Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.02.2016 N Ф04-70/2016 по делу N А46-9607/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, обязании предоставить данную субсидию.
Обстоятельства: Уведомлением Министерство сельского хозяйства и продовольствия субъекта РФ отказало главе крестьянского хозяйства в предоставлении субсидии, сославшись на несоответствие его категориям получателей субсидий из-за наличия задолженности по налогам.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку на момент отказа министерство располагало информацией о фактическом отсутствии у главы КФХ задолженности по налогам в бюджеты всех уровней.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2016 г. по делу в„– А46-9607/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение от 16.09.2015 Арбитражного суда Омской области (судья Крещановская Л.А.) и постановление от 10.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н.) по делу в„– А46-9607/2015 по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Петросяна Левона Оганесовича (646870, Омская область, Одесский район, село Белосток) к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области (644043, город Омск, улица Красный путь, 3, ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658) о признании незаконным отказа и обязании предоставить субсидию.
Суд

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Петросян Левон Оганесович (далее - глава КФХ Петросян Л.О.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, изложенного в письме от 10.08.2015, и обязании предоставить данную субсидию.
Решением от 16.09.2015 Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 10.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель кассационной жалобы указывает на то, что отсутствие задолженности по налогам в бюджеты всех уровней в соответствии с абзацем пятым пункта 4 Порядка предоставления из областного бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 27.02.2013 в„– 30-п (далее - Порядок предоставления субсидий), подтверждается справкой налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам либо ответом на межведомственный запрос министерства. При определении категории получателя субсидии министерство не вправе руководствоваться документами, которые не включены в перечень документов, определенный Порядком предоставления субсидий.
Глава КФХ Петросян Л.О. отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В силу части 3 статьи 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 15.07.2015 глава КФХ Петросян Л.О. обратился в министерство с заявлением о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.
В связи с отсутствием в приложенном к указанному заявлению "пакете" документов справки налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, министерство направило в Федеральную налоговую службу межведомственный запрос, в ответе на который отмечено наличие у главы КФХ Петросяна Л.О. задолженности по налогам по состоянию на 15.07.2015.
20.07.2015 глава КФХ Петросян Л.О. направил в адрес министерства пояснения о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.
Уведомлением от 10.08.2015 министерство отказало главе КФХ Петросяну Л.О. в предоставлении субсидии, сославшись на несоответствие его категориям получателей субсидий, установленным Порядком предоставлении субсидий, из-за наличия задолженности по налогам.
Не согласившись с указанным отказом, глава КФХ Петросян Л.О. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из осведомленности министерства об отсутствии у главы КФХ Петросяна Л.О. недоимки по налогам на момент принятия оспариваемого решения.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, решение и действия (бездействие) - незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемыми актом, решением и действиями (бездействием) прав заявителя.
Порядок предоставления из областного бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства утвержден постановлением Правительства Омской области от 27.02.2013 в„– 30-п.
Пунктом 4 Порядка предоставления субсидий установлено, что к категории получателей субсидий относятся сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых, в частности, отсутствует задолженность по налогам в бюджеты всех уровней.
Отсутствие указанной задолженности подтверждается справкой налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, представляемой сельскохозяйственным товаропроизводителем по собственной инициативе вместе с документами для получения субсидий. В случае непредставления такой справки необходимые сведения запрашиваются министерством в соответствии с законодательством.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что у главы КФХ Петросяна Л.О. отсутствовала задолженность по налогам по состоянию на 15.07.2015 (дата подачи заявления на предоставление субсидии).
Данное обстоятельство подтверждается пояснениями главы КФХ Петросяна Л.О. от 20.07.2015, представленными в адрес министерства, а также пояснениями Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 6 по Омской области (далее - инспекция) от 04.08.2015 к справке от 15.07.2015 в„– 23482 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 15.07.2015.
В указанных пояснениях инспекция подтвердила, что 14.07.2015 глава КФХ Петросян Л.О. оплатил все недоимки по налогам и с этого дня его обязанность по уплате налога в силу положений подпункта 3 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации считается исполненной. В связи с тем, что ОАО "Сбербанк России" выполнило обязательства по переводу средств на счет Федерального казначейства только 15.07.2015, справка в„– 234482 не отражает фактическое состояние расчетов главы КФХ Петросян Л.О. с бюджетом.
Исходя из этого суды признали, что на момент обращения с заявлением о предоставлении субсидии глава КФХ Петросян Л.О. фактически соответствовал критериям получателей субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, в частности, не имел задолженности по налогам, пеням, штрафам перед бюджетом.
Поскольку на момент вынесения решения об отказе в предоставлении субсидии министерство располагало информацией о фактическом отсутствии у главы КФХ Петросяна Л.О. задолженности по налогам в бюджеты всех уровней, суды обоснованно сочли, что у министерства отсутствовали основания для отказа главе КФХ Петросяну Л.О. в предоставлении субсидии.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконным оспариваемый отказ министерства и с целью восстановления нарушенного права возложили на него обязанность предоставить главе КФХ Петросяну Л.О. субсидию на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства за 2015 год.
При ином походе глава КФХ Петросян Л.О. лишается возможности защиты и восстановления своих нарушенных прав на получение субсидии.
Иное толкование подателем жалобы норм Порядка предоставления субсидий, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривается, поскольку министерство освобождено от уплаты государственной пошлины (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 16.09.2015 Арбитражного суда Омской области и постановление от 10.12.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А46-9607/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.А.АЛЕКСЕЕВА

Судьи
А.А.БУРОВА
Г.В.ЧАПАЕВА


------------------------------------------------------------------