Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.10.2016 N Ф04-4266/2016 по делу N А45-2473/2016
Требование: Об отмене постановления о привлечении общества к ответственности по ч. 1 ст. 14.20 КоАП РФ за невыполнение установленной ФЗ "Об экспортном контроле" обязанности по идентификации и лицензированию товара при осуществлении внешнеэкономической операции по его поставке в Республику Казахстан.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения установлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Новосибирской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2016 г. по делу в„– А45-2473/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шаповаловой И.В. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс Экспорт" на решение от 12.05.2016 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Векшенков Д.В.) и постановление от 19.07.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Марченко Н.В., Усанина Н.А.) по делу в„– А45-2473/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс Экспорт" (630000, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Станционная, 60/1, ИНН 5404328100, ОГРН 1075404015180) к Управлению Федеральной службы по техническому и экспертному контролю по Сибирскому федеральному округу (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, 41, ИНН 5405213849, ОГРН 1025401918761) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Надежкина О.Б.) в заседании участвовали представители:от Управления федеральной службы по техническому и экспертному контролю по Сибирскому федеральному округу Кучеренко Ю.Н. по доверенности от 15.06.2016 и Гусарь И.Б. по доверенности от 19.10.2016, от общества с ограниченной ответственностью "Альянс Экспорт" Соловьев О.Г. по доверенности от 18.01.2016 и Гладченко В.И. на основании протокола от 02.05.2007 в„– 1.
Суд

