Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.06.2016 N Ф04-2346/2016 по делу N А75-9170/2015
Требование: О признании незаконными действий заместителя губернатора субъекта РФ, бездействия должностного лица уполномоченного органа в сфере природных ресурсов по рассмотрению заявления о предоставлении в аренду лесного участка, обязании предоставить участок.
Обстоятельства: Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги стало нахождение участка в границах территории природопользования коренных народов Севера. Заместитель губернатора отказал в удовлетворении жалобы на бездействие должностного лица, так как мотивированный отказ обществу направлен.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку у заместителя губернатора отсутствуют полномочия по отмене принятых уполномоченным органом решений.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2016 г. по делу в„– А75-9170/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Алексеевой Н.А.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу публичного акционерного общества "Газпром" на решение от 12.10.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и постановление от 09.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу в„– А75-9170/2015 по заявлению публичного акционерного общества "Газпром" (117997, город Москва, улица Наметкина, дом 16, ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518) к заместителю Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Полукееву Сергею Михайловичу о признании незаконными действий.
Другое лицо, участвующее в деле, - Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В заседании приняли участие представители:
от публичного акционерного общества "Газпром" - Екимова Е.Н. по доверенности от 12.03.2015;
от заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Полукеева Сергея Михайловича - Троицкая Н.М. по доверенности от 27.08.2015.
Суд

установил:

публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Полукеева Сергея Михайловича (далее - заместитель губернатора) по рассмотрению жалобы от 23.04.2015 в„– СП-10256 и обязании его признать незаконным бездействие должностного лица Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент, уполномоченный орган) по рассмотрению заявления от 05.06.2014 в„– 02/05/05/597, обязать Департамент предоставить в аренду испрашиваемый лесной участок площадью 2,88 га и заключить с обществом договор аренды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент.
Решением от 12.10.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 09.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных ПАО "Газпром" требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение от 12.10.2015 и постановление от 09.02.2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, ответ заместителя губернатора нарушает права и законные интересы ПАО "Газпром", поскольку отсутствие заключенного договора аренды препятствует использованию обществом лесного участка.
Общество считает, что заместитель губернатора, наделенный правом рассматривать жалобу, должен обладать полномочиями по отмене принятых Департаментом решений в отказе в предоставлении государственной услуги при признании действий его должностных лиц незаконными.
В отзыве на кассационную жалобу заместитель губернатора просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Определением от 20.06.2016 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа на основании части 4 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Отческой Т.И. на судью Григорьева Д.В., рассмотрение кассационной жалобы произведено с начала.
Проверив в порядке статей 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, общество является собственником сооружения - "подъездные автодороги вдольтрассовый проезд 880,0 км - 980,8 км в составе стройки "Магистральный газопровод СРТО-Торжок" (далее - линейный объект).
Общество 05.06.2014 направило в Департамент заявление о предоставлении в аренду лесного участка площадью 2,88 га в защитных лесах для эксплуатации линейного объекта.
Письмом от 10.07.2014 Департамент уведомил общество, что для принятия решения о предоставлении в аренду испрашиваемого лесного участка необходимо согласование размещения линейного объекта с главами родового угодья, расположенного на данном лесном участке.
05.03.2015 общество обратилось к заместителю губернатора с жалобой, в которой просило признать незаконным бездействие должностных лиц Департамента по рассмотрению заявления и обязать принять решение о предоставлении испрашиваемого лесного участка в аренду.
Письмом от 23.04.2015 заместитель губернатора сообщил обществу об отсутствие оснований для удовлетворения данной жалобы, поскольку в установленный срок Департамент направил обществу мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги.
Посчитав действия заместителя губернатора незаконными, ПАО "Газпром" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды обеих инстанций исходили того, что у заместителя губернатора отсутствуют полномочия по отмене принятых Департаментом решений.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регламентируются Федеральным законом от 27.07.2010 в„– 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных муниципальных услуг" (далее - Закон в„– 210-ФЗ).
В статье 11.1 Закона в„– 210-ФЗ перечислены случаи, в которых заявитель может обратиться с жалобой.
В силу части 6 статьи 11.2 Закона в„– 210-ФЗ жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа (должностного лица), предоставляющего государственную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
Согласно части 7 статьи 11.2 Закона в„– 210-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, принимает одно из следующих решений: удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах; возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, а также в иных формах; отказывает в удовлетворении жалобы.
Во исполнение части 1 статьи 12 Закона в„– 210-ФЗ Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановлением от 10.07.2012 в„– 101 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (без проведения аукциона), безвозмездное срочное пользование (далее - Административный регламент).
Пунктами 5.1, 5.3 Административного регламента установлено, что заявитель (представитель заявителя) имеет право на обжалование решений, принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, действий (бездействия) должностных лиц Департамента в досудебном порядке. Действия (бездействие) должностных лиц Департамента могут быть обжалованы: директору Департамента; заместителю Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в ведении которого находится Департамент.
Порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предоставляющих государственные услуги, и их должностных лиц, государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.11.2012 в„– 431-п (пункт 5.5 Административного регламента).
В соответствии с пунктами 4, 5 названного порядка жалоба подается в исполнительный орган государственной власти автономного округа, предоставляющий государственную услугу, в случае обжалования решения руководителя исполнительного органа государственной власти автономного округа, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается заместителю губернатора автономного округа.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды установили, что, обращаясь с жалобой к заместителю губернатора, общество, указывая на необоснованность требования Департаментом дополнительных документов (согласование размещения объекта эксплуатации с главами родового угодья, расположенного на испрашиваемом лесном участке) и нарушение срока предоставления государственной услуги, фактически выражало несогласие с принятым им решением об отказе в предоставлении лесного участка в аренду, оформленным письмом от 05.06.2014 за подписью заместителя начальника Управления лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Матросова Г.В.
Исходя из названных норм права, суды правомерно указали, что полномочиями по отмене данного решения имеет директор Департамента, заместитель губернатора таковыми не наделен.
С учетом изложенного вывод судов о том, что в рассматриваемом случае действия заместителя губернатора по рассмотрению жалобы не нарушили права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности является обоснованным.
Судами также принято во внимание, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги, послужил факт нахождения испрашиваемого обществом участка в границах территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, требующий соблюдения положений статьи 48 Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.04.1999 в„– 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, учитывая положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ, судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судов первой и апелляционной инстанций. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении арбитражными судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 12.10.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 09.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А75-9170/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Д.В.ГРИГОРЬЕВ

Судьи
Н.А.АЛЕКСЕЕВА
Г.А.ШАБАНОВА


------------------------------------------------------------------