Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.06.2016 N Ф04-2162/2016 по делу N А46-10309/2015
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа в части.
Обстоятельства: Предприниматель не согласился с решением антимонопольного органа в части признания соответствующим закону требования к участникам электронного аукциона на поставку лекарственных средств медицинскому учреждению о наличии лицензии на производство или оптовую продажу лекарственных средств.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку поставщиками лекарственных препаратов в медицинское учреждение могут быть производители лекарственных средств и организации оптовой торговли указанными средствами, осуществление поставки лекарственных препаратов аптечной организацией законом не предусмотрено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2016 г. по делу в„– А46-10309/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Ильина В.И.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Савицким В.О., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировны на решение от 24.11.2015 Арбитражного суда Омской области (судья Пермяков В.В.) и постановление от 17.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу в„– А46-10309/2015 по заявлению индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировны (ОГРНИП 312302508100050) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (644010, Омская область, город Омск, проспект Карла Маркса, 12 А, ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939) о признании недействительным решения.
Другое лицо, участвующее в деле, - бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Называевская центральная районная больница".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании участвовал представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Кузьменко А.В. по доверенности от 16.05.2016.
Суд

установил:

индивидуальный предприниматель Выборнова Юлия Владимировна (далее - предприниматель, Выборнова Ю.В.) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - антимонопольный орган, управление) о признании незаконным решения от 10.08.2015 в„– 03-10.1/272-2015 в части признания соответствующим закону требования к участникам закупки о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Называевская центральная районная больница" (далее - учреждение, заказчик).
Решением от 24.11.2015 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 17.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Выборнова Ю.В., ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение от 24.11.2015 и постановление от 17.02.2016 отменить, заявленное требование удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, установленное в аукционной документации требование о наличия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля лекарственными средствами) не соответствует части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 44-ФЗ) и ограничивает число участников размещения заказа.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующего в судебном заседании представителя антимонопольного органа, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 30.07.2015 на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru заказчиком размещено извещение в„– 0352300000915000044 о проведении аукциона в электронной форме на поставку лекарственных средств (далее - электронный аукцион).
Полагая, что документация об электронном аукционе разработана учреждением с нарушением требований Закона в„– 44-ФЗ, Выборнова Ю.В. обратилась с жалобой в антимонопольный орган.
Решением управления от 10.08.2015 в„– 03-10.1/272-2015 данная жалоба признана частично обоснованной, в действиях заказчика установлены нарушения пунктов 1, 6 части 1 статьи 33, пункта 7 части 2 статьи 45, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона в„– 44-ФЗ.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, в части признания соответствующим закону требования к участникам электронного аукциона о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами", Выборнова Ю.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из правомерности установления в аукционной документации требования о предоставлении участниками лицензии на производство или оптовую продажу лекарственных средств.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Закона в„– 44-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона в„– 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон в„– 99-ФЗ) лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
- производство лекарственных средств (пункт 16 части 1 статьи 12 Закона в„– 99-ФЗ);
- фармацевтическая деятельность (пункт 47 части 1 статьи 12 Закона в„– 99-ФЗ).
Отношения, возникающие в связи с обращением на территории Российской Федерации лекарственных средств, регулируются Федеральным законом от 12.04.2010 в„– 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств).
Производство лекарственных средств на территории Российской Федерации осуществляется производителями лекарственных средств, имеющими лицензию на производство лекарственных средств (часть 2 статьи 45 Федерального закона от 12.04.2010 в„– 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств).
Согласно части 8 статьи 45 Закона об обращении лекарственных средств производители лекарственных средств могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке: другим производителям лекарственных средств для производства лекарственных средств; организациям оптовой торговли лекарственными средствами; аптечным организациям, ветеринарным аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность; научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы; медицинским организациям и ветеринарным организациям; организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных.
Согласно статье 52 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии со статьей 53 Закона об обращении лекарственных средств организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке: 1) другим организациям оптовой торговли лекарственными средствами; 2) производителям лекарственных средств для целей производства лекарственных средств; 3) аптечным организациям и ветеринарным аптечным организациям; 4) научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы; 5) индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность; 6) медицинским организациям, ветеринарным организациям; 7) организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных.
Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 55 Закон об обращении лекарственных средств).
Из системного анализа вышеуказанных норм следует, что поставщиками лекарственных препаратов в медицинское учреждение могут быть производители лекарственных средств и организации оптовой торговли указанными средствами, осуществление поставки лекарственных препаратов аптечной организацией не предусмотрена. Иное толкование действующего законодательства может привести к тому, что хозяйствующие субъекты смогут заниматься оптовой торговлей лекарственными препаратами, без соответствия соответствующей лицензии.
Поскольку в рассматриваемом случае проводился электронный аукцион на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов медицинскому учреждению для осуществления медицинской, в том числе, лечебной деятельности, не связанной с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, суды двух инстанций пришли к правильному выводу, что установленные заказчиком в аукционной документации требования о предоставлении лицензии на производство или оптовую продажу лекарственных средств соответствует действующему законодательству.
При этом суды обоснованно указали, что данное ограничение не ограничивает число участников размещения заказа, так как субъекты розничной торговли лекарственными средствами в силу закона не вправе осуществлять поставку лекарственных средств.
Доказательств того, что решение антимонопольного органа в оспариваемой части нарушает права Выборновой Ю.В. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не представлено.
С учетом изложенного арбитражные суды обоснованно правомерно отказали предпринимателю в удовлетворении заявленного требования.
Доводы предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судов первой и апелляционной инстанций. Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 24.11.2015 Арбитражного суда Омской области и постановление от 17.02.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А46-10309/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Д.В.ГРИГОРЬЕВ

Судьи
В.И.ИЛЬИН
Г.А.ШАБАНОВА


------------------------------------------------------------------