Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.01.2016 N Ф04-28511/2015 по делу N А75-1515/2015
Требование: О признании незаконным предписания надзорного органа в сфере природопользования об устранении нарушения природоохранного законодательства.
Обстоятельства: В ходе внеплановой выездной проверки выявлен факт захламления производственными отходами территории полигона по сбору и утилизации промышленных и бытовых отходов. Обществу надлежало обеспечить приведение названной территории согласно требованиям природоохранного законодательства.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказано несоблюдение обществом требований природоохранного законодательства на участке, который используется им в своей хозяйственной деятельности с привлечением подрядных организаций.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2016 г. по делу в„– А75-1515/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Григорьева Д.В.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" на решение от 12.05.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и постановление от 28.09.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н.) по делу в„– А75-1515/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (628301, город Нефтеюганск, улица Ленина, 26, ИНН 8604035473, ОГРН 1058602819538) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) о признании незаконным предписания.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Инвест Ойл".
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" - Шатунов А.А. по доверенности от 01.01.2016.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - общество, ООО "РН-Юганскнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление) от 09.12.2014 в„– 376-ОК/40 об устранении нарушения природоохранного законодательства.
Решением от 12.05.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 28.09.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, общество не является владельцем полигона по сбору и утилизации промышленных и бытовых отходов, а также собственником отходов, в связи с чем не может быть признано лицом, обязанным исполнить требования, содержащиеся в оспариваемом предписании.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 17.11.2014 по 12.12.2014 управлением проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "РН-Юганскнефтегаз" требований законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе с привлечением сторонних организаций, на лицензионных участках Приобского месторождения открытого акционерного общества "НК Роснефть" на основании договора на оказание операторских услуг по добыче нефти и попутного нефтяного газа от 30.06.2014 в„– 100014/06819Д.
По условиям указанного договора общество обязано осуществлять контроль за выполнением привлеченными подрядными организациями установленных законом обязательств по обращению с отходами производства и потребления, которые возникли в результате их деятельности (пункт 3.7); обеспечить соблюдение требований правил и норм безопасности в области охраны окружающей природной среды, нести ответственность за экологическое состояние территории лицензионного участка (пункт 3.9).
Согласно акту проверки от 09.12.2014 управлением выявлен факт захламления производственными отходами (металлолом, автомобильные покрышки, обрезки труб, пластиковая бочкотара, остатки профильной кровельной жести и т.п.) территории полигона по сбору и утилизации промышленных и бытовых отходов в районе куста в„– 212 правобережной части Приобского месторождения.
В целях устранения выявленного нарушения управлением выдано предписание от 09.12.2014 в„– 376-ОК/40, в соответствии с которым обществу надлежало в срок до 01.03.2015 обеспечить приведение территории полигона по сбору и утилизации промышленных и бытовых отходов согласно требованиям природоохранного законодательства в области обращения с отходами.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания в связи с несоблюдением обществом природоохранного законодательства на участке, который используется им в своей хозяйственной деятельности с привлечением подрядных организаций.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В силу положений статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон в„– 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со статьей 12 Закон в„– 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество является лицом, использующим спорный земельный участок при оказании услуг по добыче нефти и попутного нефтяного газа (деятельности, связанной с обращением с отходами производства и потребления), в том числе с привлечением сторонних организаций.
В этой связи суды правомерно указали на наличие у общества обязанности по недопущению захламления отходами производства и потребления имеющегося на данном участке полигона по сбору и утилизации промышленных и бытовых отходов вне зависимости от того, в результате чьей деятельности (его или привлеченных им подрядных организаций) образованы эти отходы.
Поскольку на момент проведения проверки ООО "РН-Юганскнефтегаз" не были приняты меры по оборудованию места (площадки), сбора и временного размещения на единой оборудованной площадке металлолома, захламляющего территорию полигона в различных местах, у управления имелись правовые основания для вынесения оспариваемого предписания.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое предписание соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 12.05.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 28.09.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А75-1515/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
Т.И.ОТЧЕСКАЯ


------------------------------------------------------------------