Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.12.2016 N Ф04-6233/2016 по делу N А81-678/2016
Требование: Об оспаривании предписаний уполномоченного органа.
Обстоятельства: Уполномоченный орган указал на нарушение условий лицензии, предписал обеспечить годовой уровень добычи нефти из объектов в соответствии с проектным документом на разработку лицензионного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку имелись основания для выдачи оспариваемых предписаний, уровень добычи нефти из двух эксплуатационных объектов месторождения не соответствует показателям проектной документации и превышает допустимые отклонения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2016 г. по делу в„– А81-678/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Григорьева Д.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" на решение от 18.05.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Лисянский Д.П.) и постановление от 08.09.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Лотов А.Н.) по делу в„– А81-678/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" (628486, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Когалым, улица Прибалтийская, 20, ИНН 8608048498, ОГРН 1028601441978) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Мира, 40, ИНН 8901015575, ОГРН 1048900003151) об оспаривании предписаний.
В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" - Койнов Ф.Н. по доверенности от 13.02.2016, Богос Е.В. по доверенности от 23.05.2016.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" (далее - общество, ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительными предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - управление) от 13.11.2015 в„– в„– 154, 155.
Решением от 18.05.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 08.09.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, уровни годовой добычи углеводородного сырья и их допустимые отклонения устанавливаются применительно к месторождению в целом, а не к его отдельным объектам (пластам); у пользователя недр отсутствует обязанность обеспечивать проектные показатели годовой добычи нефти на лицензионном участке в отношении эксплуатационных объектов. Кроме того, законодательством не предусмотрена возможность выдачи нескольких предписаний одному лицу по одному нарушению.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" выдана лицензия на пользование недрами от 24.09.2007 СЛХ 14244 НР с целью геологического изучения недр, добычи нефти, газа и конденсата (поиски, разведка и добыча) на Северо-Губкинском и Присклоновом месторождениях, расположенных в 60 км западнее п. Тарко-Сале Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, со сроком окончания ее действия - 19.09.2034 (далее - лицензия СЛХ 14244 НР).
В соответствии с пунктом 3.2.3 лицензионного соглашения к лицензии СЛХ 14244 НР на владельца лицензии возложена обязанность по обеспечению соблюдения утвержденных в установленном порядке проектных документов по геологическому изучению недр, разведке месторождения и добыче углеводородного сырья, в том числе в части уровней добычи углеводородов и выхода на максимальную проектную мощность.
Проектной документацией "Дополнение к технологической схеме разработки Северо-Губкинского месторождения" (протокол ЦКР от 23.01.2014 в„– 5906 утвержден 19.02.2014) предусмотрена разработка 19 эксплуатационных объектов, в числе которых объект 3 (пласты БП12.1, БП12.2) - нефтегазоконденсатные залежи и объект 4 (пласт БП11.2) - нефтяная залежь, газоконденсатная. Годовой уровень добычи нефти на 2014 год установлен 172,6 тыс. тонн, при этом уровень добычи нефти на объекте 3-3,7 тыс. тонн; на объекте 4-12,2 тыс. тонн.
В период с 15.09.2015 по 10.11.2015 управлением проведена плановая выездная проверка по вопросу соблюдения обществом законодательства в области охраны окружающей среды, в ходе которой выявлено, что фактическая добыча нефти на Северо-Губкинском месторождении в целом составила в 2014 году - 193,732 тыс. тонн, в том числе на объекте 3-21,038 тыс. тонн и на объекте 4-20,775 тыс. тонн (акт проверки от 13.11.2015 в„– 251).
По результатам проверки управлением выданы предписания от 13.11.2015 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, согласно которым обществу надлежит в срок до 01.01.2017 в соответствии с проектным документом на разработку лицензионного участка обеспечить годовой уровень добычи нефти из объекта 4 (пласт БП11.2) (в„– 154) и из объекта 3 (пласты БП12.1, БП12.2) (в„– 155).
Не согласившись с данными предписаниями управления, ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи обществу оспариваемых предписаний, поскольку уровень добычи нефти из двух эксплуатационных объектов месторождения не соответствует показателям проектной документации и превышает допустимые отклонения.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу пунктов 1, 2, 7, 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, требований технических проектов, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, требований по рациональному использованию и охране недр, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
Согласно пункту 111 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 в„– 71 (далее - Правила охраны недр), уровень годовой добычи нефти и газа определяется проектным документом на разработку месторождения. Допускаются отклонения фактической годовой добычи нефти и газа от проектной в соответствии с приложением к названным Правилам.
Так, допустимое отклонение фактической годовой добычи нефти и газа от проектной при установленном проектном показателе годовой добычи нефти до 0,025 млн. т составляет 50% (приложение к Правилам охраны недр).
