Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.10.2016 N Ф04-4564/2016 по делу N А81-300/2016
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного в сфере жилищного надзора органа.
Обстоятельства: По итогам проверки заявителю выдано предписание передать товариществу собственников жилья техническую документацию на дом и направить акт приема-передачи в орган государственного жилищного надзора.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку признание недействительным решения общего собрания собственников помещений при создании ТСЖ не доказано, договор управления домом, на основании которого заявитель осуществлял управление МКД, прекращен, основания для удержания документации заявителем отсутствовали.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2016 г. по делу в„– А81-300/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Ильина В.И.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Уренгойжилсервис" на решение от 24.03.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Садретинова Н.М.) и постановление от 28.07.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу в„– А81-300/2016 по заявлению акционерного общества "Уренгойжилсервис" (629307, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, улица Железнодорожная, 102, ИНН 8904046691, ОГРН 1058900649642) к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Мира, 2а, ИНН 8901017533, ОГРН 1068901001102) о признании недействительным предписания.
Другое лицо, участвующее в деле, - товарищество собственников недвижимости "ТСЖ Дружба-2".
В заседании принял участие представитель акционерного общества "Уренгойжилсервис" - Цема А.В. по доверенности от 01.12.2015.
Суд

установил:

акционерное общество "Уренгойжилсервис" (далее - общество, АО "Уренгойжилсервис") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - уполномоченный орган, департамент) от 28.12.2015 в„– 1941.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников недвижимости "ТСЖ Дружба-2" (далее - товарищество, ТСН "ТСЖ Дружба-2").
Решением от 24.03.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 28.07.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, АО "Уренгойжилсервис", ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, просит решение от 24.03.2016 и постановление от 28.07.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, общество правомерно отказало товариществу в передаче испрашиваемой им документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Новый Уренгой, микрорайон Дружба, 2, корпус 6 (далее - МКД), поскольку решение о выборе способа управления МКД и о создании ТСН "ТСЖ Дружба-2" принято в отсутствие необходимого кворума; судами при принятии решения неверно истолкована часть 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс).
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Товарищество отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 21.11.2012 решением общего собрания собственников жилых помещений в МКД общество избрано в качестве компании, осуществляющей управление МКД.
Согласно протоколу от 30.09.2015 в„– 2 собственниками помещений в МКД принято решение о выборе иного способа управления МКД - ТСН "ТСЖ Дружба-2".
С целью осуществления лицензионного контроля по фактам, изложенным в обращении собственника помещения МКД, департаментом в период с 11.12.2015 по 28.12.2015 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований, в ходе которой установлено невыполнение АО "Уренгойжилсервис" обязанностей по передаче товариществу технической документации и иных документов, связанных с управлением МКД.
По результатам указанной проверки уполномоченным органом 28.12.2015 органом составлен акт проверки и выдано предписание в„– 1941 в соответствии с которым обществу необходимо в срок до 01.02.2016 устранить нарушения пункта 2.3. части 2 статьи 161 и части 10 статьи 162 Жилищного кодекса путем передачи товариществу технической документации на МКД и направления копии акта приема-передачи в орган государственного жилищного надзора в течение 3 дней со дня его подписания передающей и принимающей сторонами.
Не согласившись с данным предписанием, АО "Уренгойжилсервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Из положений статьи 44 Жилищного кодекса следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления своим домом установлена в статье 161 Жилищного кодекса. Способ управления выбирается и может быть изменен в любое время на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 9 статьи 162 Жилищного кодекса многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с требованиями части 10 статьи 162 Жилищного кодекса управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, определен разделом V Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 в„– 416 (далее - Правила).
В случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес (пункт 18 Правил).
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая соответствующее уведомление, передает в установленном Правилами порядке, техническую документацию на многоквартирный дом организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса (пункт 19 Правил).
Как установлено судами в ходе судебного разбирательства, из представленного в материалы дела протокола от 30.09.2015 общего собрания собственников помещений в МКД, собственниками помещений принято решение о создании в отдельно взятом МКД товарищества, о чем АО "Уренгойжилсервис" было уведомлено 16.11.2015. Однако обязанность по передаче технической документации ТСН "ТСЖ Дружба-2" общество не исполнило.
Ссылка общества на то, что при создании ТСН "ТСЖ Дружба-2" отсутствовал необходимый кворум, не принята во внимание арбитражными судами при рассмотрении настоящего спора, поскольку доказательства признания недействительным решения общего собрания собственников помещений МКД, проведенного 30.09.2015, в материалы дела не представлены.
При этом судами отмечено, что часть 6 статьи 46 Жилищного кодекса предоставляет право обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований Жилищного кодекса, лишь собственнику помещения в МКД. Иным субъектам данное право законом не предоставлено.
Учитывая, что договор управления домом на основании которого общество осуществляло управление МКД, в настоящее время прекращен, управление домом, передано созданному товариществу, суды правомерно сочли, что оснований для удержания технической документации на МКД у АО "Уренгойжилсервис" не имеется.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает его прав и законных интересов.
Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
При подаче кассационной жалобы общество уплатило государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 500 рублей.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации обществу следует возвратить из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 08.08.2016 в„– 3118.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 24.03.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 28.07.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А81-300/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Уренгойжилсервис" из федерального бюджета 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 08.08.2016 в„– 3118.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Д.В.ГРИГОРЬЕВ

Судьи
В.И.ИЛЬИН
Г.А.ШАБАНОВА


------------------------------------------------------------------