Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.07.2016 N Ф04-2719/2016 по делу N А27-19712/2015
Требование: О признании незаконным отказа налогового органа в перерасчете земельного налога.
Обстоятельства: Доначисление земельного налога произведено налоговым органом исходя из кадастровой оценки, утвержденной нормативным правовым актом. Предприниматель посчитал, что установленная решением суда кадастровая стоимость участка, равная его рыночной стоимости, является основанием для корректировки земельного налога.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость участка, установленная решением суда от 22.11.2012, применению при исчислении предпринимателем земельного налога за 2012 год не подлежит.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Кемеровской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2016 г. по делу в„– А27-19712/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Перминовой И.В.
Чапаевой Г.В.при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кислицыной Ирины Константиновны на решение от 13.01.2016 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Потапов А.Л.) и постановление от 30.03.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сбитнев А.Ю., Кривошеина С.В., Ходырева Л.Е.) по делу в„– А27-19712/2015 по заявлению индивидуального предпринимателя Кислицыной Ирины Константиновны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 4 по Кемеровской области (654041, Кемеровская область, город Новокузнецк, улица Кутузова, 35; ОГРН 114217002833, ИНН 4217424242) о признании незаконным отказа налогового органа, обязании устранить нарушения и провести перерасчет по земельному налогу за 2012 год.
В заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 4 по Кемеровской области Гордт А.В. по доверенности от 20.01.2016.
Суд

установил:

индивидуальный предприниматель Кислицына Ирина Константиновна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 4 по Кемеровской области (далее - Инспекция, налоговый орган), изложенного в письме от 03.09.2015 в„– 11-23/10689, в проведении перерасчета по земельному налогу за 2012 год по земельному участку с кадастровым номером 42:30:0414050:323, общей площадью 12 659 кв. м, расположенному по адресу г. Новокузнецк, ул. Промстроевская, 4, исходя из кадастровой стоимости 2 957 000 руб.
Решением от 13.01.2016 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 30.03.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, выводы судов о том, что у предпринимателя отсутствует право на перерасчет по земельному налогу, что положения пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 в„– 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление в„– 15) на спорные отношения не распространяются, что указанный закон в данном случае обратной силы не имеет, не основаны на законе и противоречат нормам материального права.
Инспекция возражает против доводов заявителя согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя налогового органа, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой составлен акт от 30.08.2013 в„– 2800 и принято решение от 17.10.2013 в„– 2133 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 18.12.2013 в„– 678 решение налогового органа утверждено.
Предприниматель 29.07.2015 обратился в Инспекцию с заявлением о проведении перерасчета налоговой базы по земельному налогу за 2012 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:30:0414050:323, расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. Промстроевская, 4, исходя из кадастровой стоимости 2 957 000 руб.
Письмом от 03.09.2015 в„– 11-23/10689 налоговый орган отказал предпринимателю с указанием на отсутствие правовых оснований для проведения перерасчета.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 23, 32, 387, 389, 390, 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон в„– 221-ФЗ), Федеральным законом от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), исходили из необоснованности требований заявителя.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Между тем, с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как установлено судами, доначисление земельного налога за 2012 год решением от 17.10.2013 в„– 2133 произведено налоговым органом исходя из кадастровой оценки, утвержденной нормативным правовым актом (постановление Коллегии Администрации Кемеровской области).
Решением от 22.11.2012 Арбитражного суда Кемеровской области по делу в„– А27-18264/2012 (вступило в законную силу 24.12.2012) суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0414050:323 равной его рыночной стоимости в размере 2 957 000 руб.
Посчитав, что установленная решением суда по делу в„– А27-18264/2012 кадастровая стоимость спорного земельного участка является основанием для корректировки земельного налога, начиная с 01.01.2012, заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о перерасчете налоговой базы по земельному налогу за 2012 год.
Правильно применив положения указанных норм права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, то кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 42:30:0414050:323, установленная решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.11.2012 по делу в„– А27-18264/2012, применению при исчислении предпринимателем земельного налога за 2012 год не подлежит.
Таким образом, правомерным является вывод судов о том, что при исчислении предпринимателем земельного налога за 2012 год применению подлежат кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 42:30:0414050:323 исходя из кадастровой оценки, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области.
Доводы заявителя о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям положений пункта 15 Постановления в„– 28 были предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены.
Согласно пункту 15 Постановления в„– 28 действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Закона в„– 225-ФЗ, вступившего в законную силу 22.07.2014), в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Суды обоснованно отметили, что положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о ее пересмотре, поданных после дня вступления в силу Закона в„– 225-ФЗ, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу Закона в„– 225-ФЗ (пункт 8 статьи 3 Закона в„– 225-ФЗ).
Из материалов дела следует, что предприниматель обратился в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости (дело в„– А27-18264/2012) до вступления в силу Закона в„– 225-ФЗ.
Учитывая, что на день вступления в силу Закона в„– 225-ФЗ заявление было рассмотрено судом, положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора. Следовательно, сведения о кадастровой стоимости, установленные решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.11.2012 по делу в„– А27-18264/20123, не могут применяться с 1 января 2012 года.
Кроме того, суды обоснованно отметили, что внесенные законодателем изменения в пункт 1 статьи 391 НК РФ не устраняют и не смягчают ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, а также не устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, в связи с чем не имеют обратной силы; не содержат правила об обратной силе, а предусматривают специальные положения о порядке их применения, которые не распространяются на спорную ситуацию.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе (в том числе со ссылкой на письмо Минфина России от 17.07.2013 в„– 03-05-04-02/27809), отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения и постановления судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 13.01.2016 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 30.03.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А27-19712/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.А.БУРОВА

Судьи
И.В.ПЕРМИНОВА
Г.В.ЧАПАЕВА


------------------------------------------------------------------