Как следует из материалов дела, годовой уровень добычи обществом нефти из эксплуатационных объектов 3 и 4 Северо-Губкинского месторождения не соответствует показателям, установленным проектной документацией, и значительно превышает допустимые отклонения.
Доводы общества об отсутствии у него обязанности по обеспечению проектных показателей по добыче нефти на эксплуатационных объектах и распространении требования о допустимом отклонении фактической годовой добычи нефти от проектной лишь на месторождение в целом, а не на его отдельные объекты (пласты), отклонены судами как основанные на ошибочном толковании законодательства.
В соответствии с пунктом 20 Правил охраны недр при разработке месторождений нефти, газа, конденсата иного углеводородного сырья дополнительно предусматривается выделение эксплуатационных объектов и порядок их ввода в разработку.
Эксплуатационный объект (выемочная единица) включает продуктивный пласт, часть пласта или группу пластов, выделенных для разработки самостоятельной сеткой скважин (пункт 102 Правил охраны недр).
Согласно пункту 19 Правил охраны недр в проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых в целях предотвращения выборочной отработки месторождения, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, преждевременному истощению и обесцениванию запасов месторождения, в случае наличия участков, пластов и залежей промышленных типов и сортов полезных ископаемых, резко различных по качеству, горнотехническим условиям залегания и другим параметрам, обосновывается последовательность (очередность) отработки таких участков, пластов и залежей и долевое участие добычи из отдельных участков, пластов и залежей в общем объеме добычи по годам, увязанное с календарным графиком отработки месторождения и планами развития горных работ.
Составление проектной документации по выборочной отработке наиболее богатых или находящихся в более благоприятных горно-геологических условиях участков месторождения, пластов и залежей полезных ископаемых, приводящей к снижению качества остающихся балансовых запасов, их разубоживанию и истощению месторождения, подработке и надработке пластов и залежей, вследствие которых содержащиеся в них запасы полезных ископаемых могут утратить промышленное значение и оказаться потерянными, не допускается (пункт 24 Правил).
В силу пункта 31 Правил охраны недр ведение работ по добыче полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации не допускается.
Пунктами 10.3.1, 10.3.2 Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных Коллегией Министерства нефтяной промышленности СССР 15.10.1984 также предусмотрено, что разработка нефтяного месторождения в целом и каждого его отдельного объекта должна осуществляться в соответствии с утвержденными проектными документами. Вносимые в процессе эксплуатации месторождения не предусмотренные проектом предложения по совершенствованию системы разработки, ведущие к изменению принятых проектных положений по количеству добывающих и нагнетательных скважин, уровней добычи нефти и закачки воды, могут быть начаты внедрением только после переутверждения проектного документа.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о наличии у ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" обязанностей по обеспечению проектных показателей по добыче углеводородного сырья на каждом отдельно взятом эксплуатационном объекте, входящем в состав месторождения углеводородного сырья, поскольку вариант разработки месторождения в целом является совокупностью вариантов разработки эксплуатационных объектов, и технологические показатели разработки месторождения в целом определяются суммированием показателей рациональных вариантов разработки эксплуатационных объектов.
В связи с этим судами обоснованно отклонены доводы общества о том, что предусмотренные пунктом 111 Правил охраны недр допустимые отклонения фактической годовой добычи нефти от проектной установлены в отношении месторождения в целом, а не отдельных его объектов (пластов).
В соответствии с пунктами 5.1.1, 6.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года в„– 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя федеральный государственного надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации, применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
В силу части 6 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального надзора", подпункта "в" пункта 12 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 в„– 293, государственные инспекторы, осуществляющие государственный геологический надзор, имеют право давать пользователям недр предписания по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование участками недр.
Принимая во внимание, что ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" в 2014 году допущено не соблюдение условий лицензии СЛХ 14244 НР в части обеспечения требований проектной документации к уровню добычи нефти по эксплуатационным объектам 3 и 4 Северо-Губкинского месторождения (превышение фактической добычи нефти над проектной выше допустимого отклонения), вывод судов о наличии у управления в 2015 году правовых оснований для выдачи оспариваемых предписаний является верным.
С учетом изложенного обществу правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку предписания управления от 13.11.2015 в„– 154 и в„– 155 соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Вопреки доводам общества выдача управлением по каждому эпизоду нарушения самостоятельных предписаний о необходимости исполнения лицензионных требований в части обеспечения проектных показателей годового уровня добычи нефти на отдельном эксплуатационном объекте месторождения не запрещена действующим законодательством.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 18.05.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 08.09.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А81-678/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
В.И.ИЛЬИН


------------------------------------------------------------------