Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.02.2016 N Ф04-349/2016 по делу N А45-3144/2015
Требование: О признании незаконным бездействия, обязании принять в муниципальную собственность имущество, определении организации в системе теплоснабжения, которая будет осуществлять его обслуживание.
Обстоятельства: Заявитель подключен к сетям теплоснабжающей организации опосредованно, через сеть неустановленного титульного владельца, спорная тепловая труба проходит в подвале гостиницы и в процесс транспортировки тепловой энергии в здание не включена.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в силу закона спорный объект инженерной инфраструктуры должен находиться в муниципальной собственности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Новосибирской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2016 г. по делу в„– А45-3144/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Доронина С.А.,
судей Кадниковой О.В.,
Лошкомоевой В.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу мэрии города Новосибирска на решение от 03.09.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Булахова Е.И.) и постановление от 26.11.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Бородулина И.И., Усанина Н.А.) по делу в„– А45-3144/2015 Арбитражного суда Новосибирской области, принятые по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центральная-Альфа" (630099, город Новосибирск, улица Ленина, 3, ИНН 5406389884, ОГРН 1072225002156) к мэрии города Новосибирска (630099, город Новосибирск, Красный проспект, 34, ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100) о признании незаконным бездействия, об обязании принятия в муниципальную собственность имущества.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество "Новосибирскгортеплоэнерго", муниципальное унитарное предприятие "Энергия", департамент энергетики и жилищно - коммунального хозяйства мэрии города Новосибирска, акционерное общество "СИБЭКО".
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Центральная-Альфа" Калиниченко Е.Г. по доверенности от 23.06.2015.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Центральная-Альфа" (далее - ООО "Центральная-Альфа", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к мэрии города Новосибирска (далее - мэрия, кассатор) о признании незаконным бездействия, об обязании принятия в муниципальную собственность имущества: тепловые сети от ТК 413 до точи врезки "А" на теплотрассе 2d200 (T1,T2) L=17 м; теплосети от точки врезки "А" до ТК 413-2, ТК 413-6 (2d 150 T1, Т2 L=85 м; теплосети 2d125 (T1, Т2 L=10 м); теплосети 2d125 (T1, Т2 L=30 м) в Центральном районе города Новосибирска (далее - тепловая сеть, теплотрасса) и об определении теплосетевой организации или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, которая будет осуществлять его содержание и обслуживание.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Новосибирскгортеплоэнерго" (далее - ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго"), муниципальное унитарное предприятие "Энергия", департамент энергетики и жилищно - коммунального хозяйства мэрии города Новосибирска, акционерное общество "СИБЭКО".
Решением от 03.09.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 26.11.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, полагая, что судами первой и апелляционной инстанций нарушены нормы действующего законодательства, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, мэрия просит решение от 03.09.2015 и постановление от 26.11.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, обращение ООО "Центральная-Альфа" в мэрию с заявлением о принятии в муниципальную собственность участка тепловой сети не свидетельствует о безусловной обязанности принятия этого имущества; суды ошибочно пришли к выводу о наличии бездействия со стороны мэрии, поскольку после обращения было проведено совещание и заявителю были даны разъяснения относительно последующих его действий.
Кассатор ссылается на неправильные выводы судов о том, что спорный участок теплотрассы не относится к объектам недвижимого имущества в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности на него и не отвечает критериям общего имущества, установленным статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Мэрия указывает, что на спорном участке тепловой сети имелась вентиляционная шахта, которая впоследствии была демонтирована обществом. До ее демонтажа, участок теплотрассы обслуживал помещения, находящиеся в здании гостиницы "Центральная", расположенной по адресу: город Новосибирск, улица Ленина, 3. Данному обстоятельству судами не была дана надлежащая правовая оценка. Также полагает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии вспомогательного значения теплотрассы по отношению к зданию гостиницы "Центральная".
Кроме того, заявитель жалобы считает, что обязание мэрии в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения принять в муниципальную собственность тепловую сеть не соответствует пункту 3 статьи 225 ГК РФ.
ООО "Центральная-Альфа" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Центральная-Альфа" с доводами кассационной жалобы не согласился, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев кассационную жалобу, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами ООО "Центральная-Альфа" является собственником нежилых помещений в здании гостиницы "Центральная" (далее по тексту - гостиница), расположенной по адресу: город Новосибирск, улица Ленина, 3.
Акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей является одним из документов, фиксирующих подключение к системам теплоснабжения. В акте указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок и источников тепловой энергии по признаку владения на праве собственности или ином законном основании (пункт 43 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 в„– 307).
В соответствии с актом разграничения тепловых сетей и энергопринимающего устройства, находящегося на праве собственности или во владении на ином законном основании и эксплуатационной ответственности от 13.07.2007, подписанным между ООО "Центральная-Альфа" (абонент по договору теплоснабжения) и ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" (теплоснабжающая организация), абонент подключен к теплосетям теплоснабжающей организации опосредованно, через сеть неустановленного титульного владельца.
Действительно, спорная тепловая сеть (тепловая труба) проходит в подвале здания гостиницы, но при этом теплотрасса не задействована в процессе транспортировки тепловой энергии в помещения здания гостиницы и не включена в состав ее имущества, а проходит транзитом и служит для обеспечения тепловой энергией других самостоятельных объектов в городе Новосибирске.
Доказательств, подтверждающих наличие сведений о правообладателе (владельце) тепловой сети, правопритязаний на нее третьих лиц, в материалах дела не имеется, следовательно, суды правильно признали ее как бесхозяйную, не отвечающую критериям общего имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В силу пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление в„– 3020-1), а также абзаца четвертого пункта 1 приложения в„– 3 к постановлению в„– 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятия) передаются в муниципальную собственность городов.
Согласно пункту 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 в„– 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" (далее - информационное письмо от 11.06.1997 в„– 15) объекты, указанные в приложении в„– 3 к постановлению в„– 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Удовлетворяя требования ООО "Центральная-Альфа", суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 225 ГК РФ, пункта 4 части 1 статьи 16 Закона в„– 131-ФЗ, пункта 2 постановления в„– 3020-1, разъяснениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данными в пункте 5 информационного письма от 11.06.1997 в„– 15, пришли к обоснованному выводу о том, что в силу прямого указания закона спорный объект инженерной инфраструктуры (тепловая труба) должен находиться в муниципальной собственности. Мэрией не совершены предусмотренные законом действия по принятию бесхозяйной тепловой сети в муниципальную собственность для осуществления ее эксплуатации и содержания.
Доводу мэрии о том, что ООО "Центральная-Альфа", являясь собственником здания гостиницы, фактически владеет спорным участком теплотрассы, судами дана надлежащая правовая оценка исходя из содержания акта разграничения тепловых сетей и энергопринимающего устройства, схемы разграничения к нему, определяющих границу принадлежности тепловой сети между неустановленным титульным владельцем и заявителем в точке врезки. Данными документами также опровергается утверждение кассатора о наличии в подвале гостиницы вентиляционной шахты.
При изложенных обстоятельствах суды двух инстанций на законном основании удовлетворили требования ООО "Центральная-Альфа".
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии обжалуемых судебных актов не было допущено нарушений норм материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 03.09.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 26.11.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А45-3144/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.А.ДОРОНИН

Судьи
О.В.КАДНИКОВА
В.А.ЛОШКОМОЕВА


------------------------------------------------------------------