Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.09.2016 N Ф04-3735/2016 по делу N А67-7253/2015
Требование: Об оспаривании отказа в возбуждении дела о нарушении предприятием антимонопольного законодательства.
Обстоятельства: По мнению общества, уведомление предприятия о намерении прекратить вещание канала и об отказе в продлении заключенного договора об оказании услуг связи является злоупотреблением доминирующим положением.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку у антимонопольного органа отсутствуют основания для возбуждения дела, не имеется признаков злоупотребления правом со стороны предприятия, обязательства сторон договора прекращены в результате обоснованных действий предприятия, которое не имеет технической возможности предоставлять соответствующие услуги.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Томской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2016 г. по делу в„– А67-7253/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Телерадиокомпания ТВ-2" на решение от 26.02.2016 Арбитражного суда Томской области (судья Гапон А.Н.) и постановление от 06.05.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Бородулина И.И., Колупаева Л.А.) по делу в„– А67-7253/2015 по заявлению закрытого акционерного общества "Телерадиокомпания ТВ-2" (634012, город Томск, улица Елизаровых, 51а, ИНН 7017002009, ОГРН 1027000906811) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (634009, город Томск, проспект Ленина, 111-50, ИНН 7019027633, ОГРН 1027000886384) об оспаривании действий и обязании устранить допущенные нарушения.
Другое лицо, участвующее в деле, - федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть".
В заседании приняли участие представители:
от закрытого акционерного общества "Телерадиокомпания ТВ-2" - Ольговская А.А. по доверенности от 19.09.2016;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области - Бутенко И.В. по доверенности от 12.02.2016;
от федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" - Потылицын А.Е. по доверенности от 12.01.2015, Красильников Б.В. по доверенности от 16.12.2014.
Суд

установил:

закрытое акционерное общество "Телерадиокомпания ТВ-2" (далее - ЗАО "Телерадиокомпания ТВ-2", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - антимонопольный орган, управление) по отказу в возбуждении дела о нарушении федеральным государственным унитарным предприятием "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Томский областной радиотелевизионный передающий центр" (далее - ФГУП "РТРС", предприятие) антимонопольного законодательства (письмо от 22.07.2015 в„– ЛР/3694) и обязании возбудить такое дело.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГУП "РТРС".
Решением от 26.02.2016 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 06.05.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Телерадиокомпания ТВ-2", ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм права, просит принятые судебные акты отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Податель кассационной жалобы считает, что наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях предприятия подтверждается аналитическим отчетом по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг связи для целей эфирной трансляции телеканалов в городе Томске и выданным антимонопольным органом предупреждением; факт неисполнения ФГУП "РТРС" данного предупреждения влечет необходимость возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства; судами не дана оценка обстоятельствам отказа ФГУП "РТРС" от заключения договора с обществом и от разрешительных документов.
В отзывах на кассационную жалобу управление и предприятие просят оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 19.05.2011 между ФГУП "РТРС" и ЗАО "Телерадиокомпания ТВ-2" был заключен договор об оказании услуг связи для целей эфирного телевизионного вещания в„– 79/27/11 (далее - договор об оказании услуг связи), пунктом 6.1.2 которого установлено право каждой стороны на отказ от исполнения договора в одностороннем порядке, уведомив об этом другую сторону не менее чем за месяц до даты прекращения договора.
Уведомлением от 28.11.2014 в„– 2592 предприятие сообщило обществу о намерении прекратить вещание канала с 01.01.2015 и об отказе в продлении заключенного договора об оказании услуг связи.
Ссылаясь на злоупотребление предприятием своим доминирующим положением, общество обратилось в управление с заявлением.
Письмом от 22.07.2015 в„– ЛР/3694 управление сообщило обществу об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ФГУП "РТРС".
Не согласившись с данным отказом антимонопольного органа, ЗАО "Телерадиокомпания ТВ-2" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия у управления оснований для возбуждения дела о нарушении ФГУП "РТРС" антимонопольного законодательства, поскольку поведение данного хозяйствующего субъекта не содержит признаков злоупотребления доминирующим положением.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в полномочия антимонопольного органа входит возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
В силу части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Заявление общества, поданное в антимонопольный орган, содержало указание на признаки злоупотребления ФГУП "РТРС" доминирующим положением на рынке оказания услуг связи для целей трансляции телеканалов в городе Томске при отказе в продлении договора об оказании услуг связи.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектам запрещено совершать действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В силу пунктов 3.35, 3.40 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 в„– 339 (далее - Регламент) при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы; в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом с целью установления доминирующего положения ФГУП "РТРС" направлена служебная записка от 08.12.2014 в отдел экономического анализа управления для проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке и 19.12.2014 выдано предупреждение предприятию о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем заключения договора об оказании услуг связи для целей эфирного телевизионного вещания в срок до 01.01.2015.
Согласно пункту 3.39 Регламента в ходе рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у коммерческих организаций документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.
В ответ на запрос управления ФГУП "РТРС" письмом от 24.12.2014 сообщило ему о рассмотрении в Арбитражном суде Томской области заявления общества о признании недействительным одностороннего отказа ФГУП "РТРС" от договора об оказании услуг связи (дело в„– А67-8258/2014).
В связи с этим антимонопольным органом 24.12.2014 принято решение об отложении рассмотрения заявления общества до разрешения гражданско-правового спора в суде.
Вступившим в законную силу решением от 09.04.2015 Арбитражного суда Томской области по делу в„– А67-8258/2014 об отказе обществу в удовлетворении иска о признании недействительным одностороннего отказа предприятия от исполнения договора об оказании услуг связи.
При этом судом указано на то, что обязательства сторон названного договора прекращены в результате правомерных действий предприятия, которое не имеет технической возможности предоставлять соответствующие услуги в 2015 году.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он не только занимал доминирующее положение, но и совершал действия (бездействия), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц.
Принимая во внимание вступивший в законную силу судебный акт по делу в„– А67-8258/2014, антимонопольный орган пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях ФГУП "РТРС" признаков нарушения антимонопольного законодательства, поскольку отказ от продолжения договорных отношений с обществом был обусловлен уважительными причинами (отсутствием технической возможности). Наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта не является достаточным основанием для квалификации его действий по статье 10 Закона о защите конкуренции.
Доводы общества о безусловной обязанности антимонопольного органа возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства по причине неисполнения хозяйствующим субъектом выданного ему предупреждения основаны на ошибочном толковании действующего законодательства и правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций.
Исходя из положений статьи 16 АПК РФ и содержания судебных актов по делу в„– А67-8258/2014, установивших правомерность действий ФГУП "РТРС" при отказе от продолжения договорных отношений с обществом, оснований для иной оценки поведения предприятия при направлении обществу уведомления от 28.11.2014 у антимонопольного органа и арбитражных судов не имелось.
При таких обстоятельствах арбитражные суды обоснованно согласились с доводами антимонопольного органа об отсутствии у него правовых оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении предприятия.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, по существу сводятся к несогласию общества с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ не допускается при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 26.02.2016 Арбитражного суда Томской области и постановление от 06.05.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А67-7253/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Д.В.ГРИГОРЬЕВ

Судьи
В.И.ИЛЬИН
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА


------------------------------------------------------------------