Типы документов



Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.06.2016 N Ф04-2177/2016 по делу N А70-10290/2015
Требование: Об оспаривании распоряжения об утверждении перечня зданий и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в части включения в перечень спорного здания.
Обстоятельства: По мнению общества, принадлежащее ему здание не обладает признаками административно-делового или торгового центра, по своему назначению относится к научно-производственным объектам и используется преимущественно для выполнения проектно-изыскательских работ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку спорное нежилое здание отвечает условиям для признания его административно-деловым центром в целях обложения налогом на имущество организаций.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тюменской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2016 г. по делу в„– А70-10290/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу публичного акционерного общества "Гипротюменнефтегаз" на решение от 17.11.2015 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 31.03.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу в„– А70-10290/2015 по заявлению публичного акционерного общества "Гипротюменнефтегаз" (625000, город Тюмень, улица Республики, 62, ИНН 7202017289, ОГРН 1027200880343) к Правительству Тюменской области, Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании частично недействительным распоряжения Правительства Тюменской области от 25.12.2014 в„– 2368-рп "Об утверждении перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
В заседании приняла участие представитель публичного акционерного общества "Гипротюменнефтегаз" - Конева Н.В. по доверенности от 18.03.2016.
Суд

установил:

публичное акционерное общество "Гипротюменнефтегаз" (далее - общество, ПАО "Гипротюменнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области к Правительству Тюменской области (далее - правительство) и Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент) о признании недействительным распоряжения Правительства Тюменской области от 25.12.2014 в„– 2368-рп "Об утверждении перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - распоряжение в„– 2368-рп) в части подпункта 3 приложения о включении в перечень здания с кадастровым номером 72:23:0217004:308, расположенного по адресу: город Тюмень, улица Республики, 62, код КЛАДР 720000010000166.
Решением от 17.11.2015 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 31.03.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Гипротюменнефтегаз", ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение от 17.11.2015 и постановление от 31.03.2016 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного им требований.
По мнению общества, судами не учтено, что принадлежащее ему здание не обладает признаками административно-делового или торгового центра и по своему назначению относится к научно-производственным, поскольку используется преимущественно для выполнения проектно-изыскательских работ по обустройству и реконструкции нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений; общая площадь помещений, переданных во временное владение и пользование третьим лицам, составляет 2 049, 6 кв. м (9,53 процента от общей площади здания); здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Податель жалобы считает, что исследование технического паспорта без проведения мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Тюменской области от 26.11.2014 в„– 595-п, не позволяет определить назначение и вид фактического использования нежилых помещений в здании.
Правительством и департаментом отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлены.
Определением от 31.05.2016 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа на основании части 4 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Отческой Т.И. на судью Шабанову Г.А., рассмотрение кассационной жалобы произведено с начала.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях присутствующего в заседании представителя ПАО "Гипротюменнефтегаз", суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, во исполнение пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации правительство распоряжением в„– 2368-рп утвердило Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - Перечень).
В пункт 3 Перечня включено здание с кадастровым номером 72:23:0217004:308, расположенное по адресу: город Тюмень, улица Республики, 62.
Земельный участок площадью 9 844 кв. м, на котором расположено указанное здание, и находящиеся в нем нежилые помещения общей площадью 21 505 кв. м принадлежат ПАО "Гипротюменнефтегаз" на праве собственности.
Письмом от 11.02.2015 в„– 01319/081 департамент отказал обществу в удовлетворении заявления об исключении данного здания из Перечня.
Полагая, что распоряжение в„– 2368-рп в части включения в Перечень здания, расположенного по адресу: город Тюмень, улица Республики, 62, противоречит нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, ПАО "Гипротюменнефтегаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций сочли, что у правительства имелись правовые и фактические основания включить принадлежащее обществу здание в Перечень, поэтому отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Выводы судов являются правомерными, соответствуют установленным по делу обстоятельством.
В силу положений статей 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении таких видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что в целях данной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Таким образом, по смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации нежилое здание может быть признано административно-деловым центром при условии, если не менее 20 процентов помещений его общей площади предназначены для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Исследовав и оценив в порядке статей 71, 268 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что общая площадь принадлежащего обществу здания составляет 21 505 кв. м, год постройки - 1973. Согласно техническому паспорту здания помещения, имеющие назначение "кабинет", занимают 5 117,5 кв. м, то есть 23,8 процентов от общей площади здания. В свидетельстве о государственной регистрации права собственности от 26.08.2010 серии 72 НЛ 924819 в качестве объекта права указано административное здание.
С учетом изложенного суды пришли к выводу, что нежилое здание, расположенное по адресу: город Тюмень, улица Республики, 62, отвечает условию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что является достаточным для признания такого здания административно-деловым центром в целях налогообложения налогом на имущество организаций.
При этом суды сочли необоснованными доводы общества об использовании здания для производства научно-технической продукции и не проведении департаментом мероприятий по определению назначения и вида фактического использования нежилых помещений, поскольку в рассматриваемом случае отнесение здания к административно-деловому центру осуществлено исходя из его предназначения для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, которое в силу прямого указания подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается на основании документов технического учета (инвентаризации).
Принимая во внимание, что для подтверждения статуса спорного здания как административно-делового центра не требуется установление соответствия его подпункту 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суды отклонили как не имеющую правового значения ссылку общества на то, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, не предусматривает возможность размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Кроме того, судами верно отмечено, что формулировка разрешенного использования земельного участка "для размещения института" не исключает административного назначения такого здания.
При таких обстоятельствах вывод судов о правомерности включения в Перечень принадлежащего ПАО "Гипротюменнефтегаз" здания общей площадью 21 505 кв. м с условным номером 72:01/01:01:334:62:00, расположенного по адресу: город Тюмень, улица Республики, 62, является обоснованным.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 17.11.2015 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 31.03.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А70-10290/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Г.А.ШАБАНОВА

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
В.И.ИЛЬИН


------------------------------------------------------------------