Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.12.2016 N Ф04-5403/2016 по делу N А46-14355/2015
Требование: Об оспаривании отказа в установлении сервитута на участок под размещение коммерческих парковок, обязании направить подписанные экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута.
Обстоятельства: Уполномоченный орган отказал в установлении сервитута, указав, что испрашиваемый участок имеет вид разрешенного использования "земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки" и не является автомобильной дорогой общего пользования местного значения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку представленными документами подтверждено нахождение спорного участка в полосе отвода автомобильной дороги, отсутствуют основания, препятствующие установлению частного сервитута на спорный участок.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2016 г. по делу в„– А46-14355/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 04.07.2016 (судья Яркова С.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016 (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу в„– А46-14355/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (644031, Омская область, г. Омск, ул. Линия 18-Я, д. 86, ИНН 5506227870, ОГРН 1135543045615) к Департаменту имущественных отношений администрации города Омска (644043, Омская обл., г. Омск, ул. Краснофлотская, д. 8, ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о признании недействительным отказа в установлении сервитута на земельный участок.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент городского хозяйства администрации города Омска.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - ООО "Прогресс", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным отказа Департамента имущественных отношений администрации города Омска (далее - Департамент имущественных отношений), изложенного в письме от 01.10.2015 в„– Исх-ДИО/18519, в установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 02:6174, площадью 365 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки. Кроме того, общество просит обязать Департамент имущественных отношений в 30-дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу направить ООО "Прогресс" подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:6174, площадью 365 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки.
Определением Арбитражного суда Омской области от 03.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского хозяйства администрации города Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.07.2016, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016, заявленные обществом требования удовлетворены полностью.
Департамент имущественных отношений, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает обжалуемые судебные акты незаконными в связи с допущенными судами нарушениями норм материального права.
Департамент имущественных отношений указывает, что основания для установления сервитута в отношении земельного участка, предусмотренные пунктом 4 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ), отсутствовали.
Заявитель отмечает, что в администрацию города Омска обратился заявитель, который не является ни собственником соседнего земельного участка (по отношению к испрашиваемому), ни собственником любого другого земельного участка, для использования которого необходимо установить сервитут, в то время как содержанием пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что только собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Прогресс" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что 24.03.2014 ООО "Прогресс" обратилось в Департамент имущественных отношений с заявлениями о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельных участков площадью 1 457 кв. м и 3 429 кв. м, расположенных по адресам: г. Омск, ул. Фрунзе, д. 40, под размещение коммерческих парковок.
В ответ на указанные обращения Департамент имущественных отношений письмом от 16.04.2014 в„– Исх-ДИО/5763 сообщил обществу о том, что городской комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, 08.04.2014 рассмотрены соответствующие обращения от 25.03.2014 (в„– 232, в„– 233) о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу: г. Омск, ул. Фрунзе, д. 40, под размещение коммерческих парковок, и принято решение о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков в связи с наличием на земельных участках инженерных коммуникаций, а также в связи с условием проекта планировки территории о том, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах "красных" линий магистрали общегородского районного значения регулируемого движения.
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.07.2014 по делу в„– А46-7082/2014 указанное выше решение Департамента имущественных отношений об отказе в предоставлении земельных участков признано незаконным, на Департамент имущественных отношений возложена обязанность утвердить и выдать ООО "Прогресс" схемы расположения земельных участков площадью 1 457 кв. м и 3 429 кв. м, расположенных по адресу: г. Омск, ул. Фрунзе, д. 40, под размещение коммерческих парковок на кадастровом плане территории согласно заявлениям от 24.03.2014.
Во исполнение решения Арбитражного суда Омской области от 01.07.2014 по делу в„– А46-7082/2014 распоряжением Департамента имущественных отношений от 30.09.2014 в„– 5003-р утверждена схема расположения испрашиваемых обществом земельных участков на кадастровом плане территории, в границах кадастровых кварталов: 55:36:04 01 16 и 55:36:04 01 02, относящихся к категории земель населенных пунктов, с установлением вида разрешенного использования "земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки", местоположение установлено по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. Фрунзе, д. 40.
В государственный кадастр недвижимости 06.11.2014 внесены сведения о земельных участках:
- с кадастровым номером 55:36:04 01 16:2998, площадью 1 997 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки"; с кадастровым номером 55:36:04 01 02:6175, площадью 2 761 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки";
- с кадастровым номером 55:36:04 01 02:6174, площадью 365 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки".
ООО "Прогресс" 12.11.2014 обратилось в Департамент имущественных отношений с заявлением о предоставлении указанных выше земельных участков в аренду под размещение коммерческой парковки.
Департамент имущественных отношений 30.01.2015 проинформировал общество о рассмотрении обращений о возможности предоставления земельных участков на городской комиссии по рассмотрению обращений о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности г. Омска или в государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, и о том, что по результатам рассмотрения принято решение о невозможности предоставления земельных участков в связи с размещением земельных участков в зоне городского наземного транспорта ИТ-2 в границах полосы отвода автомобильной дороги. Заявителю предложено обратиться в Департамент городского хозяйства администрации г. Омска для решения вопроса о размещении коммерческой парковки в границах полосы отвода автомобильной дороги.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.07.2015 по делу в„– А46-1385/2015 в удовлетворении требований ООО "Прогресс" к Департаменту имущественных отношений о признании незаконным решения от 30.01.2015 в„– Исх-ДИО/1412 об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков (в том числе, с кадастровым номером 55:36:040102:6174) отказано.
