Российской Федерации или субъекта Федерации, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь положениями статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса РФ, статей 85 и 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положениями Жилищного кодекса РФ, учитывая определение Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 в„– 1563-О-О, определения Верховного Суда РФ от 29.01.2016 в„– 303-ЭС15-12721 и от 29.01.2016 в„– 303-ЭС15-12441, судебные инстанции пришли к выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, признав обоснованными требования о возмещении убытков, предъявленные к Республике Алтай.
При этом судебные инстанции отметили, что недостаточность соответствующего финансирования со стороны Российской Федерации не освобождает субъект Российской Федерации от обязанности несения расходов по оказанию мер социальной поддержки.
Отказывая в удовлетворении требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (УФК по Республике Алтай), судебные инстанции указали на то, что отнесение затрат, связанных с обеспечением жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса РФ.
Выводы судебных инстанций согласуются с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда РФ от 30.09.2015 в„– 309-ЭС15-5872, от 11.12.2015 в„– 309-ЭС15-9501, от 29.01.2016 в„– 303-ЭС15-12441, от 02.03.2016 в„– 309-ЭС15-14045, а также Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ в„– 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016.
Суд кассационной инстанции не имеет оснований для иной оценки выводов судебных инстанций, сделанных при всестороннем, полном и объективном исследовании документов, соответствующих установленным обстоятельствам и основанных на правильном применении норм действующего законодательства с учетом судебной практики.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, заявленным Министерством финансов Республики Алтай при рассмотрении спора в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции, которые получили соответствующую оценку и были отклонены с мотивированным обоснованием согласно требованиям части 7 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Не опровергая правомерность выводов судебных инстанций, доводы Министерства финансов Республики Алтай по существу выражают несогласие с оценкой доказательств и установленных по делу обстоятельств, основаны на ином толковании норм законодательства, что не может свидетельствовать о неправильном применении судебными инстанциями норм права и являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
При рассмотрении кассационной жалобы не выявлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 26.04.2016 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 по делу в„– А02-611/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
С.И.ШУЙСКАЯ
------------------------------------------------------------------