По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.12.2016 N Ф04-5397/2016 по делу N А46-2331/2016
Требование: О признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Решением распространенная обществом в эфире радиоканалов реклама дистанционного способа продажи лекарственных препаратов признана нарушающей ФЗ "О рекламе", обществу выдано предписание о прекращении нарушения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт распространения сведений о дистанционной реализации обществом именно лекарственных средств не установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2016 г. по делу в„– А46-2331/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Ильина В.И.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области на решение от 15.04.2016 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 25.07.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу в„– А46-2331/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Аптеки "Фармакопейка" (630099, город Новосибирск, улица Орджоникидзе, 27, ИНН 5501207372, ОГРН 1085543016690) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (64010, город Омск, проспект Карла Маркса, 12А, ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939) об оспаривании ненормативных правовых актов.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Краецкая Е.Б.) в заседании участвовали представители:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Морозов А.А. по доверенности от 11.01.2015,
от общества с ограниченной ответственностью Аптеки "Фармакопейка" - Догадин А.О. по доверенности от 01.12.2016.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью Аптеки "Фармакопейка" (далее - общество, ООО Аптеки "Фармакопейка") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 28.01.2016 по делу в„– 06-10.1/90-2015 незаконными.
Решением от 15.04.2016 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 25.07.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования общества удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, антимонопольный орган, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, просит решение от 15.04.2016 и постановление от 25.07.2016 отменить, в удовлетворении заявленных ООО Аптеки "Фармакопейка" требований отказать.
По мнению управления, судами не приняты во внимание пункты 15, 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 в„– 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", согласно которым информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. При этом для поддержания интереса к товару не обязателен показ самого товара (упоминания о товаре).
Податель жалобы считает, что обществом рекламировалась дистанционная продажа, в том числе и лекарственных средств, поскольку распространяемая в эфире радиоканалов информация не позволяла сделать вывод о том, что доставка осуществляется только в отношении товаров, не являющихся лекарственными средствами.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольным органом были выявлены факты распространения ООО Аптеки "Фармакопейка" в эфире радиоканала "Радио-3" (май 2015 года) и в эфире радиоканала "Дорожное радио Омск" (апрель - октябрь 2015 года) информации следующего содержания: "Новая услуга от Фармакопейки. Доставка до двери от 1 000 рублей при заказе на сайте Фармакопейка.ру или по бесплатному телефону 8-800-200-97-07. Онлайн-заказ всегда выгодней. ООО Аптеки "Фармакопейка".
Решением управления от 28.01.2016 по делу в„– А06-10.1/90-2015 реклама дистанционного способа продажи лекарственных препаратов, распространенная обществом в эфире радиоканала "Радио-3" и радиоканала "Дорожное радио Омск", признана ненадлежащей как нарушающая требования пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон в„– 38-ФЗ).
На основании указанного решения обществу выдано предписание от 28.01.2016 о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Не согласившись с решением и предписанием управления, ООО Аптеки "Фармакопейка" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Суды первой и апелляционной инстанций сочли недоказанным факт нарушения обществом требований пункта 3 части 3 статьи 5 Закона в„– 38-ФЗ, поэтому удовлетворили заявленные им требования.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Согласно статье 3 Закона в„– 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1); объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2).
В силу пункта 3 части 3 статьи 5 Закона в„– 38-ФЗ реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока, признается недостоверной.
Из положений пункта 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 в„– 55, пункта 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 в„– 612, Указа Президента Российской Федерации от 22.02.1992 в„– 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" следует, что реализация лекарственных средств посредством дистанционного способа продажи не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 в„– 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственные средства - это вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Проанализировав содержание рекламы, размещенной ООО Аптеки "Фармакопейка" в эфире радиоканалов "Радио-3" и "Дорожное радио Омск", суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии в ней сведений о дистанционной реализации обществом именно лекарственных средств.
При этом суды обоснованно отклонили ссылки антимонопольного органа на информацию, указанную на сайте www.farmakopeika.ru, поскольку оспариваемым решением была признана ненадлежащей только реклама, распространенная на радиоканалах.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требования общества, признав решение и предписание управления не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ не допускается при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.04.2016 Арбитражного суда Омской области и постановление от 25.07.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А46-2331/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.А.ШАБАНОВА
Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
В.И.ИЛЬИН
------------------------------------------------------------------