ООО "Прогресс" 11.09.2015 направило обращение о создании коммерческой парковки и заключении соглашения об установлении частного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 02:6174 в адрес мэра города Омска, в адрес первого заместителя мэра города Омска, директора Департамента городского хозяйства администрации г. Омска.
Для рассмотрения по существу и принятия решения заявление было передано в Департамент имущественных отношений.
Письмом от 01.10.2015 в„– Исх-ДИО/18519 Департамент имущественных отношений сообщил обществу об отказе в установлении сервитута на основании пункта 2 статьи 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования "земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки" и не являются автомобильной дорогой общего пользования местного значения.
Не согласившись с указанным решением Департамента имущественных отношений, изложенным в письме от 01.10.2015 в„– Исх-ДИО/18519, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их законности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Исходя из части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом лицо, обратившееся в арбитражный суд, на основании части 1 статьи 65 АПК РФ обязано доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми актами, действиями (бездействием).
Как правомерно отметили судебные инстанции, из системного толкования положений главы 24 АПК РФ следует, что при рассмотрении споров об оспаривании ненормативных актов и решений органов власти суд должен исходить из тех обстоятельств и фактов, которые явились основанием для принятия оспариваемого акта или решения.
Судебные инстанции, проанализировав обстоятельства, указанные в уведомлении об отказе в установлении частного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:6174 в целях размещения коммерческой парковки, доводы общества по существу заявленного требования о признании такого отказа незаконным, а также оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришли к обоснованному выводу о том, что приведенные Департаментом имущественных отношений в письме от 01.10.2015 в„– Исх-ДИО/18519 обстоятельства не могут служить основанием для отказа в установлении частного сервитута в отношении указанного участка для целей, обозначенных заявителем, ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ (часть 10 статьи 23 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях частного сервитута.
Согласно части 4 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ в отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 39.26 ЗК РФ, в которой указано на право заинтересованного лица представить в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории и обязанность уполномоченного органа в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, выполнить одно из следующих действий: направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах; направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории; направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 названного Кодекса; принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.
Основания для отказа в установлении сервитута определены частью 4 статьи 39.26 ЗК РФ.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:6174 расположен в территориальной зоне городского наземного транспорта ИТ-2.
Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила землепользования и застройки) являются муниципальным правовым актом, разработанным на основе Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного решением Омского городского Совета от 25.07.2007 в„– 43 в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Омской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Правил землепользования и застройки зона городского наземного транспорта ИТ-2 включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта (автомобилей, трамваев, троллейбусов) и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов. Зона городского транспорта представлена полосой отвода автомобильных дорог (магистральных улиц общегородского и районного значения).
При этом частью 1 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ установлено, что границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
С учетом изложенного, судебные инстанции правильно отметили, что материалами дела подтверждается нахождение спорного земельного участка в полосе отвода автомобильной дороги, в то время как Департаментом имущественных отношений доказательств, свидетельствующих об обратном, в ходе судебного разбирательства по настоящему делу не представлено.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ к объектам дорожного сервиса относятся здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Подпунктом 2 части 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ предусмотрено, что размещение объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса, в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещено.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов только путем установления частных сервитутов.
В то же время возможность размещения объектов дорожного сервиса (пунктов питания, парковок и т.д.) на основании договора аренды земельного участка указанным выше Федеральным законом или иными действующими нормативными актами не предусмотрена.
Решением Омского городского Совета от 18.02.2015 в„– 310 в Положение о Департаменте имущественных отношений, утвержденное решением Омского городского Совета от 26.10.2011 в„– 452, внесены изменения в части дополнения перечня возложенных на Департамент имущественных отношений функций обязанностью по принятию решений об установлении частных и публичных сервитутов в отношении земельных участков (их частей) в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Омска.
Согласно решению Омского городского Совета от 18.02.2015 в„– 310 Департамент имущественных отношений выступает стороной соглашений об установлении частных сервитутов в отношении земельных участков (их частей) в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Омска, выступает стороной соглашений, предусматривающих размер платы за установление публичных сервитутов в отношении земельных участков (их частей) в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Омска.
Таким образом, учитывая изложенное выше, а также то, что иных правовых оснований, препятствующих установлению частного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:6174 в целях размещения коммерческой парковки, заинтересованным лицом в оспариваемом решении, изложенном в письме от 01.10.2015 в„– Исх-ДИО/18519, не приведено, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что законные основания для отказа в установлении частного сервитута на указанный земельный участок, у Департамента имущественных отношений отсутствовали.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно посчитали, что решение об отказе в установлении частного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:6174 по заявлению ООО "Прогресс", изложенное в письме от 01.10.2015 в„– Исх-ДИО/18519, является незаконным.
Частью 5 статьи 201 АПК РФ определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При этом системное толкование норм частей 4, 5 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что подлежащий применению способ устранения органами государственной власти допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в итоге определяется арбитражным судом.
Учитывая предложенный заявителем способ восстановления его нарушенных прав, суды пришли к правильному выводу о возможности применения в рассматриваемом случае в качестве способа восстановления права ООО "Прогресс", нарушенного противоправным решением заинтересованного лица, возложения на Департамент имущественных отношений обязанности направить обществу подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:6174, площадью 365 кв. м.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 04.07.2016 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016 по делу в„– А46-14355/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН

Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.СИРИНА


------------------------------------------------------------------