Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.08.2016 N Ф04-3436/2016 по делу N А03-17120/2015
Требование: О признании незаконным отказа в принятии комплексной трансформаторной подстанции в собственность муниципального образования, обязании принять подстанцию в муниципальную собственность.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку спорная подстанция обслуживает здания федеральных органов, не обслуживает жилой сектор, следовательно, не является объектом, обеспечивающим электроэнергией население в пределах муниципального образования, не используется органом местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, кроме того, отсутствует волеизъявление муниципалитета на принятие спорного имущества в собственность.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Алтайского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2016 г. по делу в„– А03-17120/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой О.В.,
судей Доронина С.А.,
Лошкомоевой В.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае на решение Арбитражного суда Алтайского края от 04.02.2016 (судья Мищенко А.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 (судьи Колупаева Л.А., Марченко Н.В., Усанина Н.А.) по делу в„– А03-17120/2015 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (656035, Алтайский край, город Барнаул, улица Молодежная, 3, ИНН 2221172516, ОГРН 1092221004040) о признании незаконным отказа администрации Красногорского района Алтайского края (659500, Алтайский край, Красногорский район, село Красногорское, улица Советская, 91, ИНН 2250000913, ОГРН 1022201944456) в принятии трансформаторной подстанции в собственность муниципального образования, обязании принять в муниципальную собственность.
Третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю.
Суд

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (далее по тексту -Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к администрации Красногорского района Алтайского края (далее по тексту - Администрация) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 16.07.2015 в„– 1414, в принятии комплексной трансформаторной подстанции 10/0,4, расположенной по адресу: Алтайский край, село Красногорское, улица Юбилейная, 30, в собственность муниципального образования - села Красногорского Красногорского района Алтайского края; возложении на Администрацию обязанности принять подстанцию в муниципальную собственность в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее по тексту - Управление казначейства).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 04.02.2016, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление Росимущества обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 04.02.2016 и постановление от 29.04.2016, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, право собственности муниципального образования и право собственности Российской Федерации напрямую зависят от полномочий того или иного публичного образования по выполнению какой-либо публичной функции. При этом кассатор ссылается на положения части 1 пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон в„– 131-ФЗ) о том, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах муниципального района электро-газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также на положения частей 3 и 4 статьи 5 Устава Муниципального образования Красногорского района Алтайского края от 25.12.2012 в„– 51 (далее по тексту - Устав) о том, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах муниципального района электро-газоснабжения поселений, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В этой связи, по мнению Управления Росимущества, объекты инженерной инфраструктуры могут находиться в муниципальной собственности села Красногорского Красногорского района Алтайского края.
В заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, письменные отзывы на кассационную жалобу не представили. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Рассмотрев кассационную жалобу, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены. При этом исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, Управлению казначейства на праве оперативного управления принадлежит движимое имущество: комплексная трансформаторная подстанция 10/0,4, инвентарный номер 314431150100003, расположенная по адресу: Алтайский край, Красногорский район, село Красногорское, улица Юбилейная, 30.
Указанное движимое имущество используется для обслуживания отдела в„– 15 Управления казначейства, Краевого государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Красногорского района", Прокуратуры Красногорского района Алтайского края, федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Алтайского края Красногорского района", общества с ограниченной ответственностью "Российская оборонная спортивно техническая организация РОСТО (ДОСААФ)", многоквартирных домов, расположенных по адресу: Алтайский край, Красногорский район, село Красногорское, улица Юбилейная, 34, 36.
Управлением казначейства были направлены письма в Главное Управление имущественных отношений Алтайского края и администрацию Алтайского края с предложением передачи трансформаторной подстанции в краевую, муниципальную собственность соответственно. На данное предложение были получены отказы.
18.12.2014 заявитель направил в адрес Управления Росимущества письмо в„– 17-10-80/12394 с просьбой решить вопрос об изъятии указанного недвижимого имущества в связи с нецелесообразностью его содержания.
Письмом от 30.06.2015 в„– A3-4368 Управление Росимущества обратилось к Администрации с предложением согласовать передачу трансформаторной подстанции 10/0,4 из федеральной собственности в муниципальную.
Письмом Администрации от 16.07.2015 в„– 1414 в принятии имущества в муниципальную собственность было отказано, что послужило основанием для обращения Управления Росимущества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу об отсутствии незаконности в действиях Администрации по отказу в принятии в муниципальную собственность спорного имущества. При этом суд исходил из того, что трансформаторная подстанция обслуживает здания федеральных органов, не обслуживает жилой сектор, а следовательно, не может являться объектом, обеспечивающим электроэнергией население в пределах муниципального образования, не используется органом местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, и кроме того отсутствует волеизъявление Администрации на принятие спорного имущества в муниципальную собственность.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, считает выводы судов правомерными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно абзацу шестому части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон в„– 122-ФЗ) находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, в случае если указанное имущество используется органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона в„– 131-ФЗ.
Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий (абзац 30 части 11 статьи 154 Федерального закона в„– 122-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 50 Федерального закона в„– 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона в„– 131-ФЗ организация в границах поселения электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, отнесена к вопросам местного значения поселения.
Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Принимая решение, суд первой инстанции правильно учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 04.12.2007 в„– 828-О-П, о необходимости учитывать согласованность интересов и действий между органами местного самоуправления при передаче имущественных объектов от одного публичного собственника другому, не допускающего принудительную передачу имущества при отсутствии волеизъявления, так как безоговорочное принятие имущественных объектов может повлечь для муниципального образования дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления. При осуществлении правового регулирования разграничения полномочий между органами местного самоуправления соблюдается принцип соразмерности финансово-экономических ресурсов местного самоуправления предоставленным ему полномочиям.
Из материалов дела следует, что Администрация не осуществляет содержание, ремонт и эксплуатацию спорной трансформаторной подстанции, полномочия в части организации в границах поселения электроснабжения населения были переданы Администрации, спорная подстанция не обслуживает жилой сектор, следовательно, не может являться объектом, обеспечивающим электроэнергией население в пределах муниципального образования Красногорского района Алтайского края.
Таким образом, в отсутствие волеизъявления Администрации суд первой инстанции правомерно отказал Управлению Росимущества в удовлетворении его требований.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Нарушений судами норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В этой связи кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 04.02.2016 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 29.04.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А03-17120/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.

Председательствующий
О.В.КАДНИКОВА

Судьи
С.А.ДОРОНИН
В.А.ЛОШКОМОЕВА


------------------------------------------------------------------