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Альянс Экспорт" (далее - ООО "Альянс Экспорт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Сибирскому федеральному округу (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 28.01.2016 в„– ЭК/2015/06/10-10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 278 620 руб.
Решением от 12.05.2016 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 19.07.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного ООО "Альянс Экспорт" требования отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить постановлением от 19.07.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда.
По мнению заявителя, административный орган неправильно идентифицировал прибор ДКС - АТ1121, поскольку для обнаружения радиоактивных материалов в военных целях используются спектрометры со специальным программным обеспечением и соответствующими базами данных спектров, которых данный прибор не содержит, но имеет функцию сигнализации превышения пороговых уровней доз радиации и возможность стационарного размещения, что позволяет его использовать исключительно в системах безопасности труда в гражданских областях.
В дополнении к кассационной жалобе ООО "Альянс Экспорт" заявляет ходатайство о приобщении к материалам дела Идентификационного заключения от 22.08.2016 в„– 3912-16/7825056737, подготовленного закрытым акционерным обществом "Центр проектов развития промышленности после вступления в законную силу обжалуемых обществом судебных актов.
В отзывах на кассационную жалобу и дополнение к ней управление, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит отказать в удовлетворении ходатайства общества о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства, оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства общества о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, во исполнение контракта от 03.10.2013 в„– 31 ООО "Альянс Экспорт" 29.01.2015 осуществило поставку товаров обществу с ограниченной ответственностью "Восток-Свет", г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан, в том числе дозиметр рентгеновского и гамма-излучения ДКС-АТ1121 (код ТН ВЭД ЕАЭС 9030100000) в количестве 2 штук (далее - спорный прибор), производителем которых является научно-производственное унитарное предприятие "АТОМТЕХ", г. Минск, Республика Беларусь, стоимостью 278 620 рублей.
В связи с тем, что при осуществлении этой внешнеэкономической операции ООО "Альянс Экспорт" не были выполнены требования статей 19 и 24 Федерального закона от 18.07.1999 в„– 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Закон об экспортном контроле) по идентификации и лицензированию спорного товара, управлением составлен протокол от 26.01.2016 в„– ЭК/2015/06/10-08 об административном правонарушении, на основании которого вынесено оспариваемое заявителем постановление от 28.01.2016 в„– ЭК/2015/06/10-10 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 278 620 рублей.
Частью 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии со статьей 1 Закона об экспортном контроле контролируемые товары и технологии - это сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.
Согласно статье 6 Закона об экспортном контроле списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 в„– 1661 утвержден Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль (далее - Список).
В пункт 1.1.4.3 раздела 1 Списка включены системы, специально разработанные или модифицированные для обнаружения или распознавания радиоактивных материалов, которые могут быть использованы в военных целях, а также специально разработанные для них компоненты.
В соответствии с техническими примечаниями указанный пункт включает снаряжение, системы и их компоненты, которые были сертифицированы, либо их работоспособность в отношении обнаружения или защиты от радиоактивных материалов, которые могут быть использованы в военных целях, была подтверждена испытаниями, проведенными в соответствии с национальными стандартами, или иным способом, даже если такие системы, снаряжение или их компоненты используются в гражданских областях.
Согласно руководству по эксплуатации дозиметра рентгеновского и гамма-излучения ДКС-АТ1121, дозиметр предназначен для контроля радиационной обстановки при эксплуатации ядерно-энергетических, радиоизотопных и рентгеновских установок непрерывного, кратковременного и импульсного действия в научных исследованиях, медицине, промышленности и других областях; контроля состояния средств защиты гамма - и рентгеновских установок непрерывного, кратковременного и импульсного действия службами санитарного и проматомнадзора; обнаружения, локализации и дозиметрии источников рентгеновского и гамма-излучения службами контроля за перемещением ядерных и радиоактивных материалов; радиационного мониторинга окружающей среды, территорий и объектов; применения в условиях чрезвычайных и аварийных ситуаций.
Дозиметр имеет режим работы, позволяющий проводить поиск радиоактивных источников и локальных загрязнений.
Из содержания статьи 7 Закона об экспортном контроле следует, что экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя: идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), указанные в статье 6 названного Федерального закона, а также определение действующих в отношении таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования; таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле; организацию и проведение проверок соблюдения российскими участниками внешнеэкономической деятельности требований, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении порядка осуществления внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, и принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений указанных требований.
Согласно статье 19 Закона об экспортном контроле если товар является контролируемым товаром, то осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих передачу контролируемых товаров иностранным лицам, подлежит лицензированию.
Статьей 24 Закона об экспортном контроле предусмотрено, что идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности. При этом российский участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Правительством Российской Федерации порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий (далее - экспертная организация), посредством заключения соответствующего договора с такой экспертной организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несет экспертная организация.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно письму Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК России) от 29.12.2015 в„– 240/56/5461 дозиметр-радиометр ДКС-АТ1121 может быть использован для обнаружения или распознавания радиоактивных материалов и в связи с этим имеет признаки подпадания под действие пункта 1.1.4.3 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль.
Из заключения от 21.01.2016 в„– 014/00014-16 независимой идентификационной экспертизы товара, проведенной Сибирским отделением Российской академии наук, следует, что дозиметр рентгеновского и гамма-излучения ДКС-АТ1121 с поверкой подпадает под контроль пункта 1.1.4.3 раздела 1 Списка и вывоз (поставка) данного товара должна осуществляться по лицензии ФСТЭК России в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2001 в„– 447 "Об утверждении положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники" и постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 в„– 691 "Об утверждении положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль".
С целью подтверждения выводов указанной экспертизы по заявке общества проведена еще одна экспертиза, которая была поручена учебно-научному центру экспертизы, сертификации и проблем качества ФГАОУ ВПО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина".
Согласно заключению данной экспертизы от 16.02.2016 в„– 004/00094-16 дозиметр рентгеновского и гамма-излучения ДКС-АТ1121 с поверкой подпадает под действие пункта 1.1.4.3 раздела 1 Списка.
Следовательно, для осуществления поставки спорного прибора в Республику Казахстан общество должно было в соответствии с требованиями статей 19 и 24 Закона об экспортном контроле осуществить его идентификацию и получить лицензию в ФСТЭК России.
Поскольку эти обязанности обществом не были исполнены, обе судебные инстанции сделали обоснованный вывод о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения и правомерно отказали в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене оспариваемого им постановления о привлечении к административной ответственности.
Изложенным в кассационной жалобе доводам общества дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 12.05.2016 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 19.07.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А45-2473/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.И.ИЛЬИН

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
Г.А.ШАБАНОВА


------------------------------------------------